«Хорошим учителем становятся по двум причинам.
Либо в твоем детстве был человек, который вдохновил
тебя так, что ты захотел быть похожим на него.
Либо ты
ненавидел
школу и захотел стать учителем,
которого у тебя не было».
австралийская учительница
Хочу поделиться своим опытом классного руководства.
С моими учениками, которые сейчас учатся в 8 классе, я познакомилась 2012 году. Они пришли на курсы подготовки к школе, затем и в первый класс, с тех пор я являюсь их классным руководителем. Произошло это по моей просьбе и с легкой руки нашего директора, который разрешил мне оставаться классным руководителем и за пределами начальной школы.
Начался длинный путь, полный трудностей и открытий не только для детей, но прежде всего для меня. Мне пришлось увидеть смятение моих детей при переходе в среднюю школу, столкнуться вместе с ними с трудностями, неизбежными в этот период: множество новых учителей, новые и не всегда понятные требования, относительная свобода. Я видела, как тяжело привыкали ребята к новой жизни, преодолевали трудности и переживала все вместе с ними.
Именно в это переходное время я в полной мере столкнулась с вопросами преемственности. Видя отношение учителей среднего звена к выпускникам начальной школы, невольно задаешься вопросом: «В чем провинились ученики начальной школы? Почему такое количество двоек в первые недели сентября?». Учителя среднего звена не могу дать ответ на этот вопрос, ссылаясь на плохую подготовку в начальной школе.
Опираясь на свой опыт, могу утверждать, и вряд ли кто-то сможет меня опровергнуть, дело не в плохой подготовке учеников начальной школы, а в психологической подготовке учителей среднего звена, у которых не существует различий между пятиклассником и учеником 11 класса.
Зная эту проблему, мне пришлось пообщаться практически с каждым педагогом, взявшим мой класс и рассказать об индивидуальных особенностях моих учеников. Многие коллеги из среднего звена услышали меня и приняли к сведению. Период адаптации моих детей прошел «безболезненно» для детей, родителей и учителей. К концу первой четверти некоторые дети получили оценки выше, чем в начальной школе. До сих пор мой 8б класс является одним из лучших классов. Из 30 человек 2отличника и 19 хорошистов.
Я считаю, что это результат совместной работы учителя начальной школы, КАК классного руководителя и учителей среднего звена. Моим детям в этом повезло.
Я уверена, что для того чтобы переход из начальной школы в среднюю прошел без «потерь»: необходимо создать школу будущего классного руководителя, заблаговременно планировать кандидатуры классных руководителей 5 классов, посещать четвертые классы, знакомиться с детьми, разговаривать с учителем, выходить на родительские собрания, чтобы иметь представление о том, какие дети придут в пятый класс. И того не будет неожиданностей, негатива и можно будет наладить слаженную работу всех участников учебного процесса.
Для этого не потребуется много усилий, денежных вложений, лишь заинтересованность в будущей продуктивной работе.
За эти годы мы пережили с детьми несколько этапов наших взаимоотношений: от непонимания детьми меня и их нового статуса до взаимопонимания и дружбы. Дети научили меня слушать их, слышать и понимать. А я в свою очередь всему, что знаю и умею сама.
Наш путь еще не окончен, впереди еще самый трудный выпускной девятый класс. Наш эксперимент удался.
Самый главный вывод, который я сделала из этого путешествия: не надо бояться трудностей и любить детей, послушных, не послушных, умных и не очень, как бы трудно нам не было.
Давайте не будем учителями, которых будут ненавидеть наши дети, а будем теми, кто их вдохновляет и на кого им захочется быть похожими.