Современное образование стоит на пороге радикальных и кардинальных изменений. Эти изменения сопряжены с новыми требованиями в преподавании учебных предметов, в нестандартном подходе к системе подбора методов и приемов обучения, в применении новых обучающих технологий и заложены в ФГОС.
ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- системы значимых социальных и межличностных отношений,
- ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
- социальные компетенции, правосознание,
- способность ставить цели и строить жизненные планы,
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим:
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия - регулятивные, познавательные, коммуникативные,
- способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
- самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
- построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим:
- освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области,
- виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
- его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
- владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. [1]
Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся в большей степени связаны с достижением метапредметных результатов, включающих в себя коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
ФГОС ООО определяет метапредметные результаты — как освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. [1] Именно эти навыки очень важны выпускникам школ при дальнейшем обучении, так как они формируются путем самостоятельнх достижений.
Как было отмечено ранее, метапредметные результаты могут быть сформированы как на базе одного предмета, так и нескольких. Особое внимание стоит уделить такому предмету как «История».
Данный учебный предмет учащиеся школ начинают изучать с 5 класса, хотя ученики уже имеют опыт получения исторических и культурологических фактов на уроках «Окружающего мира» и курса «ОРКСЭ». Какие требования предъявляет ФГОС к регулятивным, коммуникативным и познавательным УУД учащихся по истории в 5 классе? С помощью каких методов и приемов можно учащимся достигнуть данных результатов? Какие методы являются более эффективными и дают хороший результат? Чтобы ответить на интересующие нас вопросы необходимо рассмотреть требования ФГОС к УУД.
Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. [1]
Для формирования регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе, когда учащиеся более углубленно сталкиваются с данным предметом, начинают изучать древность, оптимальным методами будет использование игр, необычных заданий связанных с исследованием древних фактов, АМО.
Рассмотрим некоторые из них, например, метод “Путешествие на машине времени”. Цель данного метода-подготовить учащихся к формулированию цели урока. Участниками является весь класс. [2] Данный метод очень актуален для применения на уроках истории Древнего Мира при изучении раздела «Первобытность. Древнейшие люди». Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во временив первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию. Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?
Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.
Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.
Данный метод помогает учащимся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, планировать пути ее достижения, а также ее коррекцию.
Для проведения рефлексии и выявления ожиданий учащихся или опасений можно использовать метод «Рюкзак». [2] Учащимся предлагается подумать над своими ожиданиями от урока и своими опасениями, которые они размещают на цветных стикерах вокруг рюкзака, которым может служить либо интерактивный плакат или рисунок в тетради учащихся. Например, ожидания - розовые стикеры, опасения - голубые. После урока дети при проведении рефлексии складывают в рюкзак то, что они берут с собой с урока. Так же данный метод можно дополнить еще стикерами других цветов и дать им названия-узнал новое, знал ранее об этом факте.
Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение. [1]
Для формирования познавательных УУД на уроках истории в 5 классе при изучении древнейших государств можно использовать метод «Кластер». Основная цель данного метода научить учащихся обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются (название групп - названия разделов новой темы). В каждой группе (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группа определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по-своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы. [2,3] Например, при изучении темы «Древний Египет» учитель делит класс на 4 группы: «Географы» изучают природно- климатические условия Египта, «Биологи» изучают животный и растительный мир данного государства, «Политологи» дают характеристику основным формам правления в Египте и «Искусствоведы» дают характеристику основным видам искусства в Древней Египте. Каждая из них получает на отдельной карточке задание, ссылку на материал учебника и начинает работать, выполняя задания и оформляя результат для дальнейшей его презентации классу. Данная форма работы способствует развитию ученика способности работы в коллективе и чувство ответственности за работу всего коллектива, также развивает навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. [1]
Развитие коммуникативных УУД может прослеживаться во многих методах обучения, которые связанны с развитием речевого аппарата у учащихся, их взаимодействия друг с другом и учителем, возможностью выражать свой взгляд или позицию по поводу возникшей проблемы. Логично, что для учащихся 5 классов, в виду возрастных особенностей, не логично будет использование более научных методов, таких как «Круглый стол», «Диспуты». Для развития речи хорошо подойдет метод «Театрализация», который может погрузить учащихся в атмосферу прошлого и наглядно показать события того времени, более того подобные приемы инсценировки на уроках помогут учащимся реализовать свой творческий потенциал. Для учащихся 5 классов на уроках истории можно использовать метод «Письмо в прошлое», когда каждый учащийся получает возможность написать письмо-обращение к герою, исторической личности, в которой он может выразить свой взгляд на проблему. Вместо письма, чтобы не тратить много времени на уроке можно использовать «Записки охотника (ученого, путешественника, журналиста…)» Письменные методы и приемы очень актуальны в применении для учащихся, которые могут иметь трудности в формировании устной, могут бояться или стесняться своих ответов.
В 5 классе учащимся представляется знакомство с «Историей Древнего Мира», а это в свою очередь подталкивает не просто изучение исторических событий, но и знание хронологии и периодизации; умение работать с историческими источниками (документами, картами); характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; проводить анализ, оценку, реконструкцию событий, аргументировать свой ответ все эти достижения учащихся являются учебными универсальными действиями, которые им необходимы для применения в будущем. Выбор оптимальных методов, приемов и применение современных образовательных технологий на уроках со стороны учителя- это залог успеха обучающихся в будущем.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образование и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
2. Курьянов М.А. Половцев В.С., Активные методы обучения. Тамбов. Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011г. URL//https://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2011/kuryanov.pdf
3. Полат С.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2003.
RL//https://prirodaimy.ru/data/documents/ polat_e_s_red_novye_pedagogicheskie_i_informatsionnye_tekhno.pdf