Задачи:
- формировать у родителей учащихся ответственное отношение к воспитанию доброжелательности к людям, толерантного отношения к окружающим;
- формировать нравственную культуру детей и родителей;
- способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников;
- предложить практические рекомендации по воспитанию у ребёнка доброжелательности;
- способствовать формированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в классе.
Под песню «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» родители и дети входят в класс, рассаживаются напротив.
1. Вступительное слово учителя
- Добрый вечер, мамы и папы, дедушки и бабушки, дети и родители, добрый вечер, друзья! Сегодня наше собрание мы посвятим друг другу, дадим возможность маленьким и взрослым обсудить свои проблемы, задать вопросы и посвятить их таким коротким, но очень значимым словам в жизни каждого человека, как «семья» и «дружба».
- Как вы думаете, почему родители и дети ссорятся? (ответы детей и родителей)
- Наверное, потому, что не понимают друг друга. Дети не понимают, что родители устали на работе, что они бывают раздражены своими тяжёлыми заботами и проблемами, а дети не догадываются помочь им, успокоить. Родителям в свою очередь некогда понять проблемы и интересы ребёнка. Они подчас не понимают, что для детей игра – это серьёзно и важно. И родители начинают «воспитывать», требовать, приказывать, а детям не хочется слушать нотации.
- И находятся родители с детьми по разные стороны баррикад, перестают понимать друг друга, перестают быть и оставаться друзьями. Предлагаю вам объединиться и сесть рядышком.
2. Звучит музыка и на сцену выходит Оле-Лукойе
(подходит к «Дереву жизни» и внимательно его рассматривает). Взявшись за руки, вбегают мальчик и девочка, подбегают к дереву, рассматривают его и видят Оле – Лукойе.
Мальчик и девочка: «Ой, здраствуйте!»
Оле-Лукойе: «Здравствуйте, дети! Вы тоже пришли на такое важный праздник?»
Мальчик и девочка: «А о каком празднике вы говорите, уважаемый Оле-Лукойе?»
Оле-Лукойе: «О празднике семьи».
Мальчик и девочка: «Семья?! А что это такое – семья? Мы живём на Голубой Планете и такое слово слышим впервые.
Оле-Лукойе: «Мне жаль вас, дети Голубой Планеты, вы не знаете, что означает семья. Может вам помогут дети планеты Земля? (высказывания детей и родителей о семье)
- А сейчас я расскажу вам одну сказку, садитесь поудобней и внимательно слушайте.
3. Звучит музыка к песне «Маленький принц» (читается сказка) (приложение №1)
Оле-Лукойе: «Вам понравилась сказка, дети Голубой Планеты?»
Дети: «Да! Но мы хотели бы поподробнее узнать, что же такое «семья»?
Оле-Лукойе: «Садитесь, пожалуйста, и внимательно слушайте, а ребята из 3 а класса попробуют рассказать, что значит для них слово «семья».
4. Чтение стихов о семье
1-й ученик:
Гремите громче трубы,
Звонче звените колокола.
На встрече нашей сегодня
Вся моя семья.
2-й ученик:
Всех, кого люблю я
И сердцем, и душой,
Сегодня в этом классе
На празднике со мной.
3-й ученик:
В нашем классе – праздник славный,
Думаю, что нет его важней.
Здесь сегодня наши папы, мамы,
Есть ли кто-нибудь на свете
Ближе и родней?
4-й ученик:
Праздника такого не в календаре,
Но для нас он важный в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
5-й ученик:
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: «где я была тогда?»
Отвечает папа: «Не было тебя!»
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная счастливая семья?»
6-й ученик:
Я так люблю, когда луна глядит в окошко,
И сказки тихо бродят по углам.
А рядом мама держит за ладошку
И гладит мои волосы слегка.
7-й ученик:
Сегодня в доме выходной,
Сегодня – воскресенье.
Мы с папой на кухне колдуем вдвоём,
Для мамы готовим печенье.
Мы стол накрываем и ставим цветы,
Печенье кладём на блюдо.
Мы маме подарим любовь и букет,
А мама……помоет посуду
8-й ученик:
Мой папа любит в дневнике
Красиво расписаться,
А с двойками, что ставят мне,
Он разрешает маме разбираться.
9-й ученик:
Сегодня праздник у меня,
Сегодня день рождения!
Придёт поздравить вся семья –
Готовим угощенье!
Две бабушки мои придут
И два солидных деда.
Рассказы слушать их люблю
Про светлый день Победы!
Придёт любимая сестра
С племянницей малышкой.
И с важным видом буду ей
Показывать я книжки.
Сегодня очень счастлив я!
Я жду тебя, моя семья!
10-й ученик:
Ты да я, да мы с тобой,
Ты да я, да мы с тобой,
Здорово, когда на свете есть семья.
Будем мы всегда неразлучны,
Дружба нам дарит к счастью ключик,
Дружба будет с нами всегда.
5. Беседа с детьми и родителями на тему дружбы "Что вы знаете ли вы друг о друге"
(2 конверта с вопросами: один для детей, другой для родителей)
Вопросы для детей.
- Кого мы можем назвать другом?
- Каким должен быть человек, чтобы он мог иметь друзей?
- Кого ты считаешь своим лучшим другом? Почему ты его считаешь лучшим другом?
- Знают ли родители, кто твой лучший друг? Знакомы ли они с ним?
- Есть ли хорошие друзья у твоих родителей? Какое мнение у тебя о них?
- Кто тебя обижает чаще, взрослые или дети?
- Какой дружба не должна быть?
Вопросы для родителей.
- Любимая сказка вашего ребёнка.
- Любимая телепередача вашего ребёнка.
- Любимая компьютерная игра вашего ребёнка.
- От чего вы хотели бы предостеречь вашего ребёнка?
- От чего вы хотели бы обезопасить вашего ребёнка? Как вы это делаете?
- О ком или о чём любит читать ваш ребёнок?
- Как сберечь дружбу?
6. Инсценировка басни О.Емельяновой «Две гусыни» (приложение №2)
Учитель: К сожалению, и у взрослых, и у детей бывает и такая «дружба».
Дружба – прекрасное слово, произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своём. Произносишь слово дружба - сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, который дарит нам прекрасное общение с друом.
Друг - это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней.
Друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту.
Друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.
Друг - это старый плюшевый медвежонок, с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
Вот какое надёжное и ёмкое слово дружба. Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье. Ведь семья - начало нашей жизни, здесь мы родились, растём и взрослеем.
Недаром одна из русских пословиц гласит:
- Нет лучше дружка, чем родная матушка.
1-й ученик:
Со Светкой соседкой
Не буду водиться -
Она то смеётся, то плачет,
То злится.
Но мама сказала,
Что так не годиться,
Что с девочкой нужно
Уметь подружиться.
Что с папой они
Ещё с детства дружили,
И вместе играли,
И рыбу удили.
С такою девчонкой,
Как мама моя,
Конечно бы мог
Подружиться и я!
2-й ученик:
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти разумеется.
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий - для всех настоящее,
И любая беда не беда
Если рядом друзья настоящие.
7. Проверка домашнего задания (чтение стихов о семье, дружбе, сочинённых детьми совместно с родителями).
Учитель: “Ни для кого не секрет, что , чем больше мы общаемся с ребёнком, чем больше проговариваем ситуации, в которые ребёнок попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазны плохого поступка. В этом ребёнку главный помощник и советчик - семья, его родные и близкие люди.
А о семейных проблемах и о том, как их можно разрешить, вам расскажут ребята.”
8. Инсценировка стихотворения О.Гребневой “Родительское собрание на лесной полянке” (приложение №3)
Учитель: “Все проблемы разрешимы, если в семье торжествуют любовь, дружба и взаимопонимание”.
- Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце - кармашек, вы опустите сейчас “ладошку” со своими пожеланиями, мы запечатаем кармашек и окроем через 8 лет, когда вы будете заканчивать 11 класс.
- Вот и подошёл к концу наш праздник, праздник дружбы и семьи.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз вам стихи наши вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
- Давайте учиться жить так, чтобы всем было хорошо под одной крышей.
А чтобы это получилось, постарайтесь следовать некоторым советам.
(Родителям и детям вручаются памятки в виде свитка, перевязанного лентой) (приложение №4)