Урок по теме "Трапеция. Средняя линия трапеции"

Разделы: Математика

Класс: 8

Ключевые слова: трапеция, средняя линия трапеции


Цели урока:

  • Изучить понятие средней линии трапеции, доказать свойство средней линии, учить применять теорему в нестандартных ситуациях при решении задач.
  • Формировать умение учащихся анализировать, обобщать, использовать элементы исследования, сравнения.
  • Развивать логическое мышление, воспитывать культуру математической речи.

Оборудование:

1. Экран, мультимедиа проектор

2. Презентация по теме урока. (Трапеция приложение)

3. Карточки (Приложение)

4. Учебник А.В. Погорелова «Геометрия 7-9».

Ход урока

Итак, ребята, давайте определим, над чем мы сегодня будем работать?

Для этого угадаем ребус: (Слайд №1-2)

Для изучения темы урока  нам понадобятся следующие теоретические знания.

Давайте вспомним:

1) При пересечении двух параллельных прямых третьей секущей …

Слайд №3

2) Если две прямые параллельны третьей, то …

Слайд №4

3) Два треугольника равны, если …

Слайд №5

4) Средняя линия треугольника – это…

Слайд №6

5) В любом треугольнике можно построить … средние линии.

Слайд №7

6) Средняя линия треугольника обладает свойством …

Слайд №8

 

7) Трапеция – это четырёхугольник…

Слайд №9

2. Введём понятие средней линии трапеции:

Средней линией трапеции называется отрезок, соединяющий середины её боковых сторон.

Слайд №10

 (В тетрадях учащиеся выполняют построения)

1) Верно ли определение: отрезок, соединяющий середины двух сторон трапеции, является средней линией? (Нет, отсутствует слово боковых сторон).

2) А сколько средних линий можно построить в трапеции? (Только одну).

3) Каким свойством обладает средняя линия трапеции? Измерьте основания трапеции и длину средней линии. Чему равна средняя линия? (Половине суммы оснований).

Попробуем доказать это свойство.

3. Доказательство теоремы.

(На доске и в тетрадях учеников чертёж и запись условия теоремы).

Слайд №11

Доказательство

1) Мы знаем свойство средней линии треугольника. Как можно этим воспользоваться? (Нужен треугольник). Как его получить? (Выполнить дополнительное построение: через С и М проведём прямую до пересечения с прямой AD).

Слайд №12

2) Далее: Δ EMA = Δ CMB, т.к.

а) AM=MB (по условию MN-средняя линия)

б) EAM =  CBM (накрест лежащие при BC||AD и секущей AB)

в) AME =  BMC (вертикальные углы)

Следовательно, EM=MC и EA=BC.

Слайд №13

3) В Δ ECD: MN- средняя линия по определению, тогда по свойству

a) MN || AD и BC  || AD (по условию). Следовательно, MN || BC.

b) MN = ½ ED = ½ (EA+AD) = ½ (BC+AD).

Следует повторить всё доказательство, учащимся сделать записи в тетрадях.

Повторяем план доказательства:

1) Проводим через одну из вершин верхнего основания трапеции и противолежащий конец средней линии прямую до пересечения с продолжением нижнего основания.

2) Доказываем равенство полученных треугольников с общей вершиной.

3) Доказываем, что MN является средней линией Δ ECD и используем свойство средней линии треугольника

4. Где уже встречалось выражение «полусумма оснований трапеции»?

1) В формуле Sтр=h*(a+b)/2. Как можно иначе прочитать эту формулу? (Sтр=MN*h, где MN – средняя линия трапеции).

2) В свойстве равнобедренной трапеции: B1D = (a+b)/2.

Высота в равнобедренной трапеции делит большее основание трапеции на отрезки, больший из которых равен полусумме оснований. Следовательно, в равнобедренной трапеции B1D=MN.

5.

1) Закрепление. (Устно по готовым чертежам)

Слайды №14-16

2) Выполнить письменно на доске и в тетради.

По учебнику №62, №64

6. Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированная).

Задача №1 («на 3») В трапеции одно основание больше другого в 1,5 раза, а средняя линия равна 5 см. Найти основания трапеции.

Слайд №19

Задача № 2 («на 4») В прямоугольной трапеции тупой угол равен 1200, большая боковая сторона равна 20 см., а средняя линия равна 14 см. Найти площадь трапеции.

Слайд №20

Задача № 3 («на 5») В равнобедренной трапеции высота равна средней линии. Доказать, что диагонали взаимно перпендикулярны.

Слайд №21

(Давайте проверим ваше решение по готовым слайдам презентации).

7. Задание на дом (слайд №22)

Доказательство теоремы по тетради выучить (вопрос 18)

№58

8. Рефлексия: Слайд №23

Оцени свою работу на уроке.

9. Урок закончен. Ребята, вы молодцы! Слайд №24