Полезное занятие для полезных навыков. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ на занятиях по ритмике

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ, ритмика


Вся деятельность ребенка в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием, так и функциональным дозреванием и налаживанием координационных процессов. В разном возрасте у детей формируются различные физические навыки. В одном развивается – гибкость, в другом сила, а затем быстрота и координация. И все благополучно, когда процессы закономерны и своевременны. Отклонения в развитии двигательных и координационных процессов ярко проявляются у детей с особыми образовательными потребностями.

В нашей школе группа таких детей  чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Практически у всех детей это выражается в плохой координации, снижении скорости и ловкости выполнения упражнения. Как показывает практика, наибольшую трудность, а порой отказ от выполнения вызывают упражнения по словесной многоступенчатой инструкции. Дети отстают в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например: им трудно выполнять прыжки на месте со сменой правой и левой ноги, сохраняя при этом постоянное место приземления. С трудом даются шаговые элементы след в след, во время движения по мостику. Наблюдается несоответствие движений ритму музыкальной композиции, проявляющееся в отставании или опережении от ритма музыки.

На уроке такой ученик проявляет недостаточный уровень самоконтроля, не умеет планировать предстоящую работу. А речевые нарушения существенно затрудняют процесс речевой коммуникации. Все это отрицательно сказывается на формировании познавательной деятельности и препятствует успешному овладению школьной программой.

Таким детям требуются дополнительные, специальные занятия, чтобы воздействовать на развитие ребенка с иной стороны. Вывод напрашивается сам собой – начинать нужно с начала. С познания себя и ощущения себя в пространстве, с налаживания координационных процессов, с тренировки физических навыков.

Несколько лет назад в обучающий процесс нашей школы была введена ритмика. С тех пор произошло много перемен в школе и в образовании. Ритмика была занятием в рамках кружка и коммерческой услугой. Теперь, с введением ФГОС это занятие проводится в рамках внеурочной деятельности. Программа «Ритмика и танец» переработана и направлена на интегрированные группы детей. Эти занятия приоритетны для детей с особыми образовательными потребностями, но так как популярность этого предмета во все времена неизменно высока, поэтому в группу, как правило, добавляются дети с нормой в развитии.

Выполняя движения под музыку или исполняя игровой танец, дети не только самовыражаются, они изучают окружающий мир и себя в этом мире. Они учатся общаться друг с другом. А еще дают нагрузку мышцам и связкам. Это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, в выполнении которых участвует общая, мелкая моторика и мимическая мускулатура. Вот что такое ритмика с точки зрения коррекционного процесса.

Компоненты занятия могут быть взаимозаменяемыми и дополняющими друг друга. Танцевально-ритмическая разминка содержит в себе традиционные упражнения на развитие и укрепление мышечного тонуса. А плавный переход от выполнения комплекса движений для плечевого пояса к движениям рук в игро-танце «Робот», или к переменным, поступательным движениям в «Стирке» и плавным, неторопливым как- будто «Моем окна» обеспечит продолжительную работоспособность на занятии и еще интерес к знакомым движениям в быту. А это уже лексическая тема для развития речи.

Следующим компонентом ритмики является креативная гимнастика, которая предполагает использование музыкально-творческих игр (выполнение творческих заданий микрогруппами – 4-5 человек). Например: общая тема занятия «Цирк», «День рождения», «Мамины помощники», а в микрогруппах дети придумывают или вспоминают знакомые движения для того, чтобы передать движением содержание заданной ситуации («выступают клоуны», «гости едут на поезде, летят на самолете», «моем окна, стираем белье»). Полезные упражнения стрейтчинга, тоже составляющие ритмики.

Стрейтчинг - это растяжка и последующее расслабление мышц. Такие упражнения рекомендуют выполнять всем, кто долго работает в одном положении. Детям элементы стрейтчинга приподносятся в обыгранной манере – «обними себя», «поднимаем тяжелые гири», «тряпичная кукла», «герои-старички», «водоросли в аквариуме».

Ориентируясь на особенности восприятия детей, каждое физическое упражнение должно быть подкреплено образом, жизненной ситуацией. Таким образом, тренируется внимание, мышление, память, компоненты речи.

Для детей с ОВЗ необходимо включать дыхательные упражнения и самомассаж.

Ну и, конечно же, игра! Музыкально-подвижная игра – один из любимых детьми компонентов занятия. В целях стимулирования деятельности, требующей умственных, энергетических затрат, продолжительной концентрации внимания, игра проводится как вознаграждение за труд.

Все составляющие – относительно самостоятельные процессы, подчиненные одной конкретной цели занятия. Одна из основных задач ритмики - формирование осознанности движения.

Для детей, с нарушениями речи, необходимо соблюдать условие проговаривания некоторых действий и движений. В качестве методического приема, на занятиях обязателен показ движений, сопряженное, сопряженно-отраженное и совместное выполнение упражнений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом движения.

Систематическое повторение, выработанный динамический стереотип без резких изменений, с постепенной дозировкой сложности формируют и закрепляют здоровые двигательные динамические стереотипы. Коррекция в таком виде дает устойчивый результат: в организме ребенка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечнососудистой, речедвигательной, сенсорной.

Наблюдая за детьми с ОНР, которые посещали занятия по ритмике, отметила положительную динамику в их развитии. Опрос мнения родителей показал, что они так же отмечают появление самостоятельности, уверенности в своих действиях, ловкости и четкости в движениях, хорошее пространственное ориентирование, снимается боязнь общения и высказывания своих мыслей. В течение года педагог и родители наблюдают за уровнем развития ребенка и отмечают свое мнение совместно с детьми в индивидуальных картах диагностики по следующим критериям: состояние общей моторики, состояние мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоциональная (мимическая) выразительность, эстетика в поведении. По каждому критерию выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый воспитанник имеет 5 оценок, которые складываются и делятся на пять. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Динамика развития обучающихся на занятиях по ритмике за три года

уровни

2016-2017уч.г.
(48 человек)

2017-2018уч.г.
(54 человека)

2018-2019уч.г.
(62 человека)

высокий

хороший

22ч

34ч

29ч

средний

13ч

18ч

28ч

низкий

Но самым приятным показателем успешности является выступление детей перед родителями и одноклассниками и на праздничных мероприятиях с танцевально-ритмической композицией.

Ритмика для детей с ограниченными возможностями здоровья – это некий симбиоз методик, дополняющих друг друга и являющиеся составными звеньями системы коррекционной работы. А совместная деятельность с логопедическими занятиями, уроками музыки и физкультуры помогает развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем.

Эти занятия может проводить любой педагог, заинтересованный в коррекции такого состояния детей. А совместить движения общей моторики, мимики, жеста и слова лучше всего получится у логопеда или дефектолога.

Литература

  1. Фирилева Ж.Е., Рябчиков А.И., Загрядская О.В. Ритмика в школе.
  2. Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Устранение ОНР у детей дошкольного возраста.
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для дошкольного и младшего школьного возраста – 2-е издание, СПб.: ЛОИРО, 2000.
  5. Антонио Менегетти Онтопсихологическая педагогика. БФ «Онтопсихология» Москва 2010.