Практикум "Железо и его соединения". 9-й класс

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: химия, неорганическая химия, железо, соединения железа


Цель: через практическую деятельность коммуникативную технологию изучить качественные превращения соединений железа (II) и (III).

  • Образовательная: рассмотреть качественные превращения соединений железа.
  • Развивающая: отработать аналитическое обнаружение Fe2+ и Fe3+ и применение соединений железа в изобразительном искусстве.
  • Воспитательная: развитие коммуникативного взаимодействия в паре.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: информационный блок через ИКТ силами учащихся, практическая деятельность в паре.

Оборудование:

  • Fe; FeCl2; FeSO4; FeCl3; Fe2(SO4)3; KCNS; NaOH; K3[Fe(CN)6]; Na2S; K4[Fe(CN)6]; H2SO4.
  • Стаканчики, кисточки или ватные палочки, Лист А4 или А3, перчатки.

Планируемые предметные результаты:

Ученик должен:

  • иметь представление о железосодержащих рудах – красный, бурый, магнитный железняки, пирит;
  • знать реактивы для обнаружения ионов Fe2+ и Fe3+ и признаки реакций взаимодействий;
  • уметь провести практические взаимодействия, соблюдая правила работы с оборудованием и реактивами.

Междисциплинарные связи: история, геология, география, биология.

Сценарий урока

I. Ввод

По какому фактору анализа крови можно предполагать ослабление здоровья человека?

Что вы знаете о составе и функции гемоглобина?

ИКТ – силами учащихся

II. Мотивация учебной деятельности

  • Каково значение железа и его соединений для нашей жизни?

ИКТ – презентация в картинках.

III. Открытие новых знаний

Валентные возможности атома железа.

Строение атома железа – учащиеся у доски

Лабораторный этап

На столах коллекции минералов содержащих железо – железняки – бурый, красный, магнитный, пирит. Рассмотреть образцы, описать их, сравнить. Какой из этих минералов более богат железом.

Устанавливаем формулы:

Бурый – FeO     Красный – FeO   Магнитный -  FeO

Практикум: к порциям растворов FeCL2 и FeCL3 добавим раствор NaOH что наблюдаем? Записываем уравнения и признаки реакций. К порциям Fe (OH)2 и Fe (OH)3 добавим раствор H2O2. Что наблюдаем? Какой вывод можно сделать об устойчивости ионов железа к окислению. Запишем уравнение реакции с помощью электронного баланса.

Вопрос: Какой из ионов железа присутствует в свежем яблоке на срезе? Что происходит с поверхностью яблока на воздухе? Почему?

А как на воздухе окисляется железо?

4Fe + 3O2 + 6H2O  → 4 Fe(OH)3

IV. Качественное превращение соединений железа и использование этих превращений для получения колеров

Практикум: K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], Na2S, FeSO4, Fe2(SO4)3, NaOH, KCNS, H2SO4.

Провести взаимодействие солей железа с каждым из реактивов в отдельных стаканчиках составить уравнения реакций, описать качественные изменения.

Почему разные результаты с Na2S? В случае Fe3+  идёт вторичный гидролиз так как образуется соль слабых электролитов, которые гидролизуются и по катиону и по аниону.

V. Творческий блок

ИКТ – картины – историческая справка о возникновении красок – учащихся.

Готовим краски в каждый колер добавляем. Рисуем.

Темы рисунков:

  • Сказки Пушкина
  • Времена года
  • Свободная тема

Условие: использовать как можно больше цветов.

Где сейчас применяют колеры на основе соединений железа?

- Акварельные медовые краски.

VI. Рефлексия

  • Какими реактивами можно различить ионы Fe2+ и Fe3+.
  • Что такое темпера? В каких видах искусства она применяется?
  • Показываем рисунки на стенде?

Домашнее задание: Составить и расписать блок-схему по свойствам железа.