Я и моя семья

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: нравственное воспитание


Форма проведения

Классный час

Место занятия в системе воспитательного процесса

Раздел «Нравственное воспитание»

Тема классного часа

Я и моя семья.

Методы организации классного часа

Интерактивная беседа.

Цель

способствовать формированию уважительного отношения к членам семьи

Задачи

1.способствовать укреплению внутрисемейных связей;
2.развивать навыки нравственного анализа собственных поступков;
3.развивать навыки групповой и коллективной работы;

  1. способствовать воспитанию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к членам семьи.

Ожидаемые результаты

Использование полученных знаний в жизненных ситуациях

Оборудование

1. Пословицы на отдельных листках
2. Макет телевизора, 2 программы, 2 тарелки, 2 стакана, вилки, 4 конфеты, печенье, книга, монеты
3. Листки в форме сердечек
4. Журналы, ножницы на каждого, клей
5. Таблички с правилами

I. Мотивация на работу, объявление темы

- Ребята, добрый день! Вот мы и снова встретились!

- Мы с вами много говорили о терпимом (толерантном) отношении к одноклассникам и к окружающим людям, а сегодня затронем в беседе ещё одну часть общества. А какую именно – догадаетесь сами, прочитав эти пословицы. (вывешены на доске на отдельных листах)

1. Счастье родителей - честность и трудолюбие детей.

2. Нет такого дружка, как родная матушка.

3. Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа.

4. В Москве всё найдёшь, кроме родного отца да матери.

5. Была б моя бабуся - ничего не боюсь я.

6. Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

- Итак, кому же будет посвящена наша встреча?

- Да, совершенно верно, наши самые близкие люди – члены семьи и отношение к ним – тема классного часа "Я и моя семья".

II. Основная часть

- Есть люди, которые считают, что дома можно делать, что угодно. «Что хочу то и ворочу!» - рассуждают они. -Это в транспорте, общественном месте, или в гостях необходимо соблюдать все правила этикета, а дома проявлять по отношению к близким уважение, любезность – необязательны.

- А каково ваше мнение по этому вопросу: вы согласны или нет и почему?

- Мы сейчас просмотрим 3 сценки из семейной жизни. Ваша задача увидеть и отметить все «+» и «-» моменты в поведении и разговоре ребят.

Сценка «Телевизор»

Телевизор в доме один. По первой программе – футбол, его хочет смотреть папа, по второй – концерт – для мамы, по третьей – мультфильм – о нём мечтает сын. Что делать?

Папа дома один. Читает программу: Ура! Футбол! Концерт? Ещё и мультфильм. Чтобы не было неприятностей… (Рвёт газету в клочки, выбрасывает, включает телевизор, начинает «болеть»)

Возвращается мама, ворчит: Снова футбол! Надоело… Где программка. Может там что то интересное? (Достает из сумки еще газету) О-о-о! Да тут концерт! Переключай я тебе говорю! А то вообще телевизор разнесу!

Папа (кричит): Не пущу! Футбол!!! (Папа и мама устраивают возню у телевизора)

Сын (вбегает): Мультфильм! Ура! Врубайте! Я мечтал об этом мультфильме всю жизнь.

Кто кого?!

Анализ:

  1. Как оцениваете эту ситуацию?
  2. Что можно сказать о мальчике?
  3. Случались ли похожие ситуации в вашей жизни?
  4. Как можно поступить в этих случаях, чтобы не было ссор и споров?

Сценка «Почему ругается мама?»

Автор: После уроков к Вите забежал друг Паша.

Паша: Вить, а Вить, давай в гонки на компьютере поиграем?

Витя: Давай, я давно не играл

Автор: Мальчики увлеклись игрой и не замечали, как летит время..

Паша: Ой, что-то я проголодался

Витя: И я тоже. Пойду что-нибудь посмотрю в холодильнике пожевать

Пашка, картошку с котлетой будешь?

Паша: Да, и чаю поставь

Автор: Мальчики поели, чаю с печеньем попили и пошли играть дальше.

Тут с работы пришла мама, она разделась и прошла на кухню.

Мама (громко): Да что же это такое?!? Как вам не совестно, всё съели. Приходишь с работы, а тут такое! Павел, отправляйся домой, а ты Виктор садись за уроки!

Анализ:

  1. Что можно сказать о героях этой сценки?
  2. Почему же мама так сильно рассердилась на ребят? Что она чувствовала, увидев то, что оставили ребята?
  3. Как можно было поступить в этой ситуации, чтобы предотвратить конфликт с мамой?

Сценка «Братья»

Старший брат Дима читает увлекательную книгу. К нему подходит Алёша.

Алёша: Слушай, у нас такое было! Валька ко мне приставал, а я ему фингал поставил…

Дима (пытается быть вежливым): Ой, как интересно! С удовольствием послушаю. Только вот дочитаю!

Алёша: а чего читаешь? Какая страница? А глава? А давай поиграем. Или погуляем…

Дима (улыбаясь): Прости, Алёшенька, у меня насморк. Не могу гулять. Почитать бы!

Алёша: Да ладно тебе! Дай- ка книжку! Ерунда! Ну, давай поговорим, почитаем, погуляем, какой ты зануда, посмотри чего у меня есть…

Дима: Алёш! Может сам погуляешь? Вот тебе двадцать копеек на мороженое!

Алёша (плачет, но берет двадцать копеек): Всё маме скажу! Не хочешь со мной играть! Брат называется!

Анализ:

  1. Как можно оценить поведение обоих братьев?
  2. Что можно было предпринять старшему брату, чтобы уладить эту ситуацию?

– Какой вывод можно сделать из всех просмотренных нами сценок?

- Семья – это первый в вашей жизни человеческий коллектив, с которым вы тесно связаны на многие годы. По отношению к членам семьи обязательны те же правила, что и по отношению к другим: младшие уважают старших и проявляют это уважение, старшие заботятся о младших и проявляют эту заботу, все внимательны и вежливы друг к другу.

– В чём это уважение проявляется, сделайте обобщение из всех сценок?

- В разговоре не перебивать друг друга, за столом необходимо следовать правилам этикета, не шуметь, когда кто-то занимается или отдыхает, быть терпимее по отношению к пожилым близким и больным.

– Как вы понимаете, что значит быть терпимее? А почему именно к пожилым и больным родственникам?

- Когда вы родились, ваши бабушки и дедушки были еще бодрыми и полными сил и энергии, многие, наверное, еще работали, им было далеко до пенсии, они с большой радостью и терпением помогали папе и маме ухаживать за вами. Но годы идут, бабушки и дедушки стареют, болеют, теряют силы. Жизненные силы угасают, и они уже не в состоянии помогать близким, как и прежде. Теперь им самим нужна помощь и защита. Российские наши бабушки и дедушки очень привязаны к своим близким и родным, и тяжело переносят жизнь без них. А мы можем легко и просто порадовать их разными способами, например, позвонить и сказать, что соскучились.

- Ещё как можно порадовать, назовите?

  1. Почаще навещать
  2. Иногда обнять и поцеловать в щечку
  3. Поздравлять с праздниками
  4. Помогать им по хозяйству
  5. Приглашать к себе в гости
  6. Говорить комплименты
  7. Говорить с ними о жизни
  8. Спрашивать совета
  9. Делиться добрыми новостями
  10. Иногда приносить маленькие гостинчики
  11. Делать подарки на дни рождения

- Видите как много можно и нужно помнить о семейном этикете!

III. Практическая часть

1) Упражнение «Благодарность»

- И, наверное, каждому из наших родных понравится, если мы по отношению к ним будем благодарны. А что такое благодарность?

- Возьмите листок перед вами. Пожалуйста, подумайте о человеке, который вам помогает, делает то, что для вас важнее всего, понимает вас.. Напишите его имя вверху на листочке и от кого это послание. Например: «Папе от Игоря»

Теперь напишите этому человеку короткое послание, в котором вы скажете, что весьма благодарны ему за конкретную помощь.

Например: «Маме от Светы. Мамуля, я очень тебе благодарна за то, что ты помогаешь мне справляться с физикой»

Этот листок мы позже прикрепим на общую картину – коллаж.

2) Творческая работа

- Слова благодарности к родным будут в центре коллажа. А вокруг мы создадим коллаж из журнальных вырезок. Согласны? Можно будет добавить слова или словосочетания, подходящие к описанию родных.

Например:

мама – светлая, энергичная, помощник, забота

папа – сильный, смелый, победитель

Работа по колонкам:

- 1 колонка ищет фотографии и подписи про папу и маму.

- У кого есть братья, сестры? Те ребята подбирают материал про братьев, сестёр.

- Кто часто с бабушкой, дедушкой общается? (3 колонка, например)

Оформление коллажа: подготовленный материал, дети приклеивают на панно на доске

Например:

IV. ИТОГ

- Чтобы дома была хорошая атмосфера, каждому члену семьи важно придерживаться некоторых правил: (напечатаны на отдельных листах)

- Я буду зачитывать без последнего слова, а вы постарайтесь догадаться о нём и дружно, хором ответить.

Чтобы не произошла ссора:

  • не копить обиды и не дуться – лучше первым … (улыбнуться)
  • в решающий момент себя сдержать и конфликта … (избежать)
  • стараться проявить терпение, чтобы услышать и другое…(мнение)

Чтобы не было крика:

  • не грубить и не буянить, грубость может сильно… (ранить)
  • помогать в делах по дому маленькому и … (большому)
  • «вежей» быть со всеми и во всем и обязательно сейчас, а не … (потом)

Чтобы нравилось быть дома:

  • считаться с настроением другого как человека … (дорогого)
  • баловать других своей любовью, тем защищая от … (злословья)

Список литературы

  1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие.- М6 Глобус, 2006.
  2. Классные часы с психологом. 1-4 классы/ авт.- сост.: Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. - М: Глобус, 2009.
  3. Они И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте.- Л: Лениздат, Социально коммерческая фирма «Человек», 1991.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Гном, 2017.
  5. Субботина Е.А. Успешный ребёнок: игры для будущих лидеров.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер с нем.; В 4-х томах. Т. 1. - М.: Генезис, 2003.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер с нем.; В 4-х томах. Т. 2. - М.: Генезис, 2003.