Введение
Сегодня весь мир живет в эпоху информационных технологий. Процесс обучения школьников постоянно претерпевает изменения. Учитель должен не только знать свой предмет, современные технологии обучения, индивидуальные особенности учащихся, но и еще разговаривать с учениками на «одном» языке, применять на уроке нестандартные подходы и средства обучения.
Сегодня в образовании наблюдается общая тенденция снижения интереса к изучаемым предметам. Не исключением при этом является и физика. Часто от детей, а иногда и от их родителей, можно слышать следующую фразу: «А зачем мне учить физику? Этот предмет мне в жизни не пригодится!». И, действительно, зачем обучающимся учить достаточно большое количество формул и физических законов, уметь решать качественные и количественные задачи, проводить физические эксперименты, ведь все это можно найти в интернете. Нужно только уметь им пользоваться.
Но как только ученик сталкивается с задачей, которой нет в глобальной сети интернет, он, в прямом смысле этого слова, входит в ступор. Даже самую простую задачу ему чрезвычайно сложно решить самостоятельно. Несомненно, данная ситуация влияет на успеваемость учеников. Именно поэтому своевременная мотивация учеников в самом начале курса физики позволяет решить целый ряд задач, одной из которых является повышение их успеваемости
Формирование мотивов учения
Для начала, необходимо вспомнить, что мы подразумеваем при использовании слова «мотивация».
Мотивация – побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.
Среди мотивов учебной деятельности можно выделить следующие:
- социальные мотивы. При этом потребность в учении вызвана желанием получить ту или иную профессию, желание не огорчать родителей, желание не потерять статус среди одноклассников и т.д. Такие мотивы еще называют внешними.
- познавательные мотивы. В данном случае потребность в учении вызвана интересом к изучаемому предмету, стремлением развить какие-то умения и качества и т.д. Эти мотивы называют внутренними.
При этом самым действенным мотивом обучения является интерес к предмету, так как он осознается учащимися раньше других мотивов. Здесь необходимо понимать, что изучать следует не только то, что интересно ребенку, однако необходимо добиться, чтобы изучаемая тема была представлена не так сухо и однообразно. Это не так-то просто сделать в современной системе образования. Ведь учеников необходимо готовить целенаправленно на сдачу ВПР и ОГЭ. При этом речь не идет о каких-то нестандартных, разнообразных заданиях, а основная цель учителя – «натаскивание» на типовые задачи без учета интересов школьников.
Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становиться увлекательной и продуктивной. В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он появляется в виде любопытства – естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. [5]
Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес. [7]
Более высокая стадия интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроках, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т.д.
Именно сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету и является основной задачей учителя. Ученик должен понимать структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний. Он должен стремиться самостоятельно решать проблемы и нестандартные задачи и при этом получать удовольствие.
Очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. При этом необходимо в начале урока определить круг познавательных задач, применять различные формы самостоятельной и групповой работы, в том числе и творческие задания. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету.[6]
Еще одним средством пробуждения и поддержания познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся. При создании проблемных ситуаций учитель противопоставляет новые факты и наблюдения сложившейся системе знаний и делает это в острой, противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают стремление познать суть, раскрыть противоречие. В этом случае активная поисковая деятельность учащихся поддерживается непосредственным, глубоким, внутренним интересом.[2]
Немаловажным условием развития интереса к предмету является личность учителя и его отношения с обучающимися, которые складываются в учебном процессе. При этом учитель должен обладать целым набором качеств, такими, как: эрудированность, увлеченность собственным предметом, доброжелательность, педагогический оптимизм и др.[7]
Сниженный уровень требований к познавательной деятельности учащихся, формальный подход учителя к своей работе, раздражительность учителя ведет к потере у учащихся интереса к предмету, к конфликту с учителем, разрушению взаимного понимания между учителем и учащимися.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что формирование познавательного интереса учащихся к предмету – сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношений между учителем и учащимися.
Использование интерактивных моделей и образовательных онлайн-платформ как средство повышения мотивации школьников
Не всегда удается подготовить демонстрацию физического явления в реальных условиях. Часто не достаточно оборудования, часть физических явлений технически невозможно показать ученикам. При этом наглядность является одним из основных принципов построения курса.
Во многом непонимания явлений и процессов связано с невозможностью их непосредственного наблюдения. Ученик не всегда может представить себе происходящие явления по картинкам учебника.
К явлениям, изучаемым в курсе физики 7 класса, которые невозможно наблюдать в реальности является броуновское движение. Именно поэтому, при изучении внутреннего строения вещества удобно использовать интерактивные модели. Учащимся можно продемонстрировать диффузию в газах и жидкостях при помощи интерактивного учебного пособия «Наглядная физика. Физика 7 класс». При этом дети могут наблюдать на экране процесс взаимного проникновения молекул одного вещества в молекулы другого.
Еще одним достаточно сложным вопросом является расположение и взаимодействие молекул одного и того же вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях. Учащимся также можно продемонстрировать характер движения молекул.
Еще одной возможностью наглядного пособия является возможность проведения интерактивных лабораторных работ. При этом, такие работы вызывают у обучающихся гораздо больше интереса, чем реальные работы. Конечно, усугублять интерактивными работами не стоит, ученики должны уметь проводить лабораторные с реальным оборудованием, однако, для повышения мотивации учеников, включать интерактивные работы в свой курс необходимо.
Существует еще одна возможность повысить интерес учеников к физике. В настоящий момент активно развиваются онлайн обучающие платформы. В частности набирает популярность платформа «Учи.ру». К большому сожалению, физика на этой платформе пока не представлена. Однако можно зарегистрировать класс в онлайн-школе «Фоксворд». При этом ученики получают возможность участвовать в бесплатных олимпиадах, проходить отдельные темы и выполнять задания. Учитель, в свою очередь, видит ошибки учеников, их активность, динамику и может оценивать выполненные учениками задания.
Применение онлайн платформ позволяет работать как с отстающими детьми, предлагая им заново пройти уже пройденные темы и выполнить по ним задания, а также данная платформа позволяет работать с одаренными детьми, которые могут выполнять задания наперед.
Рассмотренные мной аспекты позволяют повысить интерес учащихся к предмету и к процессу обучения в целом. В настоящее время ученики лучше воспринимают информацию в виде интерактивных заданий и моделей. При этом возможно использование сотовых телефонов и планшетов без ущерба для обучения, а наоборот, с пользой для него.
Список литературы
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М. Педагогика, 1991.
3. Вильямс Р. и др. Компьютеры в школе. – М., 1988.
4. Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2003. - 152 с.
5. Реан А. А. Психодиагностика личности в учебном процессе. – СПб., 1996.
6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
7. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность/Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука. 1974. 122-144.
8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
9. Интерактивное учебное пособие «Наглядная физика. Физика 7 класс» М.: Экзамен, 2018.