Общекультурное направление.
Срок реализации программы: 4 года.
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(далее – ФГОС НОО), утвержденного приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) / под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010.
6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя – М., Просвещение, 2010.
7. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
9. Инструктивно-методическое письмо от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-о-о «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».
10. Учебный план ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.
Программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и с учетом содержания типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
1.2. Актуальность и перспективность курса
Программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» является программой общекультурной направленности. Она призвана создать условия для расширения у учащихся представлений о художественном творчестве и развития у них творческих способностей средствами изобразительной деятельности.
Постоянная изменчивость современного мира обусловливает запрос общества на личность с креативными характеристиками. Школа, как социальный институт, сегодня является не только местом обретения ребенком необходимых для жизни знаний, умений и навыков, но и пространством развития творческих сил и способностей. В этом контексте занятия изобразительной деятельностью позволяют школьникам развить воображение и фантазию, научиться «переводить» вербальные тексты в визуальные символические изображения, понимать и объяснять (интерпретировать) окружающий мир с помощью языка искусства. Также программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» позволяет учащимся, интересующимся изобразительным искусством, выявить, раскрыть и совершенствовать свои художественные способности.
Программа построена с учетом системно-деятельностного подхода и предполагает организацию в большом объёме продуктивной деятельности обучающихся, связанной, как с исследованием ими окружающего мира, так и с созданием собственных творческих работ. Визуальные исследования реальной социокультурной среды микрорайона расположения школы позволяют учащимся понять, какое место занимает искусство в повседневной жизни человека, расширить свои представления о ценностных понятиях и категориях («красота», «гармония», «творчество», «труд» и пр.), научиться смотреть и видеть («быть зрителем»). Художественная деятельность школьников в рамках программы внеурочной деятельности направлена на обучение умению отражать доступными для детей младшего школьного возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
1.3. Возрастная группа учащихся
Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов.
1.4. Количество часов
Программа рассчитана на 135 часов: 1 кл. – 33 ч., 2–4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками – 1ч. в неделю.
1.5 . Продолжительность одного занятия
- 1 класс - 30–35 минут,
- 2–4 классы – 35–45 минут
1.6. Цели и задачи реализации программы:
Цель: развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства.
Задачи:
личностного (духовно-нравственного) развития
- формирование у учащихся личного эмоционально-ценностного отношения к художественному творчеству;
- расширение представлений школьников о сущности таких ценностных категорий как «красота», «гармония», «идеал», «традиция», «наследие», «труд», «мастерство», «авторство»;
- развитие эмоционального интеллекта учащихся (умения понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять собственными эмоциональными состояниями);
- формирование у школьников интереса к занятиям изобразительным искусством и чувства собственной самодостаточности (уверенности в своих силах, возможности самореализоваться в творчестве);
- развитие у школьников элементарных умений саморефлексии личностного (в том числе и творческого) развития.
метапредметные
- развитие визуальной (зрительской) культуры учащихся (умения смотреть и видеть, интерпретировать увиденное);
- развитие образного мышления средствами изобразительного искусства;
- развитие фантазии и воображения учащихся в ходе выполнения творческих работ;
- развитие умения находить нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
- развитие коммуникативных способностей школьников – умения вести конструктивный диалог о смыслах и значениях изучаемых произведений искусств;
- развитие умения работать в команде, выполняя коллективные творческие работы;
- приобретение учащимися опыта творческого самовыражения.
предметные (обучающие)
- расширение представлений учащихся о языке искусства;
- расширение представлений об известных российских художниках и их произведениях;
- освоение учащимися практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции);
- освоение традиционных и инновационных приемов и техник художественного творчества.
1.7. Принципы построения программы
Основные принципы программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» обусловлены спецификой возраста учащихся, которым адресована программа, и ее направленностью на развитие творческих способностей детей:
- доступность и наглядность;
- последовательность и систематичность обучения и воспитания;
- учет индивидуальных особенностей детей;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- максимального предоставления образовательных возможностей;
- субъектности - свободы выбора учащимся материалов, содержательных и других аспектов творческой деятельности;
- межпредметной интеграции;
- практикоориентированности.
1.8. Специфика программы
Отличительными особенностями данной программы внеурочной деятельности (от уже существующих в этой области) являются:
1. Организация образовательного процесса в формате культурно-образовательных практик школьников, которые строятся в следующей логической цепочке: «восприятие явления культуры в окружающем детей социокультурном пространстве» - «формулирование учебной проблемы, актуальной и личностнозначимой для учащихся» - «художественная проба – попытка средствами искусства найти решение данной проблемы» - «творческая рефлексия художественной пробы: что получилось, а что нет, и почему» - «формулирование информационного запроса к учителю» - «художественная коммуникация – обращение к истории искусства, исследование объектов культурного наследия для поиска ответа на возникшие вопросы, а также организация упражнений и тренингов творческого характера – на освоение техник творчества» - «повторное художественная проба с учетом новых знаний и умений» - «рефлексия культурно-образовательной практики».
2. Модульный характер построения программы.
Обучение по программе рассчитано на 4 года. Однако программа построена таким образом, что каждый учебный год является по сути отдельным законченным и завершенным образовательным модулем (Примечание: содержанием программы каждого года представлено далее). Это позволяет учащимся присоединяться к обучению на любом его этапе (если школьник не посещал занятия внеурочной деятельности в 1 классе, то он может без проблем освоить базовое содержание во 2 или 3 классе). «Дефицита» знаний и умений учащиеся, присоединившиеся к обучению по программе, не испытывают в силу того, что образовательный процесс строится по принципу культурно-образовательных практик, в которых важную роль играет взаимообучение школьников.
3. Ориентация программы на освоение учащимися широкого спектра изобразительных техник и использования художественных средств.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
4. Обязательная презентация итогов художественного творчества учащихся широкой общественности.
Результаты художественного труда обучающихся находят применение в оформлении учебных кабинетов, коридоров школы, а также пространств, в которых проходят различные общешкольные праздники. Один раз в три месяца силами учащихся создается временная творческая тематическая выставка, в рамках которой объединяются работы детей 1,2, 3 и 4-ого классов. Данная выставка представляется учащимся других классов, родителям и педагогам. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе
1.9. Формы и методы работы
Формы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает интеграцию коллективных, групповых (пары постоянного и сменного состава, малые группы), индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и коллективного проектирования творческой деятельности.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. Правила рисования совмещаются с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, эксперименты, фасилитированная дискуссия, метод обсуждения художественного события, кейс-технология, свободное творчество, а также групповые, комбинированные чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
2. Структура программы
2.1. Основные разделы
1 класс - «Разноцветный мир. Учимся смотреть и видеть»
Программа первого года обучения носит пропедевтический характер и помогает детям научиться замечать вокруг себя объекты, которые могут быть отражены в авторских творческих работах. Проводя визуальные исследования окружающей социокультурной среды, а также рассматривая картины известных художников, учащиеся приобретают навыки визуальной коммуникации. В ходе продуктивной художественно-творческой деятельности учащиеся осваивают базовые приемы и технологии рисования.
2 класс – «Мир, который дорог мне. Как передать свои чувства в рисунке?»
Программа второго года обучения направлена на формирование у школьников умения использовать выразительные средства живописи для передачи в авторских работах определенного настроения и ценностного отношения.
3 класс – «Мир образов и мнений. Почему художники видят мир по-разному?»
Программа третьего года обучения обогащает представления учащихся о способах самовыражения художников. В центре внимания учащихся – авторская манера мастеров.
4 класс – «Путешествие в мир фантазий. Как сочинить что-то новое?»
Программа четвертого года обучения направлена на развитии фантазии и воображения детей и связана с созданием авторских творческих работ с использованием различных техник.
2.2. Перечень УУД
Прогнозируемые образовательные результаты:
1-й класс
Личностные результаты:
- интерес к художественному творчеству;
- готовность творить, создавать авторские художественные произведения;
- понимание роли искусства в личной жизни и жизни других людей, общества;
- ценностное отношение к объектам культурного наследия (прежде всего, произведениям искусства, созданным мастерами прошлого и настоящего);
- умение понимать эмоциональные состояния других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цельдеятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- соблюдать правила и алгоритмы безопасной работы с художественными материалами.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
- понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3. Содержание программы. Тематическое планирование
4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.
5. Литература и средства обучения
5.1. Литература
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
- Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
- Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.
5.2. Печатные пособия
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
5.3. Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
5.4. ЭОРы
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
- Коллекция «Мировая художественная культура»:https://art.1sept.ru
- Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
- Журнал «Начальная школа»: www.openworldschool
6. Оценка эффективности реализации программы
1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.
2. Участие в школьных конкурсах.
3. Участие в районных конкурсах.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш». 2-й класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш». 3-й класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш». 4-й класс