Семья представляет из себя одну из самых величайших ценностей, созданных человечеством за период своего существования. Семья и близкие родственники образуют собой некий центр формирования личности маленького человека, воспитание детского характера, воли, общественного сознания. При этом все родители хотят, чтобы их дети были счастливы и зачастую используют все пути осуществления таких пожеланий.
Анализ работ семейных психологов и специалистов в области семейных отношений позволяет определить два измерения родительского воспитания, нарушения в которых приводит к серьезным изменением в поведении и личности ребенка, а именно, это форма контроля за поведением и характер эмоционального отношения родителей к нему. Данные факты являлись направляющими при выборе направления проводимых нами исследований в области семейной психологии в нашем дошкольном учреждении. Тема восприятия родителями собственных детей, адекватность этого восприятия и последующего отношения к ребенку является крайне актуальной и важной.
Нарушение родительского отношения по отношению к своему ребенку или родительских установок в любом из этих измерений или одновременно в обоих приводит к серьезнейшим личностным дефектам. По усредненной статистике родители общаются со своими детьми около 20-25 минут в день, при этом чаще всего общение происходит по поводу формулировки указаний и поручений. И даже в этом случае можно определить три возможных модели общения взрослого с ребенком, что в свою очередь определяет типы взаимодействия в семье.
В современном мире особенно важна и актуальна проблема взаимодействия ДОУ и семьи. Сегодня мы, педагоги ДОУ, реализуем федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам общества и направлен на создание условий для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства. Семья и детский сад предоставляют малышам важный социальный опыт, поэтому одной из ведущих задач в дошкольном возрасте, является создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации ребенка. Решение этой задачи предполагает планомерную работу с семьями воспитанников. При организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи, создаются благоприятные условия для развития каждого ребенка группы.
Основная цель всех видов форм общения взрослого и ребенка – это установление доверительных и положительных отношений, воспитание у них потребности делиться друг с другом имеющимися проблемами и совместно их решать. В дошкольном учреждении важно и необходимо максимально полно использовать все возможные традиционные формы взаимодействия с семьей, а также искать новые, современные формы сотрудничества с родителями.
Для проектирования максимально эффективного маршрута взаимодействия с семьями воспитанников нами было организовано исследование особенностей семейного воспитания и восприятия родителями своих детей в нашем дошкольном учреждении.
Всего в исследовании приняли участие 60 родителей – мамы и папы воспитанников, 60 детей – воспитанников дошкольного учреждения в возрасте от 3 до 7 лет, воспитатели – 5 человек.
Для диагностики особенностей типов родительского поведения нами была выбрана методика А.Я.Варга и В.В.Столина «Тест-опросник родительского отношения ОРО», для определения особенностей восприятия – методика свободного описания родителями личностных особенностей детей, «Экспертная оценка уровня способностей детей» (для воспитателей), а также объективные данные исследования особенностей познавательной и личностной сферы детей – воспитанников дошкольного учреждения.
Полученные данные позволяют отметить следующие характеристики поведения родителей со своими детьми.
Для родителей наиболее характерной линией поведения со своим ребенком является «симбиоз», проявляющийся в стремлении взрослого к уединению со своим ребенком, чаще всего взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные. Кроме того, по результатам организованной диагностики можно отметить, что для детско-родительских отношений исследовательской группы характерен высокий уровень кооперации в отношениях, что указывает на то, что родитель проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных ним. А также по итогам проведенного исследования установлено, что родители склонны проявлять в отношениях со своими детьми такую форму поведения как обратную стратегии «маленький неудачник», а именно, они отмечают, что неудачи ребенка – это случайность, он полностью верит в него, в его способности и возможности. Причем данная оценка порой несколько необъективна.
Относительно особенностей восприятия своего ребенка родителями необходимо подчеркнуть, что организованная диагностика демонстрирует искаженность восприятия. Родители чаще всего склонны оценивать своего ребенка как способного, самостоятельного, сильного и ответственного, исключая, что в определенных ситуациях он может быть робким, обидчивым, непослушным (52%). Кроме того, принимающие участие в диагностике родители отмечают, что уверены, что их ребенок добьется всего чего он хочет (в отличии от них). В среднем по группе испытуемых определено, что оценка родителей способностей своих детей выше, чем оценка педагогов и объективные показатели развития способностей детей (творческого мышления, речи, памяти).
На рисунке на слайде мы видим распределение средних оценок по группам воспитателей, родителей и объективных оценок способностей и личностных особенностей детей исследуемой группы и в целом по дошкольному учреждению.
Многочисленные психологические исследования подтверждают, что на родительское восприятие собственного ребенка влияет как детский опыт самих родителей, так и нереализованные их потребности, а также непосредственно сами личностные особенности взрослых и обстоятельства рождения самого ребенка. При этом, проводя исследование особенностей типов поведения родителей со своими детьми и характеристик их восприятия важно подчеркнуть, что положительная взаимосвязь находится между такими типами взаимодействия как «кооперация».
Каждый тип поведения родителей, как уже было отмечено накладывает характерный отпечаток на личность ребенка.
С учетом полученных результатов была спланирована и принята к реализации программа по нормализации детско-родительских отношений и родительского восприятия воспитанников нашего дошкольного учреждения с их родителями по следующим направлениям:
- оформление и организация заочных консультаций для родителей (в форме брошюры с тезисами и сформулированными рекомендациями по рассматриваемой проблеме «Адекватное восприятие родителями своих детей»);
- оформление и представление рубрики для родителей в «Уголке психолога» в ДОУ на тему «Влияние семьи на развитие ребенка»;
- спланирован и подготовлен мастер-класс для родителей (в рамках родительского собрания) «Дети глазами родителей, родители – глазами детей»;
- запланированы к проведению семинар-практикум с родителями воспитанников по теме «Адекватное восприятие родителями своих детей»
- совместный с родителями и детьми творческий мастер-класс «Мои руки не для скуки». Основные задачи и основные моменты мастер-класса представлены на слайде.
Все перечисленные формы работы направлены на формирование адекватного восприятия родителями своих детей, развитие способности у родителей воспринимать своего ребенка таким, какой он есть, принимать его недостатки и совершенствовать его собственные способности и возможности.