Тема урока |
Технические рисунки геометрических тел |
Тип урока |
комбинированный |
Вид урока |
урок-практикум |
Цель урока |
Создать условия для освоения навыков выполнения технических рисунков геометрических тел, развития пространственного мышления, умения работать карандашом без чертёжных инструментов. |
Задачи урока |
обучающая – закрепить знания учащихся по теме «Построение проекций геометрических фигур, многогранников и тел вращения»; изучить принципы и методы построения технического рисунка.
развивающая – развить пространственное мышление, точность и глазомер, графическую грамотность, речь учащихся с использованием графических и технических терминов; формировать навыки самостоятельной работы.
воспитательная – вовлекать учащихся в активную деятельность при изучении нового материала; воспитывать аккуратность, внимательность, точность; привить интерес к самостоятельному решению задач. |
УУД |
Познавательные:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- Знакомство с особенностями выполнения технического рисунка, правилами нанесения штриховки на техническом рисунке.
- Практическое изучение алгоритма выполнения технического рисунка геометрических тел.
- Самостоятельное поэтапное выполнение технического рисунка геометрических тел и нанесение штриховки.
- Освоение на практике новых знаний по теории построения технического рисунка.
- Приобретение практических навыков и использование их графической работе.
Регулятивные:
- Определять цели своей работы в соответствии с установленными правилами.
- Уметь работать по определенному алгоритму, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Коммуникативные:
- Уметь взаимодействовать в ходе выполнения учебной задачи, участвовать в дискуссии, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные:
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Понимать учебную цель, задачи урока, адекватно оценивать (свои и одноклассников) достижения на уроке.
- Формирование навыков правильной организации рабочего места и аккуратности. |
Планируемые
результаты |
Предметные:
Знать:
- основные понятия, принципы и методы построения технического рисунка;
- правила применения аксонометрических и перспективных проекций в рисунке.
Уметь:
- выполнять технические рисунки геометрических тел с натуры и по чертежу;
- передавать на техническом рисунке светотень, используя разные способы оттенения.
Личностные: понимать значение технического рисунка в практической деятельности.
Метапредметные:
- уметь создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательных задач.
- создавать абстрактный или реальный образ предмета;
- строить модель на основе условий задачи;
- создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта; |
Основные понятия |
технический рисунок, геометрические тела, способы оттенения, штриховка, объем предмета |
Ресурсы:
- основные
- дополнительные |
- компьютер, мультимедийный проектор
- карточки с изображениями (чертеж, эскиз, аксонометрическая проекция детали, технический рисунок детали, пейзаж, натюрморт).
- презентация «Технические рисунки геометрических тел» |
Формы урока |
индивидуальная (самостоятельная графическая работа), фронтальная (беседа, обсуждение, сравнение) |
Методы |
объяснительно-иллюстративный (репродуктивное использование полученных знаний на практике), частично-поисковый |
Педагогические технологии |
проблемное обучение, репродуктивное обучение |
Этапы
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный.
Психологический настрой.
Мотивация.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Приветствие учащихся.
Проверка домашнего задания.
Вводное слово учителя. |
Учащиеся рассаживаются по местам.
Проверяют наличие чертежных принадлежностей.
Настраиваются на деятельность. |
Актуализация знаний
Цель:
подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Учащимся предлагается рассмотреть несколько изображения без названий (чертеж, эскиз, аксонометрическая проекция детали, технический рисунок детали, пейзаж, натюрморт). (Приложение 1)
После просмотра изображений учителем формулируется проблемный вопрос:
- Как вы думаете, какое из представленных изображений относится к техническому рисунку?
Проблемное задание:
Каждому ученику предлагается выразить свою точку зрения, сделать свой выбор, выйдя к доске, прикрепить табличку «технический рисунок» к одному из изображений.
- Почему вы так решили? |
Учащиеся рассматривают изображения, высказывают свое мнение, делают выбор.
Учащиеся объясняют свой выбор. |
Формулировка темы и задачи урока
Цель: cоздание ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. |
На предыдущем уроке мы выполняли комплексный чертеж детали пользуясь инструментами.
Учитель демонстрирует чертежи деталей, выполненных на предыдущем уроке.
Учитель предлагает учащимся сформулировать тему, цели и задачи урока. |
Учащиеся самостоятельно определяют тему, озвучивают цель/ задачи урока. |
Первичное усвоение знаний
Цель: создание условий для осознания блока новой учебной информации. |
Технический рисунок обычно выполняется если нужно быстро и наглядно показать на бумаге предмет или даже группу предметов в целях уточнения формы, уяснения взаимодействия и принципа работы.
Важнейшим требованием, предъявляемым к техническому рисунку, является наглядность.
Учитель предлагает внимательно проанализировать представленные в качестве примеров изображения (Приложение 1) и ответить на проблемный вопрос:
- Назовите основное отличие технического рисунка от чертежа.
Если вы испытываете затруднение, то обратитесь к тексту учебника – стр. 63, п.13.
Чтобы быстро и правильно выполнить технический рисунок, необходимо получить навыки рисования без применения чертежных инструментов.
Навыки выполнения технических рисунков приобретаются тренировкой.
Для правильного рисования объектов необходимо уметь от руки и на глаз делить на равные части отрезки и дуги окружностей, строить заданные углы и изображать геометрические фигуры. |
Ответ учащихся: Технический рисунок выполняется от руки, без применения чертежных инструментов, на бумаге в клетку. |
Отработка навыков (под руководством учителя)
Цель: формирование умений и навыков, усвоение учащимися новых знаний и способов действий. |
Отработка навыков элементарных построений в техническом рисовании.
(Учитель демонстрирует рациональные способы, облегчающие работу карандашом от руки).
(Приложение 2)
Для придания техническому рисунку большей наглядности и выразительности, объемности, на выполненный технический рисунок наносят штриховку.
Нанесение на технический рисунок светотени, показывающей распределение света на поверхностях изображаемого предмета, называют оттенением. При этом предполагают, что свет падает на предмет сверху слева. Освещенные поверхности оставляют светлыми, затененные – покрывают штриховкой, которая тем чаще, чем темнее поверхность предмета. Штриховку наносят параллельно какой-нибудь образующей или параллельно осям проекций. |
Учащиеся выполняют упражнения под руководством учителя. |
Отработка навыков (самостоятельная работа учащихся)
Цель: формирование умений и навыков, усвоение учащимися новых знаний и способов действий. |
Выполним технический рисунок 3-х цилиндров (размер произвольный) для отработки различных способов оттенения.
Рис. а. оттенение выполнено параллельной штриховкой (сплошные параллельные линии различной толщины)
Рис. б. оттенение выполнено шраферовкой (штриховка в виде сетки)
Рис. в. оттенение выполнено с помощью точек (с увеличением освещения расстояние между точками увеличивается)
На каждом рисунке применяют только один какой-либо способ оттенения.
Способы передачи объема предмета на техническом рисунке представлены на рис. 65, стр. 67 учебника.
Примеры технических рисунков геометрических тел - на рис. 64, стр. 67 учебника. (Приложение 3)
Схема распределения светотени раздается учащимся (рис. а-в) (Приложение 3) |
Учащиеся выполняют упражнения самостоятельно. |
Физкультминутка |
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
6. Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
7. Сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
Учитель контролирует поведение и правильное выполнение упражнений. |
Учащиеся выполняют упражнения для глаз |
Первичная проверка понимания
(первичное закрепление)
Цель: установление уровня усвоения новых знаний. |
Для контроля усвоения учащимися технической терминологии предлагается записать названия геометрических тел.
Если учащиеся испытывают затруднение, то можно воспользоваться текстом учебника на стр. 60–65.
(Приложение 4) |
Самостоятельная работа учащихся |
Контроль усвоения Цель: выявление причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях, их коррекция. |
Проверка правильности выполнения задания.
Учащиеся по желанию выходят к доске, записывают ответы (название геометрических тел).
(Приложение 5) |
Проверка и самопроверка правильности выполнения задания. |
Этап информации о домашнем задании
Цель: расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке. |
п.13 «Технические рисунки», выполнить задание по карточке «Фигуры для рисования от руки».
(Приложение 6) |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Трудная ли была работа на сегодняшнем уроке?
Добились ли вы поставленных целей?
Чему вы сегодня научились?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Анализ работы, выполненной на уроке, определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а так же путей их устранения. |
Учащиеся по желанию высказывают свое мнение вслух. |