Экскурсия по школьному музею «Душа Сибири» на тему «Предметы русского быта и домашнего обихода»

Разделы: Общепедагогические технологии, Краеведение, Видеоурок, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: краеведение, предметы старины, школьный музей, предметы русского быта


Цели:

  • Познакомить учащихся с предметами быта русских крестьян на примере школьного этнографического уголка.
  • Содействовать воспитанию любви к истории своей малой родины.

Задачи:

  • Изучать историю родного края, его культурные ценности.
  • Приобщать учащихся к сбору краеведческого материала, работе с ним, составлению сценариев на основе собранного материала и распространению среди учащихся знаний, полученных при встречах со старшим поколением.
  • Формировать навыки работы в музее.

Оборудование: предметы экспозиции, выставка « Предметы русского быта и домашнего обихода»

Предварительная подготовка: индивидуальные задания экскурсоводам, выставка рисунков «Предметы быта русского народа».

Место проведения: школьный музей.

Добрый день. Сегодня мы приглашаем вас, совершить небольшую экскурсию по нашему музею и познакомиться с предметами быта русского народа.

Мир вам, гости дорогие.
Вы явились в добрый час.
Встречу добрую и теплую
Мы готовили для вас.

Народная мудрость гласит: «Не забывай старь – она новизну держит»

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней.
Нету школы без музея,
Без истории своей…

Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности.

Невозможно представить себе избу в русской деревне без русской печи, которую без преувеличения можно назвать душей любого русского дома. Приготовить, обогреть избу, помыться, затеять стирку, выспаться на теплушке, оставить до утра теплые щи - все это русская печка, которая не только вошла в поговорки и сказки, но и остаётся востребованной до сих пор.

Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных практичных необходимых в крестьянском быту предметов.

Трудно представить быт русской деревни без глиняной посуды. Изделия из обожженной глины - древний вид народного художественного ремесла. Это кувшины, миски, чашки. Наши предки пользовались в основном деревянной и глиняной посудой. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична, как материал становилась жаропрочной после обжига, такая посуда имела самый широкий спектр применения. Я предлагаю вашему вниманию изделия из глины, которые хранятся в нашем музее.

История Павлово-Посадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, Павлово-Посадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением.

Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным. В те годы крестьяне охотно начинали собственный бизнес, но не каждый разрастался так, как предприятие, основанное Лабзиным, а уж тем более далеко не каждый приобретал такую славу.

Крынка - очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в 10-13 веках. В глиняных крынках хранили и подавали на стол молоко или простоквашу.

Глиняный горшок применяли для тушения картофеля, мяса, различных каш и прочих горячих блюд русской кухни, которые готовились в русской печи.

Посуда для русской печи была особой формы, наиболее универсальной посудой являлись чугуны.

Чугун - крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет легко ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента - ухвата. Объем чугунов бывают разный по размеру - от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок.

Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX - начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны.

Ухват - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата — рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия

Ступа - крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного, конопляного семени и различных специй. Ступа – это также приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели Ступы изготовляли из дерева, но особой популярностью пользовались чугунные ступы. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым. Ступы были в каждом крестьянском доме.

Сейчас вашему вниманию я предлагаю изделия из бересты, из удивительного природного материала. В России берёза широко использовалась и используется до наших дней не только для изготовления бытовых предметов, но и играет большую роль в жизни русского народа. Ей посвящаются песни, стихи, и часто она выступает символом России.

Берестяной туес - небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен с незапамятных времен. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности.

Но все же, больше всего, ценится другое достоинство туеса - вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет, Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника и рыбака.

Корзина - это народное изделие из берёсты, камыша или ивовой лозы. Корзина - укладка разного вида, сплетённая из прутьев, из стеблей или соломы, коры или кореньев, драни и прочего материала. Сплошные корзины иногда делаются из бумаги, ткани,
отличаются от коробок развалистым верхом, и бывают без крышек или с плоскими крышками. В нашем музее хранится корзинка из ивовых прутьев, подаренная музею народным умельцем.

Про какой предмет русского быта сложена эта загадка. «Стоит козелок на маленьких ножках; он и пышет и дышит, а души нет». Правильно, это самовар.

Посмотрите, какие они знатные, гордые и занимают в нашем музее одно из почетных мест. Самовар-это душа Руси, это тепло души русского человека. Самовар-это не просто устройство, это центр стола, праздника, гулянья. В старину в каждой семье был самовар. Ни один праздник не проходил без этого русского чуда. И, несмотря на свою дороговизну (он стоил дороже коровы), самовар был в каждом доме. Сейчас самовар стал больше сказанием, некой былью, отошёл в прошлое.

Что же представляет собой самовар? Это, прежде всего металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями (шишками и др.). Самовар состоит из опирающейся на подставку ёмкости (тулова), внутри которой снизу вверх проходит сквозная труба (жаровня) для разведения огня, согревающего налитую в самовар воду.

Русские самовары имели самую разнообразную форму: шара, рюмки, цилиндр, бочонка, яйца и других форм, самовары для знати изготовлялись из серебра и стоили очень дорого. Обычными самоварными металлами, были медь и латунь (в исключительных случаях – сталь или чугун). Один из основных центров самоварного производства был город Тула. Отсюда возникла поговорка «В Тулу со своим самоваром не ездят».

А сейчас мы познакомимся с необходимым предметом для глажения белья. Для этого использовали «утюг» - рубель, а позже литые чугунные утюги. Угольные утюги пришли на смену рубелям.

Они появились в петровские времена, в 17 веке. Были они чугунные. Во внутреннюю полость утюга насыпали горячие угли. После чего приступали к глажению белья. По мере остывания, угли меняли.

Самые первые старинные утюги появились 2000 лет в Китае.

Углевые утюги походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку. В России такие утюги известны с XVII века. В XVIII веке в России утюги изготавливали на демидовских и других литейных заводах. Утюг в те времена был дорогим приобретением - так, например, утюг в фунт весом стоил целый рубль.

Особой гордостью хозяек были точёные, резные и расписные прялки, которые обычно ставили на видное место. Они служили не только орудием труда, но и украшением жилища.

Без веретена пряжу не спрядёшь, но и не только без веретена, но и без прялки. В крестьянском обиходе на протяжении многих столетий дерево служило основным материалом, из которого делали орудия труда и предметы повседневного быта. Из них лучше всего сохранились прялки и это не удивительно.

Прялка сопровождала крестьянскую женщину на протяжении всей жизни - от юности до глубокой старости. Прялку бережно передавали из поколения в поколение. Мастера, делавшие прялки, вкладывали в них все свое умение и сноровку. Существует множество разновидностей прялки - ведь не только в каждой области или районе, но порой и в каждой деревне они отличались своими неповторимыми чертами и особенностями.

Веретено - одно из древнейших приспособлений для ручного прядения пряжи. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Веретено, а также прялка и все действия, связанные с прядением и шитьем, являются символами жизни и непрерывности времени, следовательно, они соотносятся с луной - символом, выражающим переходность жизни.

Прялка. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. (На него садилась пряха) Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил. Именно поэтому на них они делали специальный орнамент нитки.

Коромысло изготавливали из липы. Осины. Ивы. Древесина отличалась гибкостью, лёгкостью, упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги.

В нашем музее хранится керосиновый фонарь, которым пользовались в 50-60-х гг. прошлого столетия. Керосиновый фонарь – это ручной светильник на основе сгорания керосина. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло.

Трудно перечислить все виды народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя их в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные, эстетические начала, целесообразность и красота. Сегодня что-то из этих предметов прочно вошло в наш быт как необходимое, что-то вы видите впервые. Но все это опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.

Великий советский географ сказал: «Чтобы любить родину надо хорошо ее знать». Наша экскурсия подошла к концу. Но краеведческая работа продолжается, и мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, что узнали сегодня. Земля, на которой мы живем, таит много загадок и тайн, исторических находок. Любите свой край своё село делайте его лучше и красивее. Спасибо вам всем за внимание!