Перспективы и опыт развития волонтерского движения в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: волонтерское движение


В обществе все чаще затрагивается вопрос о создании современных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них - волонтёрство.

Широко известно, что понятия «волонтер» и «волонтерство» происходят от фр. Volontair — добровольный, а оно в свою очередь от лат. Voluntarius, voluntas — добрая воля, и равнозначны таким славяноязычным понятиям, как «доброволец» и «добровольчество», понимаемым как добровольческая деятельность.

В последние годы прослеживается тенденция к увеличению числа людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации на безвозмездной основе. Для волонтёров характерны такие качества, как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и милосердие.

Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 07 июля 1995 года), ФЗ «О волонтерской деятельности в регионах РФ», в них закреплены основные принципы и положения организация волонтерского движения.

В Боровичском районе есть опыт волонтерского движения среди молодежи. Студенты-волонтеры являются организаторами и участниками спортивных мероприятий, социальных акции. Непосредственно занимаясь этой деятельностью, я проследила важное противоречие: - между возможностью изучения опыта волонтерского движения и отсутствием широкой апробации (признание, доверие) этих моделей в практике работы, и в частности, в дошкольном учреждении.

Актуальность и новизна заключается в изучении данного опыта и его внедрение в практику работы с дошкольниками.

Детские дошкольные образовательные учреждения - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами.

Современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому всегда хочется творчески, креативно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставить детям возможность проявить себя как творческим личностям.

В своей работе выделила следующие ступени волонтёрской деятельности:

- Организация социально-значимых проектов («День пожилого человека», «Вторая жизнь бросовых материалов», «Посади дерево» и др.);

- Пропаганда и реклама успешности профессиональной деятельности;

- Совместное создание безопасных условий для комфортного пребывания детей с особыми образовательными потребностями;

- Совместные акции со старшими дошкольниками («Театр детям», «Птичья столовая»);

На мой взгляд, волонтерство в детском саду может состоять из двух взаимодополняюгцих и взаимосоставляющих блоков:

  • привлечение родителей к волонтерскому движению;
  • привлечение студентов педагогического колледжа и старших школьников к волонтерскому движению.

Формы работы с родителями-волонтерами по данному направлению самые разнообразные:

  • занятия по интересам;
  • встречи с интересными людьми;
  • помощь в организации детских персональных выставок;
  • организация театральных представлений и праздников;
  • организация экскурсий + взаимодействие с социумом;
  • взаимопомощь родителей с детьми ОВЗ.

И многое другое, исходя из инициатив родителей (законных представителей). Наверное, многие могут возразить, что совместная работа детского сада и семьи давно уже стала традиционным направлением дошкольной педагогики. Родители, педагоги вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, организуют самостоятельную деятельность малышей, экскурсии и многое другое. Это так, но волонтерское движение - это нечто особенное. Родители-волонтеры - это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация волонтёрского движения для дошкольников, при активном участии педагогов, родителей - это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребёнка, на развитие его нравственных качеств. В данном направлении возникла задача разработать методические рекомендации по использованию волонтёрской деятельности.

Еше одна составляющая волонтерского движения - это родители детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья), которые объединяются в группы самопомощи. Мотивация участия волонтеров-родителей в социальной работе - желание помочь себе лично, а вместе с тем и другим семьям с подобными проблемами. Выбор направлений социальной работы, за которыми работают волонтеры-родители, определяются личной проблемой волонтера. Волонтеры-родители редко включаются в социальную деятельность по собственной инициативе. Большинство из них надеется на помошь других. Поэтому считаю важным раскрыть перспективы возможной самостоятельной волонтерской деятельности. Уровень квалификации родителей может быть разным, однако все они имеют большой жизненный опыт в организации жизненного пространства для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Важной составляющей волонтерского движения считаю включение старших школьников и учащейся молодежи в данное направление.

Для этой группы главной причиной участия в волонтерской деятельности является возможность самоутверждения в глазах сверстников, родителей, учителей. Вопрос предоставления конкретной помощи, как правило, не является определяющий. Однако они очень мобильны, не имеют коммуникационных проблем в общении с детьми и с удовлетворением включаются в организацию и проведение разнообразных форм работы, что очень актуально для детского сада. Мой опыт показывает, что чем более интересная подросткам работа, которую они выполняют, тем чаще они готовы включиться в нее. Поэтому желание волонтеров-школьников сотрудничать в игровой деятельности, спортивно-досуговых мероприятиях, в акциях «Чистый дворик», «Радуга красок» нужно не только использовать, но и развивать.

Следующий блок - это студенты Боровичского педагогического колледжа. Эта категория имеет дополнительные мотивы для добровольной социальной работы, в первую очередь их интересуют профессиональные проблемы: реальные - приобретение профессиональных знаний из будущей специальности. Их в известной мере волнует проблема межличностной коммуникации, особенно общение с педагогами-профессионалами, знакомство с новыми методиками и технологиями, все, что может им помочь в последующем стать высококвалифицированными специалистами и трудоустроиться. На базе дошкольного подразделения студентами-волонтерами проведены мастер-классы поделок из бросового материала, поставлены детские спектакли, изготовлены пособия для подвижных игр, атрибуты театрально- игровой деятельности. Особенно актуально использование волонтеров-студентов при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Редко кто согласится прийти, и абсолютно безвозмездно, помочь детям с нарушениями в развитии. Студенты-волонтеры совместно с педагогами создают условия для успешной социализации и адаптации ребенка в детском коллективе.

Работа студентов-волонтеров эффективна в следующих формах:

- индивидуальное сопровождение ребенка в процессе двигательной активности, совместной деятельности, самостоятельной деятельности, а также в процессе режимных моментов;

- участие в разработке «Индивидуального маршрута развития ребенка», а также при необходимости «Адаптированной образовательной программы».

Идеальный вариант сотрудничества, когда волонтеры-студенты начинают работать вместе со специалистами, а затем приступают к самостоятельной работе. Для студента-волонтера важное признание его коллег, вхождения в коллектив профессионалов. Они являются реальным кадровым потенциалом для дошкольных образовательных учреждений.

В своей дальнейшей работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, выделеню 3 этапа:

1 этап. Формирование волонтёрского движения в дошкольном учреждении через рекламные акции, презентации с целью формирования представления о роли и месте добровольчества в современном обшестве.

2 этап. Социально-педагогическая подготовка волонтёров с целью развития навыков эффективной коммуникации, развития уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения. Атрибуты в дошкольном подразделении - это эмблема в форме протянутой руки с солнышком.

3 этап. Разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.Деятельность волонтерского движения в дошкольном подразделении возникает при организации социально-ориентированных проектов. Хотелось бы верить, что в скором времени темпы развития волонтёрского движения, в нашей стране достигнут желательных значений, и волонтёрство станет для каждого из нас активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способным к работе с разными категориями детей дошкольного возраста. Мои профессиональные ожидания заключаются во внедрении в дошкольном учреждении системы работы по организации волонтёрского движения и привлечение к этому движению заинтересованных активных, искренних, целеустремленных людей.