Цель: формировать метапредметные результаты, оценивать личностные результаты.
В современных условиях мне как учителю необходимо привить учащимся навыки практических действий, формируя общепредметные компетентности. Этому способствует использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий.
Наша школа над этой темой работает 2 год. В этом учебном году учителями нашей школы был организован семинар. Мне сегодня хотелось поделиться с вами, как можно использовать компетентностно-ориентированные задания на уроках курса «ОРКСЭ».
Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. А это и есть компетентностно-ориентированные задания.
Компетентностно-ориентированное задание – это деятельностное задание, которое моделирует практическую, жизненную ситуацию, строится на актуальном для обучающихся материале.
Структура компетентностно-ориентированного задания
1. Стимул – погружает в контекст задания и мотивирует его выполнение;
2. Задачная формулировка – точно указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания;
3. Источник информации – содержит необходимую информацию для успешной работы;
4. Бланк для выполнения задания – задаѐт структуру предъявления результата деятельности;
5. Способы и критерии оценивания результата.
Я сегодня предлагаю фрагмент урока по светской этике.
Тема «Справедливость»
Цель: сформировать представление о моральных правилах человека в отношении к окружающим.
На доске:
Стимул: «Быть добрым очень легко, быть справедливым вот, что трудно». Почему быть справедливым трудно?
Задачная формулировка: «Ты оказался в такой ситуации, когда с тобой поступили несправедливо. Необходимо сформировать представление о моральных правилах человека в отношении к окружающим.»
Этапы урока |
Действие учителя |
Действия обучающихся |
1.Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса. |
У Миши пропали деньги. Ребята решили, что взял их Петя. Мальчик это отрицал, но одноклассники ему не верили. Они прижали мальчика в углу и стали грозить ему… Петя молчал и плакал. А потом деньги нашлись, оказывается Миша положил их в учебник. Петя сказал ребятам. - Представьте себя на месте Пети. Вы хотели бы, чтобы с вами так поступили? 1) Чему учит нас эта история? |
Несправедливо 1) необходимо сначала разобраться в данной ситуации |
2. Работа в группах. Исследовательская деятельность |
Задания для 1 группы. Справедливый человек не поступит подло, не со солжёт, 3) Прочитайте ситуацию. Группа школьников должна была убрать школьный двор. Мальчики выделили для девочек самую лёгкую работу, а трудную выполнили сами. Вопросы. - Выскажите своё мнение, если бы вы были на месте девочек - Сделайте вывод. Можно назвать поступки героев справедливыми? Почему? Вывод. Делать добрые поступки. Задания для 2 группы. 1)Узнайте, какого человека называют справедливым. Найдите определение в толковом словаре и выпишите. 2) Пользуясь учебником, вставьте пропущенные слова. Стр.92. учебник «Основы светской этики» Без справедливости не может быть добрых, 3) Прочитайте. В туристическом походе объявили привал на обед. Девочки занялись организацией общего стола. Все выложили свои припасы. Петя сказал: «Кто больше принёс бутербродов, тот и съесть может больше!» Вопросы. - Выскажите своё мнение, если вы были бы на месте Пети. _________________________________ - Как бы вы поступили в этой ситуации на месте Пети?_____________________________ |
|
3. Подведение итогов |
Сделайте вывод. Сформулируй правила, которые можно предложить друзьям Пети. Вывод: Каждая группа представляет свой отчет, сопровождая свой рассказ демонстрацией плакатов. Задачная формулировка: «Ты оказался в такой ситуации, когда с тобой поступили несправедливо. Необходимо сформировать представление о моральных правилах человека в отношении к окружающим.» Моральные правила справедливого человека.
|
|
4.Рефлексия |
Оцените работу своей группы. 1) Умеем ли мы находить информацию?
2) Умеем ли мы оценивать ситуации?
3) Дружно ли вы работали?
- В сказке «Лиса и журавль» кто был справедлив? ИТОГ. Стимул: «Быть добрым очень легко, быть справедливым вот, что трудно». Почему быть справедливым трудно? |
|