Тема урока: "Зависимость между стоимостью, ценой и количеством"

Разделы: Математика, Профессия — педагог

Ключевые слова: математика, задачи на нахождение стоимости по известным цене и количеству


Цель: научить учащихся решать задачи на нахождение стоимости по известным цене и количеству.

закрепить навыки устного счета при проведении игры «Магазин»;

воспитывать готовность учащихся к самостоятельному приобретению товаров по заданию взрослых.

Оборудование: предметные картинки (торт, соль, сок; тетрадь, цветные карандаши, альбом; хлеб, мука, пирожок), изображение магазина, карточки-ценники.

Этапы урока

Ход урока

1. Оргмомент

 

1-2 Выше голова.
3-4 Плечи шире.
5-6 Тихо сесть.
7-8 Лень отбросим.
(Учащиеся садятся, на партах учебники и тетради)
- Здраствуйте, садитесь. Настроились на урок

- Отгадйте загадку и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить.

Появились на свет мы давно,
Назначенье у нас одно:
В магазине вы берите
Всё, что только захотите,
Только к кассе подойдите
И, конечно, заплатите (деньги)

- Как вы догадались, что это деньги?

2. Актуализация знаний

- Какие деньги вы знаете? Какие монеты, купюры?
- Как по-другому мы называем монеты и купюры? (меры стоимости)
- Где мы пользуемся этими мерами, кроме магазина? (рынок, транспорт, аптека, оплата за телефон, и др.)

Коррекционная игра «Магазин»

- Я предлагаю вам мысленно отправиться в магазин и почувствовать себя в роли продавца.
(Учитель на доске показывает картинку с изображением магазина; ряд предметных картинок: молоко, соль, сок, тетрадь, цветные карандаши, альбом, хлеб, батон, пирожок).
- Необходимо разложить эти предметы на полки. Посмотрите, что к чему подходит. Объясните.
(Дети раскладывают предметные картинки по полочкам и объясняют свой выбор. Учащиеся дают название отделам: продуктовый, книжный, хлебный).

 

- Как называются эти вещи, которые мы покупаем за деньги? (товар)
- Каждый товар имеет свою цену. Цена – это деньги, которые мы платим за один предмет.
- Вы слышали когда – нибудь слово «ценник»? На товаре всегда присутствует бирка, на которой указана его цена. Это и есть ценник.
- Я предлагаю вам 3 ценника на товары каждого отдела. Вы должны определить цену товара каждого отдела и указать её ценником. Другие ребята будут контролёрами, проверяющими правильность расстановки ценников.
(Три пары учащихся выходят к доске и указывают цену каждого товара своего отдела; контролёры поправляют ошибки в определении цен на товары).

Молоко

50 р.

Сок

34 р.

Соль

8 р.

Тетрадь

5 р.

 Цв.карандаши

40 р.

Альбом

25

Хлеб

29 р.

Батон

30 р.

Пирожок

12 р.

- Сейчас я проверю, насколько вы внимательны в магазине. Закройте глаза. Что изменилось?
(Учитель меняет предметную картинку соли на сахарный песок; местами альбом с тетрадью; цену хлеба с 24 рублей на 2 рубля)
- Может столько стоить хлеб?  
(По мере отгадывания учитель возвращает картинки на прежнее место).

3. Устный счёт

- Сколько денег вы потратите, если купите цветные карандаши и тетрадь?
(40 р. + 5 р. = 45 р.)
- Сколько денег останется, если вы купите альбом, отдав в кассу 100 рублей?
(100 р. – 25 р. = 75 р.)
- Сколько будут стоить вместе хлеб и батон?
(29 р. + 30 р. = 59 р.)

4. Изучение нового материала

- Ребята, поднимите руки, кто самостоятельно покупал товары?
- Какие трудности возникали перед вами?
- В каких случаях вам приходилось самостоятельно делать покупки?
(мама сидит с малышом и поручает старшему сыну купить продукты, самостоятельный проезд в транспорте, бабушка заболела и просит что-то купить, покупка канцтоваров пр.)

Разыгрывается 1-я сюрпризная ситуация.

Задача №1 (пришло сообщение на телефон). Мама, дедушка заболел и просил купить 4 булочки по 5 рублей. Сколько денег нужно, чтобы за них заплатить?

- Ребята, помогите решить задачу.
- Какова цена одной булочки?
- Сколько булочек нужно купить?
- Сколько денег нужно заплатить за все булочки?
(Учитель на таблице демонстрирует карточки с числами - зависимость цены, количества, стоимости, объясняя значение этих математических понятий)

ЦЕНА

КОЛИЧЕСТВО

СТОИМОСТЬ

5 р.

4

20 р.

- Каким действием узнаем стоимость всех булочек?
(5 р.* 4 = 20 р.)

Разыгрывается 2-я сюрпризная ситуация – телефонный звонок.

Задача №2. Мама, булочки в магазине закончились, куплю дедушке пирожков. Сколько будут стоить 2 пирожка по цене 8 рублей?

- Что известно в задаче?
- Что показывает число 8? Число 2?

ЦЕНА

КОЛИЧЕСТВО

СТОИМОСТЬ

8 р.

2

16 р.

- Как узнать стоимость двух одинаковых пирожков?
(8 р. * 2 = 16 р.)
- Итак, ребята, что нужно сделать, чтобы узнать стоимость одинаковых товаров?
(Цену умножить на количество)

5. Физминутка

- Слушайте внимательно. Если услышите меру стоимости больше 2 р.- хлопайте в ладошки.
5 р., 1 р., 5 к., 10 р., 100 р., 100 к., 2 р., 50 р., 1 к.

6. Закрепление нового материала

Запишем число и классная работа.

а) решение задачи: Цена 1 тетради 2 руб. Купили 5 тетрадей. Определи стоимость покупки?

- Что известно в задаче? Как узнать стоимость 5 тетрадей?
(Учащиеся записывают вопрос, решение и ответ задачи)
Сколько стоят 5 тетрадей?
2 р. * 5 = 10 р.
Ответ: 10 р. стоят 5 тетрадей.

 

б) решение примеров с 122 №5.
Чтобы хорошо и быстро считать ценники в магазине и не путаться, решим примеры для закрепления материала

7. Итог урока

- Ребята, вы все активно работали на уроке. Но особенно хочется отметить за работу ...
(Учитель оценивает деятельность учащихся)
- А сейчас я хочу узнать ваше мнение об уроке.
(Учащиеся читают и дополняют предложение)

  • Я узнал…
  • Мне пригодится…
  • На уроке было…
  • На уроке я работал…
  • Мне понравилось, как…

8. Домашнее задание

- примеры на карточках с мерами стоимости. (3 гр. - 2 столб)