Организация исследовательской деятельности на уроках английского языка как средство развития мыслительной активности обучающихся

Разделы: Иностранные языки

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: английский язык


В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции учащихся. А формировать их значительно проще, опираясь на технологию исследовательской деятельности.

Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков у учащихся помогает достигнуть определенные цели: повысить интерес к учебе, мотивировать учащихся на достижение более высоких результатов. Учителю же необходимо организовать работу на уроках так, чтобы вовлечь учащихся в активную, плодотворную работу. Для этого учителю нужно создать условия, благоприятные для проявления познавательной деятельности.

Таковыми являются:

  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности;
  • включение учащихся в активную деятельность;
  • использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
  • использование проблемных ситуаций;
  • практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

На всех этапах необходимо стимулировать интерес к исследовательскому поиску. Уже в начале урока необходимо вызвать интерес учащихся, мотивировать их на познавательную деятельность, строить логические предположения, предлагая им сформулировать цель урока.

 В реальной педагогической практике учителя иностранного языка имеется богатый выбор учебных задач, которые содержат элементы проблемности и требуют повышенной интеллектуальной активности обучающихся. Например, на уроках английского языка в 5 классе при изучении темы «Каникулы, отдых» на этапе семантизации и активизации новой лексики используются приёмы, которые направлены на стимулирование творческой деятельности обучающихся и минимизацию механических бессмысленных операций. Например, семантизация лексики с использованием языковой догадки: найти в списке слов:

- интернациональные слова;

- словообразовательные элементы.

При семантизации новых слов на основе уже известных учитель предлагает найти в списке слов:

- сложные слова и объяснить их значение, исходя из их составных частей;

- новые слова, образованные от уже ранее известных путем добавления словообразовательных элементов;

- однокорневые части речи и соотнести их.

Приведем ещё некоторые примеры лексических упражнений:

  1. Определите часть речи, от которой образованы следующие слова: relaxed, excited, packed, rented … .
  2. Сгруппируйте слова в списке по частям речи.
  3.  Назовите существительные, которые могут сочетаться с данными глаголами: spend, see, rent, fill in, join (in) … .

Такие приёмы способствуют запоминанию лексики, развивают чувство языка, являются стимулом к наблюдению над языком вообще, а оно является наблюдением над мышлением.

Большие возможности формирования навыков исследовательской деятельности обучающихся даёт работа над текстом. Так, приступая к работе над текстом на уроке по теме «Путешествие и досуг» в 5 классе, учитель даёт задание обратить внимание учащихся на его тип (advert – реклама). Обсуждает с ними её назначение: What are these adverts about? Who are they for? What information do you expect to find in adverts like these?  Такой приём развивает догадку обучающихся на смысловом уровне. Активизируют мышление специальные вопросы, связанные с содержанием и внешним видом рекламного текста. Вот некоторые из них: Which advert looks the most interesting? Why? Why do people travel? Why can't you feed the animals on a safari? etc. Например, вопросы: Why What do you think about? и т.п. наиболее способствуют развитию продуктивного мышления, так как готовых ответов на эти вопросы в тексте нет и обучающимся необходимо, используя иноязычные средства, самостоятельно выразить свою мысль. На данном этапе важно развивать навыки решения проблемной ситуации, критическое мышление.

Приведем пример формирования исследовательских навыков в 6 классе при чтении текста «Toying with the past”. Учащиеся читают текст, в котором речь идет об игрушках, в которые играли дети во времена правления королевы Виктории. Учащиеся узнают, что этот период характеризуется бурным развитием науки, культуры, промышленности. Учитель задает им вопросы: 1. Появление каких игрушек связано с бурным расцветом Британии в те годы? 2. Развитию каких интересов способствовали новые игрушки, появившиеся в годы правления королевы Виктории? В результате обсуждения делается вывод:

В эпоху бурного развития науки, промышленности и культуры, когда выросла потребность в умных, образованных, развитых специалистах, появились игрушки, которые прививали детям интерес к инженерному делу, развивали у них интеллект.

А вот другой пример формирования исследовательских навыков. На уроке в седьмом классе при чтении текста “High-tech Teens!” учащиеся знакомятся с результатами социологического исследования среди британских подростков на тему, какие электронные приборы и устройства у них имеются. Учащиеся изучают приведенные в тексте графики результатов опросов, анализируют их, делают выводы. Затем они получают задание провести подобное исследование среди своих одноклассников. Обучающиеся составляют анкету, по которой проводят опрос, результаты которого демонстрируются в составленных ими графиках.

8-9 классы: выполнение исследований и заданий творческого характера. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы. Работа приобретает все более ярко выраженный научный характер. Задания приобретают четко выраженный исследовательский характер:

1. Задания словообразовательного анализа языкового материала. Например, при чтении газетной статьи в 8 классе даются такие задания:

a) Will you read the following sentence and find 4 words with the suffix “ing” in it? What effect does the suffix have on the meaning of the words?
“Research shows that outdoor exercise or ‘ecotherapy’, such as gardening or walking, has huge benefits for wellbeing and can even be as effective as antidepressants in treating mild to moderate depression and anxiety,” says Aimee Gee from the mental health charity Mind.

b) In the sentence you can see the word “gardener”. Can you find another word formed in the same way?
Monty Don, the gardener and TV presenter, has credited gardening with helping with the depression he has experienced.

2. Задания, требующие синтеза материала, формулировки выводов. Например, на уроке в 9 классе при обсуждении страдательного залога учащимся дается задание: Change the sentences from passive to active. Compare these two types of sentences.

1. Patients are given plants to care for, which are later planted in the surgery’s communal garden. 2. Over 8 million tons of paper are used in Britain every year, but only some of it is recycled. 3. One ton of rubbish is thrown away every year by the average British family. 4. Gold was discovered in California in 1848.

Сравниваются два типа предложений и делается вывод:

Страдательный залог употребляется, если:

1) нам неизвестно, кто выполняет действие;

2) не так важно, кто выполнил это действие, как само действие;

3) объект действия – главная тема предложения.

Рассмотренное выше направление формирования исследовательских навыков обучающихся на уроках английского языка состоит в активном использовании специальных учебных задач, содержащих элементы проблемности.

Следующее важное направление развития исследовательских навыков обучающихся на уроках английского языка, на котором необходимо остановиться, это опора на принцип коммуникативности, предполагающий моделирование в процессе обучения определённых сторон процесса естественного речевого общения. С психологической точки зрения это означает прежде всего создание на уроках ситуаций «обмена мыслями» с учетом интересов, жизненного опыта, индивидуальных особенностей обучающихся. Учет этого в процессе обучения иностранному языку позволяет создавать для каждого из обучающихся условия, стимулирующие его мыслительную деятельность. Коммуникативный метод необходимо использовать при обучении грамматике. Так, для формирования грамматических умений употребления модальных глаголов в речи, учащиеся 5 класса получают задание:

Предлагая им ситуацию для обсуждения, учитель нацеливает их на употребление модальных глаголов (should, will/would, may, could) для выражения своих предложений, советов или вежливой просьбы.

Вот некоторые примеры заданий:

1. Используя модальный глагол will/would, попросите вежливо:

- помочь вам открыть окно;

- показать билет, визу;

- назвать по буквам вашу фамилию; etc.

2. Используя модальный глагол should, дайте совет:

- принять аспирин (человеку с высокой температурой);

- нанести лосьон (человеку, получившему солнечный ожог);

- пойти к дантисту (человеку, мучающемуся зубной болью); etc.

3. Напишите письмо другу, собирающемуся поехать в Египет. Поделитесь с ним опытом вашей поездки туда. Посоветуйте ему, какую одежду взять с собой в поездку, какие исторические места и древние памятники ему следует посмотреть, где предпочтительнее покупать сувениры и украшения.
Обсуждение реальных жизненных ситуаций привлекает обучающихся, вызывает живой интерес и желание поделиться своими идеями.

Коммуникативно-ориентированные задания вызывают у них также живой интерес и привлекают к активному участию в их выполнении.
Необходимо заметить, что задания, предусматривающие активную умственную работу обучающихся, должны использоваться на уроках не эпизодически, а регулярно. Только в этих условиях у обучающихся формируются интеллектуальная инициатива, установка на самостоятельное мышление, что приводит к качественно новому уровню владения предметом.

Таким образом, обобщив все вышесказанное, приходим к следующим выводам:

Организовывать исследовательскую деятельность, основанную на компетентностном подходе, нужно на принципах личностной заинтересованности, доступности, посильности, научности. Результатом же этого процесса будет:

  • усиление положительной мотивации учащихся в изучении английского языка;
  • развитие языковой личности ученика;
  • развитие лингвистической компетенции школьников через расширение лингвистических знаний, углубление знаний по отдельным лингвистическим проблемам и освоение лингвистических методов исследования;
  • развитие коммуникативной компетенции учащихся.