«Ученик – не сосуд, который надо заполнить,
а факел, который нужно зажечь»
К.Д.Ушинский
Жизнь вокруг нас находится в постоянном движении, мир изменяется порой с такой быстротой, что нас это просто пугает. И то, насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и государственную полезность.
ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся, поэтому «Жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас»
П.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении».
Конечно, знания важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи, работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания. Именно эти способности востребованы в современном обществе.
Сегодня девизом каждого ученика должны стать слова Конфуция:
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь».
АБ. Шоу сказал, что
«Единственный путь, ведущий к знаниям это деятельность.»
Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности.
Активизация учащихся при обучении - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.
Стандарт ориентирован на « ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ » любящий свой край и своё Отечество; нравственный; умеющий учиться; социально активный; умеющий общаться; здоровый; ориентирующийся в мире профессий. Это должен быть человек: обладающий различными компетенциями.
Компетенция – это система знаний ,которая активизируется и обогащается в деятельности. Выделяются следующие ключевые образовательные компетенции: Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования. Компетенция — это готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и метапредметных умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.
Хочется поделиться опытом по формированию некоторых метапредметных умений.
Такие метапредметные умения, как умение оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения, а также умение организовывать учебное сотрудничество; умение работать в группе: т.е. находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение можно формировать с использованием таких форм работы на уроках математики, как воспитание выбора ученика (технология сотрудничества).
На уроках математики используются как индивидуальные, так и групповые формы работы детей.
Работа в парах.
Весь класс делится на пары: один ученик играет роль ученика, «УЧЕНИК», другой – учителя «УЧИТЕЛЬ».
Учитель математики читает вопрос, «УЧЕНИК» отвечает на этот вопрос «УЧИТЕЛЮ», который внимательно слушает ответ и оценивает его.
Затем ученики меняются ролями в своей паре и работают с аналогичными по степени сложности вопросами. В результате – весь класс опрошен за небольшой промежуток времени. При этом используется взаимоконтроль, элементы игры, концентрируется внимание. Ребятам нравится этот вид работы на уроке. Но недостаток этой работы в том, что в классе стоит шум, хотя дети проговаривают понятия друг другу шёпотом.
Работа в группах.
Аналогично строится работа в группах. Учитель разбивает класс на малые группы, при этом не проводится четкого распределения ролей, дети выбирают их сами. Участие ученика в работе группы должно быть добровольным и сознательным.
Так при изучении отдельных тем, например «Решение квадратных уравнений», «Степени с натуральным показателем», класс делится на группы, каждая группа выбирает эксперта, с которым учитель работает индивидуально. Учитель разрабатывает маршрутный лист по данной теме и проводит занятия с экспертами, причем учащиеся в ходе работы добавляют свои вопросы, замечания, ведут диалог с учителем.
На уроке каждый эксперт опрашивает каждого учащегося своей группы, оценивает его ответ. После проверки теории приступают к тестовой форме решения письменных упражнений. Учитель проверяет работы экспертов, индивидуально разбирает ошибки, допущенные экспертами, а затем эксперты проверяют работу членов своей группы. если его не устраивает оценка, и он осознает, что может исправить свои пробелы. Активная самооценка наиболее полно реализует осознанный подход ученика к учебному процессу.
Выбор формы подразумевает разнообразие форм учебы, в частности выбор учеником различных социальных ролей.
Также можно работать и на метапредметном уроке. Что такое метапредметный урок? Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося,подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.
Метапредметный урок-это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
.
Такие метапредметные компетентности, как умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки, успешно формируются при выполнении учебных проектов и исследовательских работ.
Одним из моментов модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой.
Использование практических задач не только повышает мотивацию к математике, но и развивает метапредметные компетенции.
Одним из направлений применения таких умений в математике является усиление прикладной направленности, т.е. появление целого пласта задач практической направленности. Такого рода задачи появились в итоговых контрольно-измерительных материалах по математике (ЕГЭ, ОГЭ), это задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задания позволяют развить метапредметные компетенции, показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета.
В этом учебном году в ОГЭ по математике 9 класс включены задания практического содержания (1-5). Учащиеся должны внимательно прочитать текст и ответить на поставленные вопросы. Это задачи связанные с домохозяйствами, с поэтажным строительством жилого дома, с шинами для машин, задачи связанные с тарифным планом для телефона и многими другими.
В 11 классе это задачи по теме «Энергосбережение». В них нужно посчитать сумму оплаты семьи за израсходованную электроэнергию. В условиях предлагаются текущие и прошлые показания счётчика, а также стоимость одного киловатта электроэнергии. Причём в задачах ЕГЭ разграничивается тариф на дневной и ночной.
Задачи на тему покупок. В них нужно посчитать: количество объектов, при заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при возрастании или снижении цены на определённое количество процентов.
Задачи на нахождение количества лекарства необходимого выпить больному, когда известна ежедневная доза необходимая больному. Задачи статистического характера о нахождение группы жителей, по известному количеству всех жителей и процентному составу различных групп. Задачи экономического характера о банковских вкладах или кредитах с известной процентной ставкой.
Отдельно стоят задачи на умение использовать графики зависимостей в повседневной жизни (читать графики). Обычно такие графики строятся с использованием наблюдений за погодой, статистических наблюдений за продажами на фондовом рынке, зависимости пропорциональных физических величин, а также ходе химических реакций.
Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.
Можем сделать вывод: метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования.
Формированию метапредметных компетенций на уроках математики способствует не только решение задач, но и следующие формы, методы и приёмы:
- интерактивные технологии;
- метод сотрудничества;
- методики проектирования;
- использование ИКТ;
- деятельностный подход;
Помогают развитию метапредметных компетенций и активные методы обучения. Одним из таких методов является конференция. Здесь первостепенная роль от подготовки до проведения и подведения итогов отдаётся ученикам. Учитель же выполняет роль консультанта и организатора. Учащиеся вырабатывают навык работы с другими источниками информации помимо учебников. Это может быть научная и научно – популярная литература, а также источники, взятые из сети Интернет.
Конференции так же значительно способствуют развитию устной речи, пополнению лексикона, особенно словами в определённой предметной области
Чтобы сформировать у ребёнка ценностно-смысловые компетенции, нужно, чтобы он чётко представлял какие знания он получит на сегодняшнем уроке, на какие умения опирается данная тема, ближайшие перспективы применения полученных знаний, и где в дальнейшем эти знания понадобятся. Для формирования этого вида компетенций применимы определённые приёмы. На первом уроке изучения нового раздела нужно провести обзор всей темы, дать представление о месте и роли изучаемых понятий во всей системе знаний. Обязательно нужно организовывать самостоятельную работу с учебником. Это может быть тезирование какого-либо теоретического материала по заданной теме или самостоятельный детальный разбор примера. Всё это позволяет глубоко понимать материал, учиться выбирать главные мысли, самое важное в теме.
Познавательный интерес лежит в основе позитивного отношения к жизни вообще и к учёбе в частности. Если у человека сформирован такой интерес, то человек активно ищет ответы на вопросы, которые сам себе задаёт. При этом если ребёнок увлечён, то создаётся ситуация успеха, школьник испытывает эмоциональный подъём, радуется собственным познаниям и своей удачи от решения вопроса.
Ещё раз подчеркнем, что математика имеет широкое прикладное применение. Задача школы нашего века не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, вкладывая все знания, умения, профессионализм и частичку души учителей в своих учеников. Реализовать стандарт без педагогического сотрудничества невозможно. Только общими усилиями можно достичь запланированных результатов.
Система образования старается идти в ногу со временем, меняться быстрыми темпами. Это является требованием современного информационного общества, которое развивается ускоренными темпами. Такого роста развития технологий общество не знало никогда. Поэтому, перед школой стоит труднейшая задача – готовить своих питомцев к такой жизни, о которой она сама ещё не имеет представления. Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это и является главной сутью новых образовательных стандартов.
Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и … чья основная компетентность заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжение всей жизни. (М.Ноулз)
Спасибо за внимание! Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся. Посеять в душах благодать. Увы, не всякий раз даётся. Но мы обязаны мечтать. О дивном времени, о веке, когда цветком прекрасным стать сумеет личность человека. И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые. Чтоб верный путь им указать, помочь в толпе не раствориться. Нам не дано предугадать, но мы обязаны стремиться!