Форма проведения | Классный час |
Место занятия в системе воспитательного процесса |
Раздел «Нравственное воспитание» |
Тема классного часа |
Я и моя семья. |
Методы организации классного часа |
Интерактивная беседа. |
Цель |
способствовать формированию уважительного отношения к членам семьи |
Задачи |
1.способствовать укреплению внутрисемейных связей;
|
Ожидаемые результаты |
Использование полученных знаний в жизненных ситуациях |
Оборудование |
1. Пословицы на отдельных листках |
I. Мотивация на работу, объявление темы
- Ребята, добрый день! Вот мы и снова встретились!
- Мы с вами много говорили о терпимом (толерантном) отношении к одноклассникам и к окружающим людям, а сегодня затронем в беседе ещё одну часть общества. А какую именно – догадаетесь сами, прочитав эти пословицы. (вывешены на доске на отдельных листах)
1. Счастье родителей - честность и трудолюбие детей.
2. Нет такого дружка, как родная матушка.
3. Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа.
4. В Москве всё найдёшь, кроме родного отца да матери.
5. Была б моя бабуся - ничего не боюсь я.
6. Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.
- Итак, кому же будет посвящена наша встреча?
- Да, совершенно верно, наши самые близкие люди – члены семьи и отношение к ним – тема классного часа "Я и моя семья".
II. Основная часть
- Есть люди, которые считают, что дома можно делать, что угодно. «Что хочу то и ворочу!» - рассуждают они. -Это в транспорте, общественном месте, или в гостях необходимо соблюдать все правила этикета, а дома проявлять по отношению к близким уважение, любезность – необязательны.
- А каково ваше мнение по этому вопросу: вы согласны или нет и почему?
- Мы сейчас просмотрим 3 сценки из семейной жизни. Ваша задача увидеть и отметить все «+» и «-» моменты в поведении и разговоре ребят.
Сценка «Телевизор»
Телевизор в доме один. По первой программе – футбол, его хочет смотреть папа, по второй – концерт – для мамы, по третьей – мультфильм – о нём мечтает сын. Что делать?
Папа дома один. Читает программу: Ура! Футбол! Концерт? Ещё и мультфильм. Чтобы не было неприятностей… (Рвёт газету в клочки, выбрасывает, включает телевизор, начинает «болеть»)
Возвращается мама, ворчит: Снова футбол! Надоело… Где программка. Может там что то интересное? (Достает из сумки еще газету) О-о-о! Да тут концерт! Переключай я тебе говорю! А то вообще телевизор разнесу!
Папа (кричит): Не пущу! Футбол!!! (Папа и мама устраивают возню у телевизора)
Сын (вбегает): Мультфильм! Ура! Врубайте! Я мечтал об этом мультфильме всю жизнь.
Кто кого?!
Анализ:
- Как оцениваете эту ситуацию?
- Что можно сказать о мальчике?
- Случались ли похожие ситуации в вашей жизни?
- Как можно поступить в этих случаях, чтобы не было ссор и споров?
Сценка «Почему ругается мама?»
Автор: После уроков к Вите забежал друг Паша.
Паша: Вить, а Вить, давай в гонки на компьютере поиграем?
Витя: Давай, я давно не играл
Автор: Мальчики увлеклись игрой и не замечали, как летит время..
Паша: Ой, что-то я проголодался
Витя: И я тоже. Пойду что-нибудь посмотрю в холодильнике пожевать
Пашка, картошку с котлетой будешь?
Паша: Да, и чаю поставь
Автор: Мальчики поели, чаю с печеньем попили и пошли играть дальше.
Тут с работы пришла мама, она разделась и прошла на кухню.
Мама (громко): Да что же это такое?!? Как вам не совестно, всё съели. Приходишь с работы, а тут такое! Павел, отправляйся домой, а ты Виктор садись за уроки!
Анализ:
- Что можно сказать о героях этой сценки?
- Почему же мама так сильно рассердилась на ребят? Что она чувствовала, увидев то, что оставили ребята?
- Как можно было поступить в этой ситуации, чтобы предотвратить конфликт с мамой?
Сценка «Братья»
Старший брат Дима читает увлекательную книгу. К нему подходит Алёша.
Алёша: Слушай, у нас такое было! Валька ко мне приставал, а я ему фингал поставил…
Дима (пытается быть вежливым): Ой, как интересно! С удовольствием послушаю. Только вот дочитаю!
Алёша: а чего читаешь? Какая страница? А глава? А давай поиграем. Или погуляем…
Дима (улыбаясь): Прости, Алёшенька, у меня насморк. Не могу гулять. Почитать бы!
Алёша: Да ладно тебе! Дай- ка книжку! Ерунда! Ну, давай поговорим, почитаем, погуляем, какой ты зануда, посмотри чего у меня есть…
Дима: Алёш! Может сам погуляешь? Вот тебе двадцать копеек на мороженое!
Алёша (плачет, но берет двадцать копеек): Всё маме скажу! Не хочешь со мной играть! Брат называется!
Анализ:
- Как можно оценить поведение обоих братьев?
- Что можно было предпринять старшему брату, чтобы уладить эту ситуацию?
– Какой вывод можно сделать из всех просмотренных нами сценок?
- Семья – это первый в вашей жизни человеческий коллектив, с которым вы тесно связаны на многие годы. По отношению к членам семьи обязательны те же правила, что и по отношению к другим: младшие уважают старших и проявляют это уважение, старшие заботятся о младших и проявляют эту заботу, все внимательны и вежливы друг к другу.
– В чём это уважение проявляется, сделайте обобщение из всех сценок?
- В разговоре не перебивать друг друга, за столом необходимо следовать правилам этикета, не шуметь, когда кто-то занимается или отдыхает, быть терпимее по отношению к пожилым близким и больным.
– Как вы понимаете, что значит быть терпимее? А почему именно к пожилым и больным родственникам?
- Когда вы родились, ваши бабушки и дедушки были еще бодрыми и полными сил и энергии, многие, наверное, еще работали, им было далеко до пенсии, они с большой радостью и терпением помогали папе и маме ухаживать за вами. Но годы идут, бабушки и дедушки стареют, болеют, теряют силы. Жизненные силы угасают, и они уже не в состоянии помогать близким, как и прежде. Теперь им самим нужна помощь и защита. Российские наши бабушки и дедушки очень привязаны к своим близким и родным, и тяжело переносят жизнь без них. А мы можем легко и просто порадовать их разными способами, например, позвонить и сказать, что соскучились.
- Ещё как можно порадовать, назовите?
- Почаще навещать
- Иногда обнять и поцеловать в щечку
- Поздравлять с праздниками
- Помогать им по хозяйству
- Приглашать к себе в гости
- Говорить комплименты
- Говорить с ними о жизни
- Спрашивать совета
- Делиться добрыми новостями
- Иногда приносить маленькие гостинчики
- Делать подарки на дни рождения
- Видите как много можно и нужно помнить о семейном этикете!
III. Практическая часть
1) Упражнение «Благодарность»
- И, наверное, каждому из наших родных понравится, если мы по отношению к ним будем благодарны. А что такое благодарность?
- Возьмите листок перед вами. Пожалуйста, подумайте о человеке, который вам помогает, делает то, что для вас важнее всего, понимает вас.. Напишите его имя вверху на листочке и от кого это послание. Например: «Папе от Игоря»
Теперь напишите этому человеку короткое послание, в котором вы скажете, что весьма благодарны ему за конкретную помощь.
Например: «Маме от Светы. Мамуля, я очень тебе благодарна за то, что ты помогаешь мне справляться с физикой»
Этот листок мы позже прикрепим на общую картину – коллаж.
2) Творческая работа
- Слова благодарности к родным будут в центре коллажа. А вокруг мы создадим коллаж из журнальных вырезок. Согласны? Можно будет добавить слова или словосочетания, подходящие к описанию родных.
Например:
мама – светлая, энергичная, помощник, забота
папа – сильный, смелый, победитель
Работа по колонкам:
- 1 колонка ищет фотографии и подписи про папу и маму.
- У кого есть братья, сестры? Те ребята подбирают материал про братьев, сестёр.
- Кто часто с бабушкой, дедушкой общается? (3 колонка, например)
Оформление коллажа: подготовленный материал, дети приклеивают на панно на доске
Например:
IV. ИТОГ
- Чтобы дома была хорошая атмосфера, каждому члену семьи важно придерживаться некоторых правил: (напечатаны на отдельных листах)
- Я буду зачитывать без последнего слова, а вы постарайтесь догадаться о нём и дружно, хором ответить.
Чтобы не произошла ссора:
- не копить обиды и не дуться – лучше первым … (улыбнуться)
- в решающий момент себя сдержать и конфликта … (избежать)
- стараться проявить терпение, чтобы услышать и другое…(мнение)
Чтобы не было крика:
- не грубить и не буянить, грубость может сильно… (ранить)
- помогать в делах по дому маленькому и … (большому)
- «вежей» быть со всеми и во всем и обязательно сейчас, а не … (потом)
Чтобы нравилось быть дома:
- считаться с настроением другого как человека … (дорогого)
- баловать других своей любовью, тем защищая от … (злословья)
Список литературы
- Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие.- М6 Глобус, 2006.
- Классные часы с психологом. 1-4 классы/ авт.- сост.: Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. - М: Глобус, 2009.
- Они И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте.- Л: Лениздат, Социально коммерческая фирма «Человек», 1991.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Гном, 2017.
- Субботина Е.А. Успешный ребёнок: игры для будущих лидеров.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер с нем.; В 4-х томах. Т. 1. - М.: Генезис, 2003.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер с нем.; В 4-х томах. Т. 2. - М.: Генезис, 2003.