Работая долгое время в детском саду, я обратила внимание, что одной из основных задач стоит охрана и укрепление детского организма. Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.
Эта огромная работа проходит через многие методы воспитания детей: режим дня, утренняя гимнастика, коррегирующая гимнастика после сна, прививание культурно-гигиенических навыков, физическая культура, закаливающие процедуры водой, воздухом и солнцем. Но это традиционные методы работы. Наш детский сад использует в своей работе и нетрадиционные методы психофизического развития детей дошкольного возраста. Здесь широко используются не только пальчиковые игры, подвижные игры, но и зверобика для детей, где дети с удовольствием изображают животных. Дыхательные упражнения по А.Н.Стрельникой направляют на лечение и восстановление певческого голоса; гимнастика для глаз В.Ф.Базарного помогает активизировать зрительную координацию; массаж биологически активных зон А.А.Усмановой используется при ослабленных и часто болеющих детей; так же используются релаксационные упражнения.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха. Созданы уголки ОВЗ, физкультурный уголок здоровья, где оснащены соответствующим оборудованием для детей (игры, скакалки, мячи, сультанчики, тренажеры для дыхательной гимнастики, тренажеры для упражнения глаз, ребристая дорожка, массажный коврик и др.)
Работа с родителями имеет важную роль для укрепления детского организма. Через родительские консультации, беседы и совместные мероприятия дети получают новую информацию от своих родителей. Нельзя не сказать о здоровом питании, что тоже является одним из основных методов укрепления детского организма. Мы проводим уроки Айболита. Эта целая серия бесед и развлечений, которые помогают детям использовать полученную информацию в игре.
В нашем деском саду работает бассейн и кабинет долечивания. Широко используется особенно в зимнее время фитотерапия.
Работа для определенных детей ведется индивидуальна. Проводится диагностика и разрабатываются отдельные мероприятия для них (это дети, имеющие 3, 4 группу здоровья).
Таким образом, можно сказать, оздоровительная работа по укреплению здорового образа жизни детей ведется в нашем детском саду разнообразными методами и приемами.