Тип урока: Комбинированный: усвоение новых знаний на основе ранее полученных предметных умений.
Цель:
Обучающие.
Обеспечить в ходе урока:
- усвоение знаний о строении атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер;
- закрепление основных химических понятий: амфотерность, амфотерный характер, заряд ядра, степень окисления);
- изучение новых понятий алюминаты, комплексные соли, термит, алюминиевые кислоты;
- формирование химического языка.
Развивающие:
- Развивать мотивацию к получению знаний, используя видеофрагменты в качестве иллюстративного материала.
- Развивать познавательную деятельность и самостоятельность учащихся выполнение лабораторных опытов.
- Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, компактно и логически последовательно излагать мысли в ходе формулирования выводов по проведенной работе.
- Развитие навыка аргументации
Воспитательные:
- Закрепление навыка самостоятельности при выполнении эксперимента и ответственности за его результат,
- Формирование навыка сотрудничества в ходе выполнения эксперимента.
Задачи:
Обучающие:
- Изучение физических и химических свойств алюминий на основе имеющихся знаний о строении атома, строении вещества, об общих химических свойствах металлов.
Развивающие:
- Формирование умения анализировать факты, полученные в результате наблюдений и проведении эксперимента;
- Формирование навыка записи наблюдений химическим языком (запись химических формул веществ, уравнений реакций);
- Формулировка и аргументация выводов по проведенным наблюдениям:
- Формулировка основной мысли (вывода).
- Развитие монологической речи.
Воспитательные:
- Формирование навыка организации рабочего места;
- Формирование самостоятельности и ответственности за результат выполнения работы;
- Формирование навыка сотрудничества в ходе выполнения;
- Развитие навыков самооценки.
Новизна: На уроке и при подготовке к нему дается возможность каждому ученику проанализировать рассмотренный материал, что в свою очередь позволяет провести линию использования химических, биологических, математических и других знаний в практике, так как алюминий находится в природе в связанном состоянии, а практические навыки его получения и применения относятся к химическим и физическим процессам. Введение учеников в круг знаний перечисленных выше дисциплин и умений, позволяет пробудить интерес к науке и выбору учащимися профиля обучения.
Актуальность: Тема занятий особенно актуальна для нашей Республики, которая является наиболее крупной и перспективной в России сырьевой базой бокситовых (алюминиевых) руд. Затронутые на уроке проблемы техногенного загрязнения вследствие добычи, транспортировки и переработки алюминиевых характерны для всего Земного шара. На этом занятии осуществляется исследование этих проблем при помощи средств, присущих интегрируемым предметам.
Организация деятельности учащихся на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Планируемые результаты урока:
Предметные.
Знать. Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия. Природные соединения алюминия.
Уметь.
- Характеризовать свойства алюминия и его соединений на основе строения атома.
- Составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства алюминия и его соединений.
Метапредметные
Уметь:
- Наблюдать;
- Фиксировать результаты наблюдений;
- Делать выводы из результатов наблюдений;
- Аргументировать свой ответ.
Личностные
Овладение:
- Навыками выполнения экспериментальной работы по инструкции;
- Навыками постановки цели, навыками планирования своей деятельности для достижения этой цели.
Ресурсы урока:
- Экран, проектор, беспроводная мышка;
- Периодическая система химических элементов;
- Реактивы и оборудование для проведения лабораторных опытов;
- Образовательный модуль из ФЦИОР (федерального центра информационных образовательных ресурсов) - расположен в презентации, http://fcior.edu.ru/card/86/svoystva-alyuminiya.html
- Презентация.
- Информационный лист «Физические свойства металлов»
- Инструкции по проведению лабораторных опытов;
Основные этапы урока |
Время (минуты) |
1. Организационный этап. |
1 |
Литература
- Венецкий С. «Рассказы о металлах». АЛЮМИНИЙ. "СЕРЕБРО" ИЗ ГЛИНЫ
- Образовательный модуль из ФЦИОР (федерального центра информационных образовательных ресурсов) - расположен в презентации, http://fcior.edu.ru/card/86/svoystva-alyuminiya.html
- Химия 9 класс. Учебник. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.