Предмет: Окружающий мир.
Форма урока: Лаборатория «Я - исследователь».
Цель урока: создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. у обучающихся с ОВЗ посредством изучения темы «Свойства жидких, твердых и газообразных веществ».
Задачи
предметные:
- формировать у обучающихся начальные представления о телах и веществах:
- все природные объекты состоят из различных веществ;
- объекты, имеющие постоянную форму, являются телами;
- определить основные свойства веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состоянии:
- при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются;
- в твердом состоянии имеют форму, в жидком - имеют форму сосуда, в газообразном - формы не имеют;
- дать представление о роли свойств веществ в жизни человека;
метапредметные:
- создавать условия для осуществления анализа объектов с выделением существенных признаков;
- учить подводить под понятие на основе распознавания существенных признаков объектов (самостоятельно формулировать определения понятий);
- обращать внимание детей на причинно-следственные связи в изучаемых явлениях;
- учить фиксировать информацию, полученную путем наблюдений;
- развивать интерес к познанию окружающего мира и исследовательской деятельности.
Ресурсы: интерактивная доска, презентация «Свойства веществ и их значение в жизни человека», раздаточный материал, приборы для проведения опытов (стойка с металлическим шариком, горелка, и т.п.).
I. Актуализация опорных знаний. (2 мин.)
Учитель: Сегодня я хочу предложить вам, ребята, удивительное путешествие в мир, который нас окружает. Но природа откроет свои тайны только внимательным людям. Мы войдем в нее исследователями, а сопровождать нас будут преподаватель КБЖ и преподаватель физики.
II. Практическая работа
Преподаватель физики: - Ребята, рассмотрите предметы, расположенные на ваших столах, исследуйте их. (3 мин.)
- Что вы можете рассказать о них? (3 мин.)
Преподаватель физики: все вещества окружающего мира находятся в одном из трех состояний: твердом, жидком или газообразном. И все вещества обладают какими-то свойствами. Какими? Наши опыты помогут определить их.
III. Практическая работа (7 мин.)
Учитель: - Как вы себя ведете, когда холодно? (Дети съеживаются.) А когда жарко? (Потягиваются.)
Учитель: - Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно - они сжимаются, а когда жарко - расширяются. Давайте понаблюдаем за этим явлением во время проведения опытов.
Опыт 1. Наименование: твердое вещество
Учитель: - Шарик - это тело.
Вывешивается опорное слово «тело».
Из какого вещества оно состоит?
Вывешивается опорное слово «вещество».
Дети: - Из металла - твердого вещества.
СЛАЙД. Презентация
Учитель: - Частицы в металле расположены близко друг к другу, что и делает твердое тело твердым.
Вывешивается опорное слово «частицы».
Учитель: - Посмотрите, шарик легко проходит в кольцо. Нагреем его. А теперь не проходит. Сделайте вывод.
Дети: - Шарик стал больше. В твердых веществах при нагревании расстояние между частицами увеличивается.
Учитель: - Посмотрите, что происходит с частицами в твердых телах при нагревании.
СЛАЙД.
Учитель: - Шарик остыл, он снова проходит в кольцо.
- Как вы думаете, какое значение в жизни людей имеет свойство твердый веществ?
- Об этом хорошо знает преподаватель ОБЖ (2 мин.)
Преподаватель ОБЖ: - Ребята, наш город Нижний Тагил расположен на Уральских горах. Посмотрите на слайд. Горы поражают своим величием и грандиозностью. Но они под действием ветра, жары и холода непрерывно разрушаются. Проходят миллионы лет и горы снижаются, сглаживаются островерхие вершины. Мощные некогда хребты все больше напоминают холмы. В результате разрушения в горах накапливаются в большом количестве обломки горных пород (глыбы, щебень, песок). Они могут привести к таким грозным явлениям, как камнепады, обвалы, осыпи, сели. Это может быть очень опасно для жизни человека и окружающего мира.
СЛАЙДЫ.
Опыт 2. Наименование: жидкое вещество(2 мин.)
Преподаватель физики: - Ребята, давайте, выясним, а жидкие вещества обладают свойством расширения при нагревании?
Преподаватель показывает спиртовой термометр. Опускает его в горячую воду. Дети наблюдают, как подкрашенная жидкость поднимается по столбику термометра.
Преподаватель физики: - Что происходит?
Дети: - Жидкость поднимается.
Преподаватель физики: - Почему?
Дети: Она нагрелась, ей стало мало места.
Преподаватель физики: - Сделайте вывод.
Дети: - В жидких веществах при нагревании расстояние между частицами увеличивается, и жидкость поднимается по трубке.
СЛАЙД.
- Итак, мы выяснили, что даже твердые вещества, как горы, под воздействие тепла и холода разрушаются и меняют свою форму. А что вы можете рассказать нам о воде?
(4 мин.) Преподаватель ОБЖ: - Вода своей формы не имеет. Она принимает форму сосудов, в которых находится. Т.е. она текучая, может изменять свою форму.
Когда на море дует ветер, он вызывает волны, которые, обрушиваясь на берег, вызывают разрушения. Если уровень воды в реках поднимается, случаются наводнения, т.к. вода растекается. От наводнений часто страдают люди и животные. Этим летом на Дальнем Востоке разлились реки Амур и Зея. У людей погибло все: дома, имущество, домашние животные и урожай. В городе Нижний Тагил также этим летом случилось наводнение. Вода затопила садовые участки, погубила урожай.
- Свойства воды очень важны в жизни человека, так же как и свойства воздуха, которым мы дышим.
- Что мы знаем о воздухе?
Дети: - Воздух не имеет формы.
- Он улетучивается в разные стороны.
- Он перемешивается с другими газами, которые есть в воздухе.
- Воздух находится как бы везде.
- Чтобы воздух имел форму, его нужно куда-то закачать, например, в воздушный шар или в автомобильную шину.
Преподаватель ОБЖ: - Действительно, воздух это смесь газов, а газы не имеют не только формы, но и своего объема. Они распространяются повсюду. Если мы открываем сосуд с газом, то он смешается с другими газами. В нашем городе есть заводы, например, НТМК, которые выпускают в воздух вредные газы. Это пагубно влияет на здоровье людей.
Опыт 3. Наименование: газообразное вещество(2 мин.)
Преподаватель физики: - Давайте, исследуем свойства газообразных веществ.
- Что находится в пробирке?
Дети: - Воздух.
Преподаватель физики: - Сейчас я открою пробирку и дам вам понюхать ее содержимое.
Дети улавливают запах духов.
Преподаватель физики: - В пробирке смесь воздуха с ароматическими веществами. И мы их чувствуем.
Преподаватель физики: - Итак, мы с вами определили основные свойства веществ и их значение в жизни людей.
IV. Работа в группах. (5 мин.)
Учитель: Ребята, сейчас вы проведете работу в группах и выполните мини-проект «Свойства физических тел».
- Каждая из групп заполнит страницу проекта по плану, используя заготовки.
Дети составляют проекты «Свойства твердых, жидких и газообразных веществ».
V. Рефлексия. (1 мин)
Учитель: - Наше занятие подходит к концу. Скажите, что вам было особенно интересно?
Дети: - Я понял, что тело и вещество - это не одно и то же.
- Мне было интересно узнать, что физические тела имеют свойства расширяться.
- Мне было интересно узнать о том, что свойства физических тел имеет большое значение в жизни человека.
Учитель: Вы молодцы. Мы еще раз убедились, что только внимательному и любопытному исследователю природа открывает свои секреты.
VI. Заполнение маршрутного лист. (1 мин.)
Учитель: - Оцените свои знания в маршрутных листах.
Дети оценивают знания по темам.
Учитель: Наше занятие в лаборатории «Я - исследователь» закончено. Спасибо всем за работу.