Трансграничное сотрудничество: терминология и развитие

Разделы: География


Термин “трансграничное сотрудничество” четко определен в “Европейской рамочной конвенции по трансграничному сотрудничеству между территориальными общинами или властями”1 и не вызывает расхождений в толковании. Под трансграничным сотрудничеством в Западной Европе понимается совместное решение хозяйственных и иных проблем местными органами власти соседних районов на основе напрямую заключаемых между ними соглашений.2 В то же время понятия “трансграничный район” и “трансграничный регион” следует уточнить.

Под трансграничным регионом можно понимать сопредельные пограничные территории государств с определенным природным, экономическим, социокультурным, организационным и этническим единством3. Под трансграничным районом обычно понимается охватывающая части территорий двух или нескольких соседних стран социально-экономическая система, характеризующаяся определенным единством природной первоосновы и/или расселения, трудовых и культурно-бытовых связей населения, хозяйства, инфраструктуры, нередко также исторических, этнических и культурных традиций.4 Из этих двух определений можно сделать вывод, что в общем речь идет об одном и том же. В английском языке существует лишь термин “cross-border region”, но в русской научной литературе возникли разногласия в переводе слова «region», отсюда два определения. Для русского географа отличие в принципе есть: первый термин несет в себе меньше системности (комплексности), зато требует большей официальности и четкости. Так, выделяя приграничные регионы, наши авторы используют стандартные единицы административно-территориального деления России.5 Отечественной традиции в отношении трансграничных территорий пока нет.

Развитие трансграничного региона основано на приграничном сотрудничестве (такой регион заведомо делится на два или более приграничных в смежных странах), в основе которого лежат следующие факторы:

  • однородность, с точки зрения сообщества, языка, традиций и обычаев;
  • сходные экономические и социальные условия;
  • благоприятное географическое расположение.

Социальный и экономический потенциал создает предпосылки для приграничного сотрудничества в различных областях, включая:

  • создание общего информационного пространства об экономическом потенциале и предпринимательской среде в приграничных регионах;
  • создание совместных структур для содействия экономическому сотрудничеству и взаимному признанию процедур сертификации товаров;
  • развитие инфраструктуры, которая облегчила бы переход границы и доступ к коммуникациям и автомобильному, железнодорожному, водному и морскому транспорту;
  • разработка общей стратегии развития туризма в приграничных регионах;
  • развитие отношений сотрудничества между высшими учебными заведениями региона, обмена студентами и преподавательскими кадрами;
  • кооперация в области исследования, развития, усиление обмена научной информацией в данной сфере;
  • организация фестивалей, выставок, культурных ярмарок и региональных спортивных соревнований;
  • согласование программ по защите окружающей среды, мониторинг загрязнения и совместная реализация экологических проектов;
  • обмен информацией и опытом в сфере здравоохранения, консолидация институциональных возможностей, внедрение новых технологий, обучение персонала;
  • развитие информационных технологий.

Главным условием образования трансграничного региона является та или иная общность регионов, расположенных по разную сторону государственной границы. Зачастую она разделяет единые в природном отношении территории, что вызывает необходимость сотрудничества между странами в использовании и охране природы. Также часто границы разделяют единые или близкие в этнокультурном плане народы, что создает предпосылки для сотрудничества в области культуры. Важно не только культурное и природное родство, но и экономический фактор. Если страны не стремятся к развитию взаимоотношений, нет элементарной инфраструктуры, а люди не хотят общаться, то ни о каком трансграничном регионе или приграничном сотрудничестве говорить не приходится.

Существует ряд общих причин активизации транснационального сотрудничества на уровне регионов в Европе. Долгое время ему мешали соображения безопасности, военные уделяли приграничным регионам большое внимание, и граница часто являлась барьером для развития. Понятно, что бывали исключения, связанные с двумя факторами, условно объективным и субъективным: а) концентрацией населения и экономики двух и более стран у их границ, б) стабильная мирная ситуация на этих границах, что в ХIX-ХХ веках оказывалось еще важнее.

Классическими примерами могут служить трансграничные регионы нейтральной Швейцарии, например сотрудничество в Женевском регионе существовало задолго до создания регионального комитета в 1973 году, несмотря на бурную историю города.6 С 1815 года кантон, в который входит Женева, связан с основной частью страны узким, шириной на отдельных участках всего 2 км коридором Версуа. Граница кантона с Францией в 25 раз длиннее, что при отсутствии враждебных настроений усиливало связи Женевы с Францией по сравнению с ее связями с родной страной. Именно на них и основано приграничное сотрудничество в этом регионе.

По древней границе между романской и германской культурами, от стран Бенилюкса на юг, к Альпам, по долине Рейна тянется старая зона столкновения французских и немецких интересов. Саар, Лотарингия, Эльзас переходили из рук в руки и ни о каком сотрудничестве, несмотря на его выгоды, долгое время не могло быть и речи.

В западной части Альп лежит старинная зона столкновения интересов – Арелатское (Бургундское) королевство, позже известное как герцогство Савойя. Оно было предметом споров между французским королем и немецким императором. Уже в 13–14 обрати внимание на тип цифр при веках – неважно какие, важно, чтобы одинаково веках здесь было более 200 городов. В 1860 г. Савойя была разделена между Францией и Италией. После Второй мировой войны положение изменилось. Нельзя сказать, что сразу началось интенсивное развитие приграничного сотрудничества, но сдвиги были весьма существенны. Сказывалось желание стран сотрудничать, а также дополняющие типы их экономик. Но одного желания мало, необходима политическая и законодательная поддержка связей. Она росла по мере развития европейской интеграции сначала в виде экономического сообщества (ЕЭС) и затем союза (ЕС). Культурные и геополитические барьеры все же долгое время ограничивали сотрудничество в приграничных областях.

Важной задачей такого сотрудничества является ликвидация пограничных преград и ограничений, влияющих на развитие взаимоотношений приграничных регионов. Природные границы, разделяющие государства (горы, реки и т.п.) становятся более прозрачными за счет создания специальных инфраструктур, строительства мостов, туннелей и прочих коммуникаций. Инфраструктура, защита окружающей среды и культурный обмен – это те базовые и часто «пионерные» сферы, которым уделяется первостепенное значение в практике регионального сотрудничества. Далее идут такие аспекты, как научные исследования, развитие частных компаний, туризм и образование.

Формирование трансграничных регионов создает условия для роста, расширяя местные рынки, делая более эффективным использование труда и капитала. Некоторые области, вошедшие в трансграничные регионы, зачастую ранее являлись слаборазвитыми в своей стране по сравнению с центральными или столичными районами. Устранение  барьерности  прежде «глухой» границы может давать здесь эффект, подобный открытию и освоению запасов ценного сырья, резко расширить ресурс развития – в широком смысле этого термина. Только в данном случае речь идет о ресурсе ЭГП.

Трансграничный регион образуется силами внутреннего сцепления территории, которая является однородной по каким-то критериям-определителям и по этим же критериям отличается от соседних. Отличительным свойством трансграничных регионов является доминирование внутренних (экономических, национальных, социальных и т.п.) связей, обеспечивающих целостность региона. Они проявляются более интенсивно по сравнению с внешними связями, соединяющими данный регион с остальной территорией страны как часть с целым.

_________________________

1 The European Outline Convention on Transfrontier Co-operation between Territorial Communities or Authorities. - Article 2. // http://conventions.coe.int

2 Дергачев В. А., Вардомский, Л. Б.Регионоведение. - М.: Юнити-Дана, 2004, с. 441

3 Там же, с. 450

4 Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебн. для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2001, сс. 326, 359-362. - 479 с.: ил. - Библиогр. в конце гл. Предм. указ.: с. 473-476.

5 Там же, с. 349-362.

6 В 1798 г. Женеву захватила Франция и сделала административным центром Департамента Леман, в 1813 году вместе с разгромом армий Наполеона к городу вернулась свобода, а в 1815 г. город был присоединен к Швейцарской Конфедерации. Вместе с переданной ей (от Франции и Савойи) небольшой территорией Женева образовала 22-й по счету швейцарский кантон.