Особенности работы концертмейстера в детском хореографическом коллективе. Методические рекомендации

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: концертмейстер


Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореографии и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

Музыка и танец в своем гармоническом единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

На уроках хореографии дети приобщаются к лучшим образцам музыки народов Кавказа. Таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается музыкальный слух, которые помогают воспринимать музыку и хореографию в единстве.

Развитие «музыкальности» танцевальных движений – задача концертмейстера. В его обязанности входит также участие в решении образовательных и воспитательных задач. Важным в работе концертмейстера хореографии является то, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия любого танца и на любом этапе обучения танцевальному искусству. Музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетический вкус, умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

Моя музыкальная деятельность как концертмейстера творческого объединения по обучению кавказским танцам основывается на модифицированной образовательной программе «Кавказские танцы», срок реализации которой – 3 года. Возраст обучающихся 6–15 лет. Правильное использование программного материала помогает мне осуществлять полноценное музыкальное сопровождение учебных занятий.

Знакомясь с новыми методиками «движения под музыку», постоянно расширяю репертуарный подбор музыкальных произведений, пополняю музыкальный багаж и знания о природе танца, его характерных особенностях. Подбор музыкальных произведений требует от меня, как концертмейстера, знания системы хореографического образования: знание о школах и направлениях искусства, о формах построения занятий, хореографическую терминологию. При подборе музыкального материала особое внимание нужно уделять характеру, темпу, метро-ритму (размеру, акцентам, ритмическим рисункам) и форме музыкального произведения.

На своем опыте я убедилась, что не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метро-ритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена в унисон с их вкусами. Поэтому для детей I года обучения подбираю музыку с четкими простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой: «Марш» (автор Г.Долидзе), ритмические этюды (размер 2-дольный и 4-дольный), простейшие мелодии танцев «Симд», «Хонга», «Лезгинка», «Джигитовка» и др.

В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждения себя как личности. Подросток претендует на роль взрослого, значит, необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм.

Дети II и III года обучения должны стремиться соединить технические способности с характером исполняемого элемента, наполняя движение эмоционально-музыкальной выразительностью. Следовательно, музыкальный материал используется более сложных размеров (3-дольный, 4-дольный) с большей экспрессией: «Танец приглашения» (музыка народная), «Симд» (музыка В.Наниева), «Круговой танец» (музыка народная в обработке Б.Газданова), «Осетинский вальс» (музыка В.Цопбоева), «Дагестанский танец» в темпе медленном и быстром (музыка народная), «Горский танец» (музыка – характерные грузинские и чеченские народные мелодии), «Убыхский танец» (музыка народная), «Кочари» (музыка армянская народная) и др.

Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи определенных методов и приемов:

  • наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движения педагогом);
  • словесный (педагог вместе с концертмейстером помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);
  • практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений);

В процессе занятий и в паузах между ними знакомлю детей с новыми музыкальными произведениями. У концертмейстера нет специальных уроков, но всегда есть небольшие паузы, которые можно заполнить музыкой, привлечь внимание детей, таким образом, развивая детское воображение, восприятие, фантазию. Прослушивание музыкального фрагмента или произведения народной музыки часто завершается краткой беседой.

Одной из важных задач концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание.

Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную – концертмейстер. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для музыкального развития детей через игровую деятельность.

Игровая деятельность более доступна, понятна и интересна ребенку. В процессе музыкальной игры у детей развиваются навыки осознанного движения под музыку в пространстве, способность к элементарной импровизации. Нужно в непринужденной игровой форме объяснить детям, что такое музыкальная фраза, что она состоит из тактов, а такты имеют свой счет: 2/4, 3/4, 4/4, а также понятия такие понятия, как ритм, мажор, минор, темп и др.

Элементы музыкальной грамоты, которые изучаем в игровой форме:

  • характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный);
  • понятие темпа;
  • жанр музыки (марш, песня, танец);
  • динамические оттенки (тихо, громко);
  • метроритм;
  • паузы;
  • сильные и слабые доли;
  • музыкальные регистры;
  • понятие музыкального предложения.

Упражнения и игры

(подробное описание в Приложении)

Темп: ходьба и бег в разных темпах. Игра «Солнышко и дождик».

Игра «День и ночь»

Метроритм: прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников, простейших ритмических рисунков по показу педагога; прохлопывание ритма стихов, небольших музыкальных произведений на 2/4, 3/4, 4/4.

Сильные и слабые доли: чередование хлопков рук с ударами ног.

Игра «Умный платочек».

Музыкальные регистры: Игра «Кто живет в лесу».

Строение музыкальной фразы: акцент на конец музыкально-танцевальной фразы притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и так далее.

Игра «Лужа», «Мост», «Снежинки».

Приложение

Темп:

1. Ходьба и бег в разных темпах. Игра «Кошки-мышки».

Дети разбиваются на две команды (Мышки и Кошки). Мышки стоят в одном конце зала, руки перед грудью (это лапки). Кошки находятся в другом конце зала, сложив ладошки возле уха (кошки спят). Звучит музыка в высоком регистре, темп средний, мышки двигаются мелкими шагами (мелкий бег) в сторону кошек, внезапно меняется музыка на быструю, кошки просыпаются и ловят мышек. Игра повторяется, дети меняются ролями.

2. Выдерживание основного темпа: движение продолжаем при остановке музыки, двигаемся под какую-нибудь песенку, например, «Кукла с мишкой», музыка прекращается, дети продолжают движение, напевая песенку.

3. Игра «Солнышко и дождик» - для этой игры лучше выбрать одну универсальную мелодию, которая будет хорошо восприниматься как в медленном, так и в быстром темпе. Первая — спокойная шаговая - двигаемся, протягивая руки к «Солнцу», «растем» под лучами солнца. Вторая - быстрая - «Дождик» - бежим под музыку. Чередуем, и сообразно предлагаемому музыкальному фрагменту дети должны правильно выполнять заданные движения.

Игра развивает не только восприятие различного темпа, но и вырабатывает внимание.

Метроритм:

1 прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий обучающихся;

2 прохлопывание простейших ритмических рисунков музыки руками, затем ногами;

3 игра «Эхо» - прохлопывание простейших ритмических рисунков по показу педагога, затем по показу самих детей;

4 прохлопывание ритма стихов, например:

Шел, шел без дорог.
Где шел - там и лег.
До весны пролежал,
А потом побежал.

Шесть котят есть хотят.
Дай им каши с молоком -
Пусть лакают языком.
Потому что кошки не едят из ложки.

5 прохлопывание небольших музыкальных произведений на 2/4, 3/4, 4/4.

Сильные и слабые доли:

1. Чередование хлопков рук с ударами ног. Во время исполнения музыкального произведения на сильную долю хлопаем, на слабую - топаем.

2. Игра «Платочек». Дети стоят по кругу, в руках одного - платочек. Во время музыки передаем платочек следующему на сильную долю. Игра развивает внимание и ощущение сильной доли в музыке.

Музыкальные регистры:

1. Игра «Гномы и великаны». Проигрывается два музыкальных фрагмента: 1-й – в высоком регистре - это гномы, 2-й – в низком, это великаны. На звучание музыки в высоком регистре, дети шагают мелкими шагами, согнувшись, руки сцеплены за спиной (гномы несут рюкзачок), при звучании музыкального фрагмента в низком регистре, дети поднимают руки и шагают по кругу широкими шагами (это идут великаны

Строение музыкальной фразы:
1. «Лужа» - воспитанники двигаются под музыку по кругу со словами: «Вокруг лужи обойду, а в середину прыгну» - на окончание музыкальной фразы, на слова «прыгну»- дети прыгают в центр круга.

2. «Мост» - во время этого упражнения так же развивается понятие последнего такта фразы. Воспитанники маршем идут по кругу: «Я иду, иду, иду. Скоро до реки дойду. Если мостик сломан там - перепрыгну реку сам». На слово «сам» дети делают перескок.

3. «Снежинки» - под музыку вальса («Вальс» Е.Воложанина) дети кружатся, танцуют как снежинки. На окончание музыкальных фраз «снежинки опускаются на землю», т.е. приседают. Поначалу акцентирую окончание фраз замедлением. После того, когда воспитанники хорошо усвоят - играю без замедлений.

Заключение

Деятельность концертмейстера за инструментом на этом не заканчивается, на смену ей приходит время работы с фонограммами. Я хочу отметить, что концертмейстер – это помощник хореографа. Значит, он должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.

Только в творческом содружестве можно добиться положительных результатов.

В течение всего занятия я стараюсь, чтобы учебное время использовалось максимально эффективно, а педагог-хореограф мог работать над постановкой танцев, не думая и не отвлекаясь на поиски нужной музыкальной фонограммы. В работе над фонограммами я стараюсь не останавливаться на месте и постоянно совершенствоваться, используя инновационные технологии для получения ряда дополнительных возможностей для улучшения ее качества:

  • накопление и использование музыкального материала на занятиях;
  • возможность поиска необходимого музыкального материала;
  • возможность общения с коллегами-концертмейстерами;
  • возможность поиска, создания, записи, редактирования любой фонограммы.

Еще одна важная обязанность концертмейстера – это совместные с педагогом – хореографом репетиции на сцене, при подготовке детей к участию в конкурсах детского хореографического искусства и выступлению в праздничных концертах.

Используемая литература

  1. Алборов Ф.Ш. Музыкальная культура осетин. – Владикавказ, 2004 г.
  2. Грикурова Л.П. Осетинские танцы. – Орджоникидзе, 1961 г.
  3. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. – Москва. Издательство «Музыка», 1996 г.
  4. Ярмолович Д.Д. Классический танец. – Москва. Издательство «Музыка», 1985 г.