Методическая разработка открытого урока по окружающему миру по теме "Ориентирование на местности". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Школа России», ориентирование на местности


Образовательная система: «Школа России».

Тип урока: комбинированный.

Цель: Создать условия для формирования умения ориентироваться на местности и применять свои знания в жизненных ситуациях.

Задачи:

Предметные

  • Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам.
  • Получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • Использовать знаково-символические средства; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • Формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра.

Личностные:

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные виды деятельности обучающихся:

  • Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём населённом пункте;
  • Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;
  • Осваивать приёмы ориентирования по компасу.

Основные понятия

  • Ориентирование на местности.
  • Компас.
  • Ориентирование по компасу.

Оборудование: компас, плакаты «Природные часы, календарь, компас» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», «Стороны света», «Определение сторон света по компасу, солнцу и местным признакам», презентация по теме «Природные часы, календарь, компас. Практическая работа с компасом».

1. Актуализация знаний

– Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (О природных часах, календаре, компасе.) Объясните, что это такое.  

- Что можно назвать природным календарем? (Луну.)

Сообщение 1 ученика. Рубрика «Это интересно!».

Рис. 1

2.)У многих древних цивилизаций давным-давно имелись свои календари. Это были или зарубки на столбах, или узелочки на верёвке. Однако поражают воображение древние сооружения, например, памятник древней культуры, находящийся на территории современной Великобритании, Стоунхендж. Это сооружение помогало наблюдать за солнцем и оповещало о наступлении нового года таким знаком: солнце проходило через особый коридор и освещало один день в году огромные колонны. Если хочешь узнать об этом подробнее, обратись к «Детской энциклопедии» издательства «Аванта +», том «Астрономия».

- Что можно назвать природным компасом? (Солнце и Полярную звезду.)

Сообщение 2 ученика. Рубрика «Это интересно!».

Рис. 2

1). Если вы пересечёте экватор и окажетесь в Южном полушарии, то ночью на небе вы не найдёте знакомых созвездий. Нет здесь и Полярной звезды. Как же мореплаватели ориентировались в этих местах? На южном небе тоже есть неподвижная звезда, она находится в созвездии Южный крест. (Рисунок 1)

- Что называют природными часами? (Движение солнца в течение дня; положение солнца в определенное время.)

-Что такое компас? (Прибор для ориентирования в пространстве. Прибор для определения сторон горизонта.)

- Как же устроен компас? (Он состоит из: *магнитной стрелки, один конец которой указывает на север, другой – на юг.)

- Почему именно так? (Земля – это большой магнит. С севера на юг проходят невидимые магнитные линии. А, так как  стрелка компаса намагничена, она устанавливается по направлению этих линий.)

*Металлического стержня, на котором держится стрелка.

*Шкала с делениями, на которую нанесены основные стороны горизонта.

*Корпус.

Сообщение 3 ученика. Рубрика «Это интересно!».

 

Рис. 3

3) Известно ли вам, кто и когда придумал компас? Некоторые историки считают, что ещё в Китае 2 тыс. лет назад применяли магнит для указания направления при путешествии в пустынях. Первые упоминания о приборе, который чем-то напоминает современный компас, относятся к XII–XIII векам. Тогда в Европе использовали такое приспособление: магнитную стрелку укрепляли на пробке и опускали в сосуд с водой. В XIV веке Флавио Джойя усовершенствовал механизм: стрелка была надета на вертикальную шпильку, к ней был прикреплён лёгкий круг, и всё было помещено в сухую круглую коробку, получившую название «котелок».

2. Постановка учебной проблемы

Подведение к понятию «ориентирование».

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове лес? (Дети называют: природа, красота, деревья, чистый воздух и т.п.)

- Помните девочку на первых страницах Букваря? Почему она кричит: «Ау»? (Она заблудилась в лесу.)

- Чтобы вы сделали на её месте? Как же ей выбраться из леса? Ведь вы старше малышки и стороны горизонта знаете! (От детей слышатся противоречивые высказывания).

- Достаточно ли нам знаний, которыми мы владеем?

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

- Сформулируйте тему урока.

-  Прочитайте тему урока на с. 74 учебника. (Ориентирование на местности.)

-  Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

-  Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи урока в учебнике.

- Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (В учебнике, в интернете, у учителя, спросить у родителей, в справочной литературе.) 

- Сформулируйте цель нашей деятельности. (Найти ответы на интересующие нас вопросы.)

3. Работа по теме урока. Совместное применение знаний

- Что же это такое — ориентирование на местности? (Ответы детей.)

- Прочитайте об этом на с. 74 учебника.

Сообщение ученика.

Слово «ориентирование» происходит от латинского слова «oriens» - «восток».

С древнейших времен восток считался почитаемой стороной: с востока появлялось Солнце – источник жизни на Земле, поэтому на восток молились, обращали в его сторону некоторые алтари православных церквей.

- Что такое ориентиры? Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой. (Ответы детей.)

- Прочитайте задания 1, 2 на с. 74. Выполните эти задания в парах.

Физкультминутка

Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер. (Расстилается ковёр)
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

- Отгадайте загадку.

Качается стрелка
Туда и сюда,
Укажет нам север
И юг без труда. (Компас.)

- У вас на партах лежат компасы. Для чего нужен компас? (Для определения сторон горизонта.)

- Сегодня мы с вами будем учиться работать с компасом. Попробуем составить план урока.

План (примерный)

1. Научиться пользоваться компасом.
2. Находить предметы с помощью компаса.
3. Проходить по заданному маршруту.
- Что мы сейчас с вами делали? Какое умение формировали? (Планировали нашу деятельность.)
- Будем работать в группах. (Повторение правил работы в группе.)

4. Работа по теме урока. Самостоятельное применение знаний. Практическая работа

1) -Давайте вспомним правила работы с компасом. Прочитаем инструкцию «Как пользоваться компасом» на с. 75 учебника.

Прочитайте.

Практическая работа «Как пользоваться компасом». Рабочая тетрадь, с. 29, Задание №6, 1), 2).

2) - Возьмите в руки компас и определите направление на север. Разверните компас так, чтобы буква «С» на циферблате совместилась с тёмным концом стрелки. Тогда другие буквы укажут на стороны света, которые с этих букв начинаются. Найдите их в классе.

3) Работа в группах.

Задания группам: найти несколько определённых предметов по указанным направлениям.

Организуем 3 группы туристов. Каждая группа получает задание.

1 группа

а) Какие предметы в классе находятся в данных направлениях? Запишите в таблицу. Рабочая тетрадь. Задание №6, 4), с. 29.

С

Ю

З

В

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

 

 

 

 

б) - Найдите на карте наш родной город Тольятти. Определите, в каком направлении от него находится г.Самара?

В каком направлении мы должны двигаться, чтобы попасть в столицу нашей Родины Москву? На Чёрное море? в г.Волгоград, г.Екатеринбург? Заполните таблицу, поставив «+».

 

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

г. Самара

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

Чёрное море

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Волгоград

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

 

 

 

 

 

 

 

 

в). Ваша группа вошла в лес. В северном направлении находится ваше место отдыха. В каком направлении вы будете возвращаться обратно домой?

2 группа

а) Определите, какие предметы в классе находятся в данных направлениях. Рабочая тетрадь. Задание №6, 4), с. 29.Запишите в таблицу.

С

Ю

З

В

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

 

 

 

 

б) Найдите на карте наш родной город Тольятти. Определите, в каком направлении от него находится г.Самара?

В каком направлении мы должны двигаться, чтобы попасть в столицу нашей Родины Москву? На Чёрное море? В г.Волгоград, г.Екатеринбург? Заполните таблицу, поставив «+».

 

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

г. Самара

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

Чёрное море

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Волгоград

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

 

 

 

 

 

 

 

 

в) Ваш маршрут пролегает в юго-восточном направлении до места отдыха. В каком направлении вы будете возвращаться обратно? (с-з)

3 группа

а) Определите, какие предметы в классе находятся в данных направлениях. Рабочая тетрадь. Задание №6, 4), с. 29.Запишите в таблицу.

С

Ю

З

В

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

 

 

 

 

 

б) Найдите на карте наш родной Тольятти. Определите, в каком направлении от него находится г. Самара?

В каком направлении мы должны двигаться, чтобы попасть в столицу нашей Родины Москву? На Чёрное море? В г.Волгоград, г.Екатеринбург? Заполните таблицу, поставив «+».

 

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

г. Самара

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

Чёрное море

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Волгоград

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

 

 

 

 

 

 

 

 

в) Что бы вы подарили Машеньке из сказки «Три медведя»? Почему?

Проверка выполнения заданий в группах.

Физкультминутка 

4) – Определить точное направление расположения объектов.

1 группа: кулер для воды.

2 группа: лыжница.

3 группа: компьютер.

5 )- Составить маршрут на клетчатой бумаге.

Задание: за один день путники проходили расстояние, равное одной клеточке. В первый день, выйдя из точки А, они пошли на север, во второй – на запад, в третий – на север, в четвёртый, пятый и шестой – на восток, в седьмой – на юг, в восьмой – на запад, в девятый – на юг, в десятый – на запад. Нарисуй их маршрут.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Что такое компас? (Прибор для определения сторон горизонта.)

- Как пользоваться компасом? (Ответы детей.)

- Что называют ориентирами? (Хорошо заметные, запоминающиеся предметы.)

- Для чего нужно уметь ориентироваться? (Чтобы не заблудиться.)

- Кто из ребят больше всех помог в нахождении верных ответов, когда вы работали в группе?

- Оцените свои достижения на уроке.

- Кто справлялся с работой по теме урока легко?

- Кому пока было трудновато?

- Кто или что вам помогло справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили? (Нет, не все. Мы не узнали, как ориентироваться по местным природным признакам.)

- Это тема нашего следующего урока.

6. Домашнее задание

- Составьте маршрут от школы домой или из дома до школы с указанием направления движения.