Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках курса «ОРКСЭ». Тема: «Справедливость»

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: мастер-класс, ОРКСЭ, мораль, моральные правила человека, справедливость


Цель: формировать метапредметные результаты, оценивать личностные результаты.

В современных условиях мне как учителю необходимо привить учащимся навыки практических действий, формируя общепредметные компетентности. Этому способствует использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий.

Наша школа над этой темой работает 2 год. В этом учебном году учителями нашей школы был организован семинар. Мне сегодня хотелось поделиться с вами, как можно использовать компетентностно-ориентированные задания на уроках курса «ОРКСЭ».

Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать  знания, а научить учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. А это и есть компетентностно-ориентированные задания.

Компетентностно-ориентированное задание – это деятельностное задание, которое моделирует практическую, жизненную ситуацию, строится на актуальном для обучающихся материале.

Структура компетентностно-ориентированного задания

1. Стимул – погружает в контекст задания и мотивирует его выполнение;

2. Задачная формулировка – точно указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания;

3. Источник информации – содержит необходимую информацию для успешной работы;

4. Бланк для выполнения задания – задаѐт структуру предъявления результата деятельности;

5. Способы и критерии оценивания результата.

Я сегодня предлагаю фрагмент урока по светской этике.

Тема «Справедливость»

Цель: сформировать представление о моральных правилах человека в отношении к окружающим.

На доске:

Стимул: «Быть добрым очень легко, быть справедливым вот, что трудно». Почему быть справедливым трудно?

Задачная формулировка: «Ты оказался в такой ситуации, когда с тобой поступили несправедливо. Необходимо сформировать представление о моральных правилах человека в отношении к окружающим.»

Этапы урока

Действие учителя

Действия обучающихся

1.Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.

У Миши пропали деньги. Ребята решили, что взял их Петя. Мальчик это отрицал, но одноклассники ему не верили. Они прижали мальчика в углу и стали грозить ему… Петя молчал и плакал. А потом деньги нашлись, оказывается Миша положил их в учебник. Петя сказал ребятам.

- Представьте себя на месте Пети. Вы хотели бы, чтобы с вами так поступили?

1) Чему учит нас эта история?
2) Для изучения моральных правил человека в отношении к окружающим мы разделимся на
2 группы. Каждая группа представляет свой отчет, сопровождая свой рассказ демонстрацией Плакатов.

 

 

Несправедливо

1) необходимо сначала разобраться в данной ситуации
2) уметь признавать правоту других.

2. Работа в группах. Исследовательская деятельность

Задания для 1 группы.
1) Узнайте, какого человека называют справедливым. Найдите определение в толковом словаре и выпишите.
2) Пользуясь учебником, вставьте пропущенные слова.
Стр.92. учебник «Основы светской этики»

Справедливый человек не поступит подло, не со солжёт,
__________ и ___________ .

3) Прочитайте ситуацию.

Группа школьников должна была убрать школьный двор. Мальчики выделили для девочек самую лёгкую работу, а трудную выполнили сами.

Вопросы.
- Выскажите своё мнение, если бы вы были на месте мальчиков.
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________

- Выскажите своё мнение, если бы вы были на месте девочек
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________

- Сделайте вывод. Можно назвать поступки героев справедливыми? Почему?
Сформулируйте правило, которое помогло ребятам справедливо разрешить ситуацию.____________________________
_____________________________________
_____________________________________

Вывод. Делать добрые поступки.

Задания для 2 группы.

1)Узнайте, какого человека называют справедливым. Найдите определение в толковом словаре и выпишите.

2) Пользуясь учебником, вставьте пропущенные слова.

Стр.92. учебник «Основы светской этики»

Без справедливости не может быть добрых,
_____________________________________

3) Прочитайте.

В туристическом походе объявили привал на обед. Девочки занялись организацией общего стола. Все выложили свои припасы. Петя сказал: «Кто больше принёс бутербродов, тот и съесть может больше!»

Вопросы.

- Выскажите своё мнение, если вы были бы на месте Пети. _________________________________
_________________________________

- Выскажите своё мнение, если вы были на месте друзей.____________________________

- Как бы вы поступили в этой ситуации на месте Пети?_____________________________

 

3. Подведение итогов

Сделайте вывод. Сформулируй правила, которые можно предложить друзьям Пети.
_________________________________

Вывод:

Каждая группа представляет свой отчет, сопровождая свой рассказ демонстрацией плакатов.

Задачная формулировка: «Ты оказался в такой ситуации, когда с тобой поступили несправедливо. Необходимо сформировать представление о моральных правилах человека в отношении к окружающим.»

Моральные правила справедливого человека.

  • Уметь признавать правоту других.
  • Уметь оценивать поступки свои и чужие.
  • Не обвинять человека без причины.

 

4.Рефлексия

Оцените работу своей группы.

1) Умеем ли мы находить информацию?

  • Да
  • Нет

2) Умеем ли мы оценивать ситуации?

  • Да, умеем
  • Затруднялись

3) Дружно ли вы работали?

  • Работали дружно, ссор не было.
  • Работали дружно, спорили, но не ссорились.
  • Очень дружно было договариваться, не всегда получалось.

- В сказке «Лиса и журавль» кто был справедлив?

ИТОГ. Стимул: «Быть добрым очень легко, быть справедливым вот, что трудно». Почему быть справедливым трудно?