АОП ТНР (Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи)

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: ТНР – тяжелое нарешение речи, Общеобразовательная программа


Целевой раздел

Пояснительная записка

Ф. И.О. ребенка:
Возраст: г. р.
Школа: ГБОУ Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К.Лютикова города Москвы
Дошкольное отделение:

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. ведущего специалиста:
Учитель-логопед:

Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Педагог-психолог:
Воспитатели:

Заключение и рекомендации ЦПМПК № от г

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с тяжёлым нарушением речи.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (с 01.09.2019 по 30.05.2019г).

Обеспечение планируемых результатов в освоении АООП ДО, развитии и социальной адаптации ребенка.

Общие задачи на период реализации АООП (в соответствии с рекомендациями ЦПМПК)

Педагог-психолог: формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков, развитие эмоционально-волевой сферы, игровой деятельности,формирование пространственно-временных представлений.
Учитель-логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи.Развитие понимание обращённой речи. накопление и активизация словаря,формирование простого речевого высказывания.

Режим пребывания ребенка в ОУ (в группе дошкольного отделения)

Полный день, утром в приоритете занятия со специалистами;

Педагог-психолог – 2р. по 20 мин. (индивидуально)

Учитель-логопед – 3р. по 25 мин. (индивидуально)

Кроме индивидуальных занятий со специалистами, ребёнок получает непосредственно образовательную деятельность в своей группе совместно с другими воспитанниками: музыка (понедельник, среда), физическая культура (вторник,четверг), физическая культура на прогулке (пятница); рисование, конструирование, аппликация, лепка, чтение художественной литературы и развитие речи (воспитатели в течение недели).
Педагог по физическому воспитанию, музыкальный работник и воспитатели проводят непосредственно игровую деятельность с ребёнком (в группе, в спортивном зале, в музыкальном зале) учитывая его индивидуальные особенности.

Программа

Обучение по АОП для ТНР

Оценка особенностей развития ребенка с ТНР с целью определения планируемых результатов АОП

Область

Особенности ребенка

Особенности речевого развития

Речевое развитие чуть ниже возрастной нормы. Ребёнок контактен,эмоциональные реакции адекватны.В общении проявляется эмоциональная стабильность.Понимание обращенной речи приближается к норме. В активном словаре представлены существительные, глаголы, мало прилагательных, предлогов.
Ребёнок не понимает различные формы словоизменения.Не может пересказать текст из трёх–четырёх простых предложений с опорой на картинку, без помощи взрослого. Трудности при произнесении слов сложной слоговой структуры. Нарушение звукопроизношения в группе сонорных звуков, по типу замен (горловое произношение)

Особенности развития ВПФ

Понимание обращенной речи ограничено рамками обиходно-бытовой тематики. Затруднено понимание многоступенчатых инструкций.
Двигательная активность: выполняет разнообразные движения с удовольствием. Моторно неловка; Некоторые движения дискоординированы. Отмечается поиск позы при переключении.
Внимание: концентрирует внимание на предложенном задании достаточно хорошо, выполняет предложенные задания с удовольствием. Темп работоспособности медленный, недостаточный для данного возраста.
Память. Уровень развития зрительной и слуховой памяти ниже возрастной нормы, наблюдаются трудности при хранении и воспроизведении информации.
Восприятие: Уровень развития зрительного восприятия недостаточный. Неравномерный медленный темп выполнения заданий, связанных с устойчивостью, а также переключением зрительного внимания. Концентрация зрительного внимания приближена к норме: узнает в рисунке контуры известных изображений.
Знает и называет основные цвета и геометрические фигуры. Геометрические фигуры соотносит с предметом при помощи педагога.
Мышление: Возникают трудности при выполнении логических операций, выполняет простые логические действия в сопровождении взрослого или по образцу.
Математические представления: не сформирован счет в пределах пяти,самостоятельно не отвечает на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?», не соотносит количество с числительным.
Пространственно-временные представления не сформированы.

Особенности коммуникативной сферы

Общительна со сверстниками и взрослыми, контактна. С удовольствием принимает условия предложенной игры, проявляет интерес к новым играм.

Характерологические особенности

Доброжелательна, уравновешена.

Интересы ребенка (заполняется воспитателем/родителями)

Любит играть в куклы.

Содержательный раздел

Предметные области

Дефициты ребенка

Планируемые результаты

Развитие речи

Пассивный словарь ниже нормы:
- не может показать несколько предметов относящихся к одному понятию
- не умеет изменять слова по образцу
- не дифференирует формы единственного и множественного числа
- не дифференцирует оппозиционные звуки смешиваемые в произношении
- не умеет обобщать предметы и объекты
- допускает ошибки при согласовании числительных 2 и 5 с существительными
не правильно употребляет имена существительные в косвенных падежах

Пассивный и активный словарь соответствует возрастной норме
Понимает различные формы словоизменения
понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами
Безошибочно называет по картинкам предложенные предметы.части тела и предметовю
Не допускает ошибок при назывании действий, изображённых на картинках.
Называет основные и оттеночные цвета.
Умеет выразительно рассказывать небольшие по объёму стихи.
Чётко произносит слова сложной слоговой структуры,со стечением согласных.
Владеет навыками слогового и звукового анализа односложных слов и слогов.

Программа коррекционной работы

Необходимый специалист

Основное направление деятельности

Конкретные задачи на период

Расписание и формы работы

Учитель-логопед

Коррекция и развитие всех компонентов речи

1.Развитие словаря:
Уточнять и расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности.
Обеспечить переход от пассивного речевого запаса к активному.
Учить группировать предметы по признакам..развивать понимание обобщающего значения слов .
Расширять глагольный словарь.
Обогащать словарь относительными прилагательными.
Расширять понимание значени простых предлогов.
2.Формирование грамматического строя:
Обеспечить усвоение некоторых форм словоизменения
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.
Сформировать умение составлять простые предложения по картинке и по вопросам.
4.Развитие фонетико-фонематической системы языка:
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу в упражнениях на координацию речи с движением.
Коррекция произносительной стороны речи: -закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой деятельности.
- активизировать движения речевого аппарата
- сформировать правильные уклады шипящих, африкат, йотированных и сонорных звуков.
Работа над слоговой структурой слова:
- сформировать навыки слогового анализа и синтеза
- состоящих из одного слога
- воспроизводить цепочку слогов со стечением согласных
- закрепить представление о гласных и согласных звуках
- закрепить навык выделения заданного звука из ряда звуков.гласных и согласных из начала и
конца слова
Обучение элементарной грамоте
Развитие связной речи и речевого общения.

3р. по 25 мин. Индивидуально.

Педагог-психолог

Эмоционально-личностное развитие

Формирование произвольности высших психических процессов согласно актуальному уровню развития.
Формирование культурно-нравственных навыков в соответствии возраста ребенка.
Формирование представлений о. чувствах и настроениях других людей(эмпатии).
Формирование адекватной самооценки(рефлексии).
Формирование пространственных-временных представлений.
Развитие воображения, креативности.
Работа проводится через игровой и учебный компоненты с формированием внешней и внутренней мотивации.

2 р. по 15 мин. (индивидуально)

Система оценки достижения планируемых результатов:

Предметная область/направление коррекционной работы

Планируемые результаты

Оценка*

I.2020

V.2020

Развитие речи

Пассивный словарь ребёнка соответствует возрастной норме.
Ребёнок без ошибок показывает несколько предметов или объектов относящихся к одному понятию.
Показывает на предложенных картинках названные взрослым действия
Без ошибочно называет по картинкам предложенные предметы.части тела и предметов.
Правильно употребляет имена существительные в И.п.ед.ч. и мн.ч.
Правильно употребляет имена существительные в косвенных падежах
Образовывает имена существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами в словах названиях детёнышей.
Знает и выразительно читает стихи.

 

 

Развитие всех компонентов речи

Правильно выполняет следующие артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Футбол», «Фокус», «Накажем язык»

 

 

Воздушная струя целенаправленная и сильная.

 

 

Выполняет упражнения пальчиковой гинастики

Знает и выполняет движения рук со стихами

Звукопроизношение:

[л ]

изолированно

 

 

 

в словах

 

 

 

в спонтанной речи

 

 

[ль ]

изолированно

 

 

 

в словах

 

 

 

в спонтанной речи

 

 

[ р]

изолированно

 

 

 

в словах

 

 

 

в спонтанной речи

 

 

[рь]

изолированно

 

 

 

в словах

 

 

 

в спонтанной речи

 

 

Лексика.Усвоить лексический минимум.

 

 

Уметь группировать слова по по тематическому и родовидовому признаку

 

 

Уметь определять и подбирать антонимы.

 

 

Словообразование.Усвоить типовые словообразовательные модели

 

 

Морфология. Овладеть словоизменительными моделями

 

 

Фонетика. Усвоить нормативнное произношение намеченных звуков

 

 

Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры

 

 

Дифференцировать на слух глухие и звонкие согласные

 

 

Осуществлять фонологический анализ обратных слогов типа (АМ. УТ. слов КОТ, ДОМ, ЛИЦО, НОС)

 

 

 

 

 

Эмоционально-личностное развитие

1. Регулирует собственную деятельность на уровне двигательной и когнитивной сферы.

 

 

2. Удерживает заданную программу деятельности, самостоятельно выполняет.

 

 

3. Не испытывает эмоционально-этических трудностей при общении с окружающими.

 

 

4. Сформированность пространственно-временных представлений согласно актуальному уровню развития ребенка.

 

 

*0 баллов – планируемые результаты не достигнуты,
1 балл – результаты не однозначны/ достигнуты не полностью,
2 балла – результаты достигнуты полностью (конечной целью является развитие до уровня возрастной нормы, если не указано иного)

Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение

Отвечает общим требованиям

Финансово-экономические условия

В соответствии с п.2 ст. 99  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Направления деятельности

Условия реализации программы

Кадровые ресурсы

Сроки контроля выполнения

Обеспечение специальных условий
обучения, условий освоения программы

Наличие индивидуального расписания занятий со специалистами, оценивание усвоения учебного материала по критериям, обозначенным в настоящей программе.

учитель-логопед, педагог-психолог, родители.

I.2020
V.2020

Вывод об успешности овладения содержанием программы делается на основании индивидуальной положительной динамики.
В соответствии со статьей 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 « Об образовании в Российской Федерации»:

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Рекомендации для родителей

Соблюдение четкого режима дня;

  • Систематическое посещение детского сада и коррекционных занятий;
  • Регулярные консультации со специалистами детского сада;
  • Выполнение рекомендаций/заданий специалистов;

Я ознакомлен (а) с Адаптированной образовательной программой своего ребёнка и возможными рисками. В случае невыполнения условий и рекомендаций специалистов ответственность за развитие, воспитание и подготовку к школе (или освоение образовательной программы) своего ребёнка беру на себя.

Родители (законные представители) воспитанника: ______________

Ведущий специалист

учитель-логопед _____________

Специалисты сопровождения:

Педагог-психолог _______________

Воспитатели: _______________