В последнее время нарушения речи у дошкольников встречаются очень часто. Проявляются они в разной степени, начиная от нарушений произношения отдельных звуков в связанной речи и до полного отсутствия фразовой речи. Также часто встречаются нарушения слоговой структуры слов, проявляется неспособность детей правильно использовать лексико-грамматические категории, скудный словарный запас.
Так же как и интеллект, речь – важный показатель умственного развития ребенка, а проявляющиеся в ней проблемы – являются доказательством того, что есть проблемы в психической сфере. Качество речи детей раннего возраста – показатель их умственного развития, в процессе которого закладывается фундамент высших психических функций: мышление, память, внимание. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, мышления, памяти, совершенствует все виды детской деятельности, способствует социализации ребенка, выстраивает его взаимоотношения с другими детьми и взрослыми. И наоборот, когда процесс овладения речью ребенком затянут или формируется неправильно, то это сказывается на дальнейшей деятельности ребенка, на его восприятие и развитие мышления.
Развитая речь ребенка – это залог правильного формирования психики и нормального общения со взрослыми и сверстниками. Крайне важно выявить проблемы речевого развития ребёнка до школы, и преодолеть их. Чем раньше взрослые обратят внимание на уровень развития речи их ребёнка и чем раньше будет оказана ему помощь, тем более эффективнее будет результат, и тем более благоприятным будет прогноз дальнейшего развития малыша и его последующего обучения в школе. К сожалению, целенаправленная работа по улучшению речи ребенка раннего возраста не вошла в широкую практику и до сих пор не получает должного внимания. До сих пор родители живут в плену сложившихся стереотипных мнений, например относительно того, стоит ли показывать ребенка логопеду до пяти лет, стоит ли волноваться, если малыш молчит, в то время как его сверстники изъясняются достаточно развернутыми фразами. К одним из распространенных стереотипов является мнение о том, что мальчики начинают говорить позже девочек, что их речь развивается хуже.
Значительное число родителей считает, что возраст до пяти-шести лет не требует коррекции речи, что можно подождать и «все само пройдет». К сожалению, это распространенное мнение крайне ошибочно. В подавляющем большинстве случаев проблемы в речи сами не отрегулируются, и проблема в том, что будет упущено драгоценное время, при котором вполне реально быстро и качественно решить возникшие трудности. Родители детей с нарушениями должны понять, что категорически нельзя ждать, когда ребенок сам заговорит. Нельзя успокаивать себя тем, что некоторые дети начинают говорить только после трех лет. Научно доказано, что при отсутствии стимулирующего воздействия взрослых (родителей, специалистов по корректировки речи) на детей в младенческом и раннем возрасте неизбежно приводит к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность, в том числе и речь.
Возраст от 1 года и до 3 лет считается возрастом раннего психического развития детей. В этот период наиболее интенсивно формируются все соматические и психосоматические функции организма малышей.
Важным в логопедии является положение, которое заключается в том, что для подготовки возникновения речи как высшей психической функции необходима коммуникация на базе определенных предпосылок. Для правильного развития речи необходимы определенные биологические условия – это прежде всего нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы и мозговых механизмов речи. Помимо этого, для речи необходимы и социальные условия - общение ребенка со взрослыми. Определяющее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него человеком, чаще всего это мать.
Речь в раннем возрасте формируется при помощи новых форм общения со взрослыми. Новые потребности в общении подталкивают ребенка к овладению речевыми средствами общения, к накоплению и расширению словарного запаса и правильным оформлением грамматического строя.
Динамика речевого развития детей раннего возраста во многом зависит от активности родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в развитии малыша.
Рассмотрим этапы нормального развития речи детей. Первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период малыш прислушивается к звукам, отыскивает и концентрирует свое внимание на источнике звука, а также на лица коммуникаторов. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе. Особое внимание в период, до появления первых слов, ученые уделяют именно лепету (детский лепет представляет собой более сложную вокальную структуру, свидетельствующую о полноценности речевого развития). В процессе крика, детского лепета идет активное развитие артикуляционного аппарата. На основе восприятия звучащей речи взрослых постепенно формируется и ее понимание.
К возрасту 2,6–3 лет отмечается полное различие всех речевых звуков в знакомых словах.
Второй и третий год жизни ребенка характеризуется расширением и накоплением словарного запаса и овладением грамматическими нормами родного языка.
Ребенок взрослеет, приобретает социальный опыт, и может уже определять и выделять наиболее существенные признаки того или иного предмета или действия, делать обобщения. Все эти действия, совершаемые ребенком, способствуют формированию понятий. И как следствие этого, в сознании ребенка, слово приобретает определенный смысл, то есть наделяется лексическим значением.
В раннем возрасте родители являются главными помощниками ребенка: именно они открывают малышу окружающий мир, знакомят его с предметами, явлениями. Это происходит в повседневной жизни, когда кормят, одевают, умывают или купают ребенка, гуляют, играют, читают ему книжку.
Речь взрослого должна быть достаточно эмоциональна, хорошо интонирована, с четкой артикуляцией и выделением ударного слога. Важно, чтобы во время обращения к ребенку, он мог видеть движения губ взрослого, и тот предмет, на который ему указывает взрослый. Обращаясь к малышу нужно говорить более высоким тоном, ласково, нежно, используя при этом простые предложения, очень часто повторять одни и те же слова и звуки, называя предметы и игрушки, выделять их голосом.
Было бы неправильно общаться с ребенком только словесно. При общении с малышом взрослые могут использовать предметы, игрушки и различные игровые материалы, соответствующие возрасту малыша и уровню его развития. Нужно подбирать такие предметы и игрушки, которые привлекают внимание ребенка своей формой, текстурой, яркостью. Полезно для малыша дать в руки игрушку и показать, что можно с ней сделать. Например, можно взять какую- то игрушку и спрятать ее на глазах у малыша (например, под подушку или в ящик) и попросить ее найти.
Необходимо информацию давать малышу дозированно, не называть ему слишком много новых для него слов. Если ребенок затрудняется повторить новое слово, не стоит расстраиваться. Лучше всего ребенок запоминает простые слова, произносимые взрослым с эмоциональной окраской.
Однако, только лишь одного общения с ребенком в бытовых ситуациях недостаточно для речевого развития. Необходимым условием является активное использование речи во всех сферах жизни, и прежде всего в предметной и игровой деятельности.
При заучивании новых слов следует сначала использовать игрушку или предмет, а только затем картинку. Если ребенок легко узнаёт и называет знакомые предметы и игрушки, следует постепенно переходить к работе с предметными, а затем с сюжетными картинками.
Речевое комментирование очень полезно и ведет к возникновению потребности в общении со взрослыми людьми на различные темы, а также к активным познавательным действиям. Общение приобретает инициативный характер, ребенок чувствует потребность в самостоятельных действиях.
Для общения с окружающими у детей с выраженной задержкой речевого развития нужно использовать жесты, мимику, голос, формировать реакцию на звуки, вырабатывать и закреплять навыки произнесения слов по слогам.
Самое главное в раннем развитии ребенка – гармоничное развитие всех сторон личности малыша, познание окружающего мира с радостью и удивлением и, конечно же, тесное эмоциональное общение с мамой.