Одна из важных задач в области дошкольного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развиваются: чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности. Рисование развивает у дошкольников творчество – создание нового, оригинального, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. По мнению современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Еще Аристотель отмечал: « Занятие рисование способствует разностороннему развитию ребенка». Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятие рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью.
Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
Нетрадиционное рисование – это мастерство изображать, не опираясь на традиции. Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильность, работоспособность в течение всего занятия. В исследованиях отечественных педагогов (Никитина А.В., Давыдова Г.Н.), доказано, что нетрадиционные техники рисования формируют у детей фантазию, приносят им незабываемые впечатления и позволяют раскрыть возможность использования знакомых предметов в качестве художественных объектов. Занятия с нетрадиционными техниками формирует мотивацию, поднимает настроение и является эффективным средством эстетического воспитания. Кроме того, благодаря использованию нетрадиционной техники рисования на занятиях с дошкольниками, дети могут свободно выражать свой замысел, у них развивается мелкая моторика рук, дети учатся работать с разнообразным материалом.
Каждая из техник нетрадиционного рисования – это для детей забавная, увлекательная игра, где дошкольники с удовольствием узнают что-то новое и с желанием демонстрируют свои способности.
Список использованной литературы
- Дубровская Н.В. «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство-пресс», 2013, -208с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.: Издательство «Скрипторий 2003, 2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
- Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / И.Е.Аллаярова. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл.
- Бородкина Н.В. «Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет», Ярославль: ООО «Академия развития» 2012. -160с.