Становление новой российской ментальности, трансформации в системе духовно-нравственных ориентиров молодежи послужили причиной приобщения молодых граждан страны к лучшим образцам культуры, историческому опыту и достижениям наших предков в различных областях жизни, восстановлению традиционных связей между поколениями.
Интеграция системы образования в мировую образовательную систему, социально-экономические изменения в обществе привели к модернизации российского образования в целом и военно-профессиональной подготовки допризывной молодежи, в частности. Вопросы военно-профессиональной подготовки в педагогической литературе рассматриваются достаточно часто с акцентом на разные аспекты: от исторического опыта до использования новейших современных технологий в условиях цифровизациии информатизации среды.
Большинством ученых проблема военно-профессионального образования рассматривается на основе анализа передового опыта дореволюционного и советского периодов развития, в том числе в вопросах определения роли кадетских корпусов в пополнении офицерами русской армии, особенно в XVIII–XIX вв.
Однако сегодня необходима новая стратегия военного образования с учетом изменившегося общества и требований, предъявляемых к офицерам Вооруженных Сил России. Военная реформа одним из приоритетных направлений обозначила обновление системы военно-профессионального образования – как его содержания, так и организации. В последние годы в России вновь активно развиваются кадетские корпуса, которые по праву можно считать одной из первичных ступеней формирования военно-профессиональной направленности подрастающего поколения. В истории развития военно-учебных заведений и российской системы просвещения в целом кадетские корпуса занимали одно из самых приоритетных мест в подготовке будущих офицерских кадров. При этом они являлись не только первичным уровнем в специальной военной подготовке будущих офицеров, но и обеспечивали им достойное гражданское образование, позволяющее выпускникам в дальнейшем получать образование в самых престижных вузах.
Нормативно-правовое регулирование кадетского образования в современной России осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 86). Этот закон позволяет создавать такие общеобразовательные организации, как «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский военный корпус», «морской кадетский военный корпус», «кадетская школа», «кадетский корпус», «морской кадетский корпус», «казачий кадетский корпус», «военно-музыкальное училище»*.
__________________________
* Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция 27.12.2019). – URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 22.01.2020)
Целью учреждений, в которых создаются кадетские классы, осуществляющие образование несовершеннолетних граждан, является «подготовка их к военной или иной государственной службе, в том числе к службе российского казачества»**. Прием в образовательные организации, осуществление образовательной деятельности тех учреждений, которые находятся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, утверждены приказом Министра обороны РФ № 515 от 21 июля 2014 г. Те, что относятся к Министерству внутренних дел Российской Федерации, утверждены Приказом МВД России № 682 от 15 июня 2015 г. Однако единого нормативного документа федерального уровня, который бы стал основой правовой базы, обеспечивающей стабильность и развитие системы кадетского образования в Российской Федерации, в настоящее время не разработано, хотя проблема концептуального осмысления развития кадетского образования весьма актуальна.
__________________________
** Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция 27.12.2019). – URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 22.01.2020)
В образовательном процессе кадетских корпусов, училищ, классов особая роль отводится воспитанию, которое организуется и осуществляется по разным направлениям: воинскому, патриотическому, трудовому, нравственному, этическому, эстетическому и др. Основы будущего профессионализма офицеров закладываются у кадетов в период обучения их основам общевойсковой подготовки. Именно поэтому особую актуальность приобретает проблема совершенствования военно-профессиональной подготовки кадетов, соответствие ее содержания, форм и методов новым требованиям.
Достижение успешных результатов в процессе военно-профессиональной подготовки кадетов во многом определяется совокупностью организационных и психолого-педагогических мер. Комплекс традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения и воспитания, практическая направленность дисциплин общевойсковой подготовки позволяют успешно формировать профессиональную направленность кадетов на военную службу: военные игры, конкурсы и викторины на знание истории и традиций воинской службы, встречи с ветеранами и участниками боевых действий, участие в Вахтах Памяти и Днях Героев Отечества, посещение воинских частей и др. Проведение воспитательной работы с кадетами основано на образцах мировой и национальной культуры, лучших многовековых традициях российской армии и флота, славных и героических страницах истории Отечества, общечеловеческих ценностях русского воинства.
Традиционно приоритетами в воспитании кадетов являлись гражданственность, патриотизм, верность воинскому долгу, высокая ответственность, дисциплинированность. Сегодня эти важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности воспитываются и развиваются у кадетов. Одной из основных задач обучения в кадетском корпусе является формирование у кадетов профессионально значимых качеств, умений, готовности их к активной деятельности в различных сферах жизни общества.
Главной задачей кадетских корпусов с учетом принципа преемственности является подготовка достойных граждан, патриотов, защитников Отечества, способных успешно выполнить свои гражданские и профессиональные обязанности в мирной жизни, достойно исполнить свой долг в ситуации военной угрозы для страны.
Анализ научно-исторической литературы по данной проблеме показал, что на прогрессивное развитие кадетского движения, систему образования и воспитания кадетов в дореволюционный период оказали существенное влияние сочинения передовых мыслителей, писателей и ученых того времени: Н.А.Добролюбова, Я.П.Козельского, Д.И.Менделеева, Н.И.Пирогова, Н.Г.Чернышевского и др. Следует при этом особо отметить, что все они в разное время преподавали в кадетских корпусах. Отдельным вопросам военно-профессиональной подготовки кадетов посвящен ряд научных работ, в которых:
– исследованы проблемы, обусловленные особенностями военно-учебных заведений разного типа, их внутренней структурой, социальными характеристиками их воспитанников; вопросы методического сопровождения процесса обучения и воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России (С.В.Волков, А.А.Колесников, A.M.Лушников, В.И.Харламов и др.);
– рассмотрены вопросы военного обучения и воспитания молодежи, реорганизации кадетских корпусов в военные гимназии, повышения качества практического обучения, внедрения зарубежного опыта, значимости военного духовенства в просвещении и воспитании будущих офицеров, привитии им патриотических чувств (П.О.Бобровский, М.И.Драгомиров, М.С.Лалаев, Д.А.Милютин и др.);
– проанализированы проблемы создания и развития кадетских корпусов, определены тенденции в организации воспитания кадетов, а также вопросы подбора и профессиональной подготовки педагогических кадров для кадетских корпусов (Н.И.Алпатов, М.Н.Жесткова, Б.М.Кончаков и др.);
– изучены роль и значение кадетских корпусов в подготовке военных офицеров (Л.Г.Бескровный, С.В.Волков, Ю.А.Галушко, А.А.Колесников и др.).
Наряду с отечественными исследованиями вопросов военно-профессиональной подготовки допризывной молодежи в кадетских корпусах, изучением истории становления и развития кадетского движения занимались и зарубежные авторы. И хотя эти работы были выполнены в основном эмигрантами, подробно представленный ими опыт дореволюционного периода обучения и воспитания молодежи позволяет расширить представления о становлении и развитии отечественных кадетских корпусов. Сегодня эти работы являются источником уникального опыта для тех, кто активно занимается кадетским движением, военно-образовательными организациями в целом.
В настоящий период обозначенные проблемы пополняются работами, в которых исследуются не только исторические аспекты кадетских заведений дореволюционного или советского этапа, но и раскрываются достижения и обозначаются проблемы современных военных учебных заведений довузовской подготовки.
Так, Э.М.Филиппов в своей работе кратко представляет историю военного образования и кадетских корпусов России, начиная с периода петровских реформ и до возрождения кадетских классов, училищ, корпусов в настоящее время. Подытоживая проведенный анализ проблемы среды в кадетских образовательных организациях, следует подчеркнуть, что в настоящее время ощущается недостаток исследований, раскрывающих разные грани этой проблемы. С учетом изменений государственного, экономического и социально-политического характера это подтверждает необходимость и целесообразность проведения исследований по данной тематике.