В настоящее время дополнительное образование отошло на второй план, сегодняшняя цель общеобразовательных учреждений – дать ребенку знания, предусмотренные программой, но не более. Между тем, дополнительное образование влияет на формирование личности ребенка, развивая его творческую активность, интерес к познанию.
Основанное на принципе добровольности, объединения по интересам, с учетом возраста детей, дополнительное образование может и должно стать основой для воспитания нового поколения, творчески мыслящего, бережно относящегося к наследию предков, способного создавать новые ценности.
Сегодня перед педагогом поставлены такие объемные, сложные и ответственные задачи, которые требуют от него постоянного профессионального роста. Сегодня мало уметь преподать знания, необходимо еще заворожить, очаровать, вовлечь в стихию поиска и творчества.
Стремление человека к прекрасному проявляется у него с детства. Нужно развивать и поощрять это стремление всеми средствами.
Именно декоративно прикладное искусство выступает как средство формирования творческой личности, что предполагает развитие ассоциативно-образного мышления, способность связывать в своём сознании далёкие друг от друга явления, видеть их общности. Эти способности позволяют человеку быстрее адаптироваться в новых условиях.
На занятиях я использую различные методы и приемы обучения. Учебные занятия могут проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставлю.
В процессе обучения могут решаться следующие задачи:
- развитие познавательных интересов, учащихся;
- обучение самообразованию;
- овладение методами и приемами самостоятельной работы;
- развитие изобретательских способностей;
- развитие творческих способностей;
- формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания);
- выявление уровня знаний и умений учащихся.
Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей учащихся: возрастные особенности детей; с учетом специфики изучения данного учебного предмета; направления образовательной деятельности.
На занятиях создаем и реализуем проекты. Участие в проекте способствует формированию у детей универсальных умений: определять цель, планировать свою деятельность, работать в группе, оценивать свою работу и работу сверстников.
Декоративно-прикладное творчество позволяет детям увидеть плоды своего труда и почувствовать признание значимости своей деятельности. Ценность занятий заключается в том, что это не эксперимент на детях, а внесение в жизнь ребёнка разнообразной, интересной, насыщенной деятельности, влияющей на развитие личности ребёнка, на его эмоциональное благополучие.
Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приемам и технологии изготовления различных изделий из природного материала, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с природным материалом, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. В процессе работы с природным материалом у детей развиваются чувства цвета, ритма; тренируются пальцы рук, глазомер; воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира; формируются понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе.
На занятии создается атмосфера радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Широко используются различные физкультминутки.
Научиться применять теоретические знания при решении практических задач помогает организационно-деятельностная игра. Во время игры происходит процесс коллективной мыслительной деятельности, в результате чего у учащихся интенсивно формируется навыки и умения.
Стараюсь внедрять активные методы обучения в преподавание ДПИ, которые направлены на организацию детей для самостоятельного добывания знаний, умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Создавая простор детской активности, учитель должен поощрять разнообразную самостоятельную деятельность учащихся, стремиться так, организовывать обучение, чтобы они размышляли, делали выводы, действовали. Познавая в процессе активной деятельности, учащиеся не только лучше понимают и запоминают, но и одновременно учатся применять знания на практике, у них развиваются исследовательские устремления и навыки, способность преодолевать препятствия, страсть творить.
Наиболее значительным мотивом обучения является познавательный процесс учащихся, стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Чем активнее деятельность, тем больше связей между вещами, фактами, оттенками, свойствами событий. Наша задача заключается в том, чтобы активная деятельность каждого ребенка превратилась в неудержимую лавину познания. Единственный путь к этому - труд. Речь идет о труде мыслителя; детский труд - это активное видение мира.
Проблема познавательной активности одна из величайших проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Познавательная активность как педагогическое явление - это двухсторонний взаимосвязанный процесс; с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащихся; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную активность. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.
Весь процесс развития познавательной активности учащихся можно разделить на три этапа:
- Накопление информации.
- Искусственное навязывание интереса.
- Самостоятельная познавательная активность.
Первый этап развития познавательной активности заключается в накоплении информации по необходимым нам темам или предметам. Накопление информации происходит посредством изложения им и изучения ими какого-либо теоретического материала, получение необходимых сведений. На этом этапе учащийся получает необходимые общие сведения по данной теме и формирует представления о ней.
К примеру, одним из блоков моего объединения - «Валяние шерсти».
Валяние шерсти - это техника создания из непряденой шерсти игрушек, одежды или других декоративных предметов. Согласно легенде, возникновение первого валяного изделия датируется 8000 летним возрастом, и связано оно было с Великим потопом. Помещенные в Ноев Ковчег овцы роняли свою шерсть на пол, а затем взбивали её копытами. Таким образом, был создан первый валяный ковер. Предметы, которые изготавливают в технике валяния, перечислять можно бесконечно. Одна из популярных тем в мокрое валяние или рисование шерстью. Полет фантазии не ограничен; возможности импровизации с материалом, цветом и фактурой широки; готовое изделие многофункционально - может быть хоть брошкой, хоть заколкой, хоть интерьерной безделушкой. Изготовить войлок в домашних условиях очень просто.
Для этого нужны: непряденая шерсть, вода, мыло и желание.
Валяние дает возможность проявить фантазию и сделать себе уникальные вещи. Отсутствие неудачного результата: даже если не удалось воплотить первоначальную задумку, всегда есть шанс вернуться на шаг назад и видоизменить работу. Что бы у Вас ни получилось, это будет маленький шедевр, заряженный Вашей положительной энергией.
Второй этап сводится к искусственному навязыванию учащимся интереса к теме. Это должно происходить непринужденно и просто. Учащимся даются подробные данные по теме, производится показ фильмов, наглядных пособий, образцов изделий, устраиваются экскурсии в школьный музей, выставки. Цель данного этапа посредством всего этого вызвать интерес учащихся к теме. Данный этап дает огромное значение в развитии познавательной активности учащихся. Если второй этап развития будет проведен рационально и методически правильно, то весь процесс развития перейдет к третьему этапу. Если в ходе обучения будет получен обратный эффект желаемого, то возможно произойдет появление у учащихся предвзятого отношения к теме и потеря интереса. Следует учитывать, что не всякий процесс развития познавательной активности переходят к третьему этапу. Если обучение проводилось методически правильно, то наступает третий этап развития - это самостоятельная познавательная активность учащихся.
Третий этап развития характеризуется активностью учащихся в поиске необходимой информации, сбора нужных данных и сведений. Если познавательный процесс достигает третьего этапа, повышается уровень усвоения учащимися на уроках.
Рассмотрим этапы работы над проектами разной сложности:
- Воспроизведение по уже раннее выполненной работы
- Воспроизведение по образцу с использованием усовершенствований
- Работа, выполненная по фотографии с турслета 2018года
- Работа, выполненная по рисунку из Интернета
- Собирательный образ по фотографиям с сайтов ЯНАО
Развитие познавательной активности учащихся это важный процесс в общении и требует хорошей подготовленности учителя к уроку и методически правильного подхода.
Психологический микроклимат в группе определяется непосредственно стилем руководства. Эффективность работы непосредственно связана со стимулирующей ролью применяемых методов обучения. Активность учащихся должны создавать все методы, непосредственно решающие задачу стимулирования учебной деятельности.
Повышение активности школьников в обучении достигается так же путем использования педагогических приемов взаимодействия учителя с учащимися. К числу наиболее результативных приемов относится эмоциональность речи учителя. Не только рассказ или объяснение, но и краткие замечания, указания должны вызывать у учащихся эмоциональную приподнятость, желание как можно лучше выполнить задание.
Нужно создать в своем классе психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых им заданий, использовать эффект «синдрома справедливости», когда класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках. Тогда коллектив единомышленников успешно решит сложные задачи.
На основе вышеизложенного можно сделать общие выводы:
Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от желания учащихся.
Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.
Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий.