Тип проекта: практико-ориентированный, творческий.
Вид проекта: групповой.
Состав участников: дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, педагоги, родители (законные представители).
Срок реализации: 2019 год (краткосрочный).
Ресурсное обеспечение: реализация проекта обеспечивается без дополнительного финансирования
Актуальность.
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДО обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Цель. Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи.
- Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества.
- Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры.
- Формировать любовь к Родине, ее традициям.
- Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Этапы проектной деятельности
Первый этап (мотивационный) - целеполагание, погружение в проект.
Перед реализацией проекта с детьми была проведена беседа «Я участвую в проекте», в ходе которой шло обсуждение вопросов: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его продукт, что значит презентация проекта. Все ребята заинтересовались данной деятельностью.
Второй этап – планирование деятельности.
Для реализации проекта дети двух групп (старшая и подготовительная) были разделены на творческие группы по интересам.
- 1 группа «Информационная» - подготовить историческую справку о национальном русском празднике «Масленица».
- 2 группа «Зазывалы» - сообщения о названиях и назначениях дней масленичной недели.
- 3 группа «Театральная» - подборка и инсценировка праздника-гуляния Масленицы.
- 4 группа «Музыкальная» - изучение русского фольклора (частушки, песни, пословицы).
- 5 группа «Игровая» - русские народные забавы (игры, соревнования).
Третий этап – исследовательская деятельность.
Были выделены основные направления поиска информации в учебной и научно-популярной литературе. Каждая группа выполняла задания, которые были определены путём совместного обсуждения.
- 1 группа «Информационная» работала в сотворчестве с родителями. В ходе работы узнали, что у русского народа, как и у других народов, есть своя музыка, свои песни, обычаи и праздники. Один из наиболее любимых в народе праздников, на котором царят веселье, смех, шутки и забавы, - это Масленица. Изготовили чучело Масленицы.
- 2 группа «Зазывалы» узнали, что масленичная неделя длится семь дней, каждый из дней имеет своё название и назначение. Запланировали, что в понедельник на масленичной неделе группа ряженых пройдёт по всем группам ДОУ и поздравит всех с началом Масленицы.
- 3 группа «Театральная». С помощью родителей и музыкального руководителя разработала сценарий с привлечением традиционных героев русской Масленицы (Зимы, Весны, Масленицы, Баба Яга, Солнышко, Петрушки, скоморох, цыганка).
- 4 группа «Музыкальная». Подобрали с воспитателями и разучили с музыкальным руководителем русские обрядовые песни («Самовар», «Зимушка-зима», «Бабушка Варвара», «Блины», «Весенняя капель»), частушки, стихи, пословицы.
- 5 группа «Игровая». Узнала, что в масленичные дни устраивали массовые гуляния, катались на санях и санках, водили хороводы, устраивали кулачные бои «стенка на стенку», ходили друг к другу (старшая и подготовительная группа ДОУ) в гости на блины. Ребята разучили игры «Кошки-мышки», «Бабака-ежка», «Сороконожка», «Петушиные бои», «Перетягивание каната», «Силачи».
Четвертый этап – обобщающий (проверка качества проекта).
Каждая группа представила материал о проделанной работе в виде презентаций с фотоотчётом.
Пятый этап – реализация и защита проекта.
Проект «Кубанская Масленица» был представлен и защищён на масленичной неделе.
Шестой этап – рефлексивно-оценочный.
Подобная, совместная проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей создаёт ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки («Я могу», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
Используемая литература
- Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003.