Проектная деятельность младших школьников

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Организация проектной деятельности учащихся становится все более популярной в современной образовательной практике.

Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата - создание проекта.

Проект - одна из форм исследовательской работы.

Задача учителя создать условия для:

  • формирования у учащихся информационной компетенции;
  • формирования у учащихся коммуникативной компетенции.

Надо научить:

  • не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике;
  • формировать вопросы для обучения и поиска информации.

В проектной деятельности ученик использует приобретенные ранее знания и умения, получает из различных источников новые знания, осваивает необходимые способы деятельности, получает неоценимый личностный практический опыт, т.е. овладевает некоторым жизненным уровнем.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Поэтому, уже с первых дней пребывания детей в школе, необходимо готовить их к проектной деятельности.

Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Понятно, что на первом этапе внедрения проекта основная роль принадлежит учителю.

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, т.к. дети не все умеют читать, писать, анализировать. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые близки и значимы для него.

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию, пользоваться дополнительной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но происходит это под руководством учителя. И начиная со второй четверти второго класса, можно приступать с детьми над объемными долгосрочными проектами.

В третьем- четвертом классах работа над проектами более расширяется. Дети начинают работать с научной дополнительной литературой. Ребята могут сделать анализ, выбрать главное из потока информации и оформить проект самостоятельно.

Анализируя процесс работы над проектом и её результат, можно утверждать, что в результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметной инновацией. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их в готовом виде.

Участие учащихся в проектных работах однозначно стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании.

Проектная деятельность позволяет интегрировать знания учащихся из различных предметных областей для решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания как в учебной деятельности, так и за ее пределами.

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях правильного выбора и адекватной организации проектной деятельности младших школьников, целенаправленном и систематическом её применении в учебном процессе можно ожидать повышения качества обученности школьников, их личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, что соответствует целям и задачам реализации ФГОС.

Девизом проектной деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.(Готхольд Эфраим) Лессинга:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Литература

  1. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ – М.: Просвещение, 2013 г. 175 с.
  2. Господникова М.К.  [и др.] Проектная деятельность в начальной школе – Волгоград: Учитель, 2014. – 131 с.
  3. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2012. – 80 с.