Класс: 2.
Единица содержания: извлекать и использовать информацию из разных видов текста для решения задач, связанных с повседневной жизнью.
Цель
обучающий аспект:
- знать, как перевести текст в таблицу (познавательные универсальные учебные действия);
- знать и применять термины колонка, строка (познавательные универсальные учебные действия);
- уметь использовать знания по теме раздела (познавательные универсальные учебные действия);
- узнать, как выглядят старые русские города (познавательные универсальные учебные действия);
развивающий аспект:
- развивать логическое мышление при выборе необходимой информации из текста; (познавательные универсальные учебные действия);
- развивать аналитическое мышление при систематизации сведений из текста (познавательные универсальные учебные действия);
- развивать монологическую речь, обогащать свой словарный запас (коммуникативные универсальные учебные действия);
- развивать внимание, память, умение организовать свою работу и самоконтроль при выполнении заданий (регулятивные универсальные учебные действия);
- развивать внимание при просмотре видеоматериала (регулятивные универсальные учебные действия);
воспитывающий аспект:
- воспитывать любовь к Родине, к малым городам, как источникам русской культуры (личностные универсальные учебные действия);
- воспитывать положительную мотивацию в обучении (личностные универсальные учебные действия);
- воспитывать культуру общения при работе в паре (личностные универсальные учебные действия).
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Этапы урока:
- проверка домашнего задания*,
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
- усвоение новых знаний и способов действий,
- первичная проверка усвоения,
- закрепление*,
- обобщение знаний*,
- итоговый контроль степени усвоения, самоконтроль*,
- итог на рефлексивной основе,
- домашнее задание.
Ход урока
Проверка домашнего задания* |
|||
Задача: установление правильности выполнения задания, выявление пробелов и их коррекция. |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Организует проверку знаний о жизни древних славян Взаимопроверка со слайда |
Вставляют пропущенные слова. Проверяют и оценивают работу напарника по образцу на слайде Переносят оценки в лист оценивания |
||
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (мин.) |
|||
Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности. |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Ситуация. PISA |
Слушают установку, ставят цели и задачи урока |
||
Усвоение новых знаний и способов действий |
|||
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, организация активных самостоятельных действий обучающихся. |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
|
Фамилия, имя |
Задание |
|
PISA Самопроверка со слайда |
Алиса, Катя, Стася - читают текст, остальные следят Переносят оценки в лист оценивания |
||
Первичная проверка усвоения |
|||
Задача: установление правильности и осознанности усвоения новых знаний на репродуктивном уровне, выявление пробелов, неверных представлений, типичных ошибок и их коррекция. |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
PISA |
Читают учебную статьи о Сергиевом Посаде и переносят данные из текста в таблицу |
||
Закрепление* (мин.) |
|||
Задача: обеспечение самостоятельного усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой ситуации. |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Организует работу в паре | Лиза, Сергей - определяют порядок городов по таблице расстояний. Читают статьи городах и переносят данные в таблицу |
||
Активное слушание Критериальное оценивание (2-0) |
Слушают ответы одноклассников, записывают данные в таблицу. |
||
Обобщение знаний* |
|||
Задача: обеспечить классификацию, систематизацию знаний по теме на основе научных мировоззренческих идей предметной области, формирование обобщенных предметных и метапредметных знаний и умений. |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Рассматриваем таблицу, отмечаем, что в разделе "Интересные факты" нет ничего и не у всех городов указаны водоемы. Организует запись домашнего задания: найти информацию о реках и водоемах этих городов. PISA |
|
|
|
Рассматривают таблицу, отмечают, что в разделе "Интересные факты" нет ничего и не у всех городов указаны водоемы. Записывают интересные факты. По желанию, зачитывают |
|||
Итоговый контроль степени усвоения, самоконтроль* |
|||
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий обучающимися, обеспечение достоверной информации об их образовательных результатах. |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Организует подсчет и перевод баллов в оценки. |
Подсчитывают и переводят баллы в оценки. |
||
Итог на рефлексивной основе (мин.) |
|||
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке,
выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению. |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Какой город вас заинтересовал больше всего, и вы рекомендовали бы ребятам из Санкт-Петербурга посетить его? |
Прикрепляют магниты к названию города. |
||
Домашнее задание (мин.) |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, реализация условия успешного выполнения домашнего задания каждым обучающимся в соответствии с актуальным уровнем его развития. |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Организует запись домашнего задания: найти информацию о реках и водоемах этих городов. |
Фамилия, имя |
Задание |
|
|
|
Золотое кольцо России
Золотое кольцо России – это один из самых популярных туристических маршрутов, который объединяет древние города Центральной России: Москва, Владимир, Суздаль, Кострома, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад. Все они, соединяясь дорогами, выстраиваются в символический круг.
Ростов Великий известен с 862 года. Это один из самых древних городов Золотого кольца. Уже с давних времён его называли Великим. Город имеет свой герб. В червленом поле герба виден серебряный олень с золотыми рогами, гривой и копытами. Серебро в геральдике символизирует чистоту, мудрость, благородство, мир. Золото символизирует прочность, величие, богатство. Червленый (красный) цвет – мужество, самоотверженность, справедливую борьбу и жизнь.
Самая замечательная часть города – Ростовский кремль, это крепостная стена для защиты города от врагов. Он состоит из владычного двора, Соборной площади и митрополичьего сада.
На Соборной площади возвышается величественное пятиглавое здание Успенского собора. Это первый христианский храм на Северо-Востоке Руси, древнейшая и величайшая святыня Ярославской епархии. Воздвигнут на берегу озера Не́ро в 991 году при княжении Ярослава Мудрого. Успенский собор посещали цари от Рюриковичей до Романовых. Он имеет отдельно стоящую звонницу. Каждый из её 13 колоколов, от самого большого весом 32 тонны, до самого малого, имеет своё особое звучание. Мелодичный звон колоколов Ростова известен по всему миру.
Главным монастырем в самом Ростове является Спасо-Яковлевский. Находится он на окраине города, на берегу озера Неро. Украшен вход затейливыми, ажурными башенками.
Богоявленский Авраамиев монастырь. Парадный вход – с улицы Желябовской. Идя по этой улице, можно увидеть красивую башню. Это Никольская надвратная церковь 1691 года с пристроенной над ней колокольней. Богоявленский собор был построен по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани.
Ярославль по праву считается жемчужиной «Золотого кольца». Почти 1000 лет назад ростовский князь Ярослав Мудрый, стремясь обезопасить подступы к Ростову Великому, основал здесь город-крепость и назвал его «во свое имя».
Согласно преданию, князь Ярослав покорил местных жителей, убив священного зверя-медведя. Об этом событии напоминает герб города: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке».
Спасо-Преображенский монастырь – главная достопримечательность Ярославля. В монастырской библиотеке хранилось собрание старопечатных книг и рукописей. Среди них была поэма «Слово о полку Игореве». В 1612 году монастырь стал штабом Минина и Пожарского во время ополчения Суздаля, Костромы, Владимира и других городов. К 1764 году храм вошел в число шестнадцати крупнейших монастырей.
Церковь Ильи Пророка была построена в середине 17-го века на средства скупщиков пушнины братьев Аникея и Нифантея Скрипиных. Эта церковь сильнейшим образом повлияла на развитие ярославской школы архитектуры и живописи. Росписи стен посвящены житию Ильи Пророка и его ученика Елисея.
Храм Архангела Михаила был построен на средства горожан. Внутренним оформлением занимались местные мастера, имена которых написаны на южной стене. В храме хранились особо почитаемые иконы, среди которых был образ Богоматери Владимирской.
В сентябре 2010 года Ярославль отметил свое 1000-летие со дня основания, и был восстановлен Успенский кафедральный собор, в день памяти святого князя Александра Невского. Его освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Толгский монастырь основан в 1314 г. в устье реки Толги. Он всегда привлекал своей красотой и убранством туристов.
Основание Толгского монастыря связано с чудесным явлением Толгской иконы Богоматери. Эта икона, положившая начало обители, сохранилась и доныне.
Город Сергиев Посад знаменит благодаря ансамблю Троице-Сергиевой лавры, которая состоит из более чем 50 строений. Самое раннее сооружение в монастыре — крестово-купольный Троицкий собор из белого камня. Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Он был построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы: Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица».
К достопримечательностям Переславля-Залесского относятся памятники церковного зодчества: шесть архитектурных комплексов монастырей и девять церквей. В центре Переславля сохранился городской вал, окружающий исторический центр города. Вдоль реки Трубеж протянулась Рыбная слобода. В 2 километрах от Переславля находится археологический памятник «Клещинский комплекс», центром комплекса является древний город Клещин, от которого сохранились валы XII века. Сохранился и объект поклонения язычников — Синий камень, большой валун темно-синего цвета весом в 4 тонны.
В старой части города Кострома сохранилась историческая структура планировки (генеральный план города был утверждён императрицей Екатериной II в 1781 году). Самый значимый памятник — Ипатьевский монастырь, основанный 1330-х годах. Также интересны в Костроме — Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь и комплекс Торговых рядов.
Древнейшей частью города является ядро Суздаля – Суздальский Кремль. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором.
Среди достопримечательностей Владимира — Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Музей, объединяющий экспозиции и интерьеры Успенского и Дмитриевского соборов, музей «Старый Владимир», военно-историческую экспозицию в Золотых воротах, дом-музей купцов Столетовых, экспозицию «Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка» в старообрядческой Троицкой церкви и др.
Древние города туристического маршрута “Золотое кольцо” имеют свою судьбу, свое прошлое. Они проделали сложный путь в своем историческом развитии от первых дней рождения до дня сегодняшнего. Многое безвозвратно утеряно на этом долгом пути. Но усилиями реставраторов удалось вывести из аварийного состояния и спасти от гибели десятки объектов старинной архитектуры.