Введение
Увеличивается объем информации, который необходим человеку для успешной деятельности. В связи с этим учитель в школе должен вводить в практику новые формы обучения, которые позволяют "разбудить" дремлющую в каждом ребенке жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? В этом помогают новые методы создания схем, созданные на основе теории радиантного мышления Тони Бьюзена, – интеллект-карты.
В последние годы информация правит миром. Ее становится все больше и больше, а понимают и запоминают ученики все хуже и хуже. Увеличивается объем информации, который необходим человеку для успешной профессиональной деятельности. В связи с этим учитель должен вводить в практику такие формы обучения, которые позволяют "разбудить" дремлющую в каждом ребенке жажду познания.
При традиционной методике обучения подаваемая информация касается различных областей знания, окружающих человека. Этот поток направлен от предмета к человеку: ему просто дают информацию, которую он, как ожидается, должен поглотить, усвоить и запомнить в силу своих способностей. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Надо переместить центр наших усилий на человека.
Наше мышление можно представить себе в виде большой ассоциативной машины, а наш мозг сверхмощным биокомпьютером, в котором мысли, подобно лучам, расходятся от практически бесконечного числа информационных узлов. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что мы акцентируем внимание не на самом информационном потоке, а лишь на ключевых моменты этого потока.
Интеллект-карта – это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея.
Особую роль в создании творческого процесса на уроках играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциативно-образное мышление порождает разносторонние способности, энтузиазм, свободу и раскованность
И в этом случае как раз и помогают новые методы создания схем, созданные на основе теории радиантного мышления Тони Бьюзена, – интеллект - карты. (Радиантное мышление (от "радиант" - "точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями"(от лат. radians – «испускающий лучи) - аналог ассоциативного мышления. (Тони Бьюзен, известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.)
1.1 Теоретическое обоснование интеллект-карты
Интеллект-карты — это промежуточная стадия между размышлениями и переносом мыслей на бумагу. Наведение моста между мышлением и письменным изложением представляет собой решающий фактор успеха в учебной работе.
Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.
Однажды второкурсник Тони Бьюзен искал в университетской библиотеке книги об эффективном использовании способностей мозга. Ему предстояло справиться с огромным количеством учебного материала, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответ на слова о том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочет научиться правильно его использовать, библиотекарша сказала, что таких книг не существует. Это и стало толчком для Бьюзена. Он все-таки пошел в отдел медицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга и использовал новые знания для создания своего метода интеллект-карт.
Он достиг потрясающих результатов, став одним из лучших студентов. Тони Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Потом он стал факультативно заниматься с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было настоящего учения!» .
Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности, а особенно в бизнесе. Ведь что такое бизнес, как не способность быстро собрать из разных источников и проанализировать информацию (о конкурентах, потребностях клиента, о поставщиках, о рынке, о ценах, тенденциях, прогнозах и др.), принять на ее основе быстрое и правильное решение и потом обеспечить его выполнение? Так родилась книга «Работай головой». В ней Бьюзен популярно описал метод интеллект-карт. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.
Интеллект-карты стали успешно применяться во многих областях интеллектуальной работы. С распространением компьютеров стали появляться первые программы для их построения в электронном виде, что открыло дополнительные возможности для корпоративного применения и решения бизнес-задач. Творческие способности людей, применявших этот метод, стали раскрываться сильнее, что неизбежно повысило их результативность. Интеллект-карты стали основным инструментом выполнения задач для многих работников интеллектуального труда, в том числе теперь — и в России.
1.2 Правила составления интеллект-карты
1. Графическое представление информации.
Это является ее главной отличающей от конспекта особенностью интеллект-карт. Вместо того, чтобы писать логически связанный текст, в интеллект-картах информация представляется в виде схемы. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.
2. Использование пиктограмм.
Использование пиктограмм в интеллект-картах является обязательным. В этих картах пиктограммами могут быть не только «смайлики» и «сердечки», но и другие, более сложные знаки, позволяющие невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.
3. Активное использование цвета (на менее трех цветов).
При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех цветов). Цвет - это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно!
4. Использование многомерных объектов.
Лист – это просто проекция всего дерева интеллект-карты на плоскость бумаги, при этом само дерево может расти в нескольких измерениях/
5. Нелинейное размещение.
Кроме центрального элемента, основным принципом построения интеллект-карт является их принципиально нелинейное построение. От центрального образа стрелки могут идти куда угодно, не ограничиваясь ни своим размером, ни положением на листке.
2.1 Технологическая карта урока по технологии по теме «Художественная обработка древесины. Подставка под горячее»
Класс: 7
Занятие №.37
Тема: «Художественная обработка древесины. Подставка под горячее».
Цель урока: Ознакомить с технологией изготовления изделий из древесины; закрепить умения и навыки по строганию, разметке и пилению древесины и правильного выбора пиломатериала.
Задачи урока:
- Обучающие – Способствовать формированию и развитию умений :читать технологическую карту, размечать заготовки, контролировать качество выполняемого изделия при соблюдении правил безопасного труда, подбирать материалы и инструменты для выполнения практической работы
- Развивающие – Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить составлять интеллект-карты).
- Воспитательные – Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, качеств личности.
Оборудование.
- напильники, наждачная бумага, клей, ароматические масла, кисточки.
- компьютер, экран, проектор, презентация, технологическая карта.
Тип урока: комбинированный.
Используемые на уроке технологии: информационно-коммуникационные, КСО, здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения: фронтальная беседа, фронтальный опрос, метод сравнения, наглядно-демонстрационные, практические методы.
Виды деятельности:
- создание интеллект-карт, работа в малых группах,
- проектно-исследовательская деятельность,
- познавательной мотивации развития способностей (презентация),
- задания творческого и нестандартного характера.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока
Ребята, мы живем в Пермском края, богатом лесами и садами. Леса и сады дают нам не только пищу, но и самый распространенный, самый податливый в обработке материал – древесину. Стоит только «включить» фантазию, смекалку и удивительной красоты предметы пополнят интерьер ваших комнат. Приятно видеть, как декоративные украшения из дерева в настоящее время вытесняют пластмассу и другие синтетические материалы. Дерево дает нам здоровье, прекрасное настроение и ощущение близости с природой.
Вы, наверное, обратили внимание, что все изделия из дерева (подставки под цветы, полки, вешалки, цветочные кашпо), изготовленные на уроках технологии, на кружковых занятиях, заполнили интерьер нашей школы.
Мы продолжаем работу по художественной обработке древесины. Тема сегодняшнего урока- изготовление подставки под горячее.
В канун праздника – Дня матери - вам нужно постараться сделать подставку под горячее такой, чтобы она стала украшением кухни, принесла радость вашим мамам, а вам –отличные оценки.
- А какие подставки у вас дома ? Из какого материала? Какой материал практичнее? Полезнее?
Спланируем нашу дальнейшую деятельность по созданию подставки под горячее при помощи интеллект-карты. В ней необходимо отразить все этапы деятельности: от задумки идеи, выбор материалов, технологической цепочки, расчета себестоимости, экологическую оценку.
Интеллект-карты — это промежуточная стадия между размышлениями и переносом мыслей на бумагу. Наведение моста между мышлением и письменным изложением представляет собой решающий фактор успеха в учебной работе.
Удобнее всего объяснить правила построения интеллект-карт с помощью... самой интеллект-карты (рис. 1).
Рис. 1. Правила построения интеллект-карт
Прокомментируем представленные правила более подробно.
1. Главное!
1.1. Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.
1.2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.
1.3. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей. Более подробно об этом рассказано ниже.
1.4. Экспериментируйте всегда! В течение своей практики автор видел множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.
2. Центральный образ
Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без которого невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена интеллект-карта. Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.
3. Оформляйте!
Рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор очевиден — рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.
Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В разных культурах у одного и того же цвета могут быть совершенно различные обозначения. Например, в России цветом траура считается черный, а в Японии — белый. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект-карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней. Вы можете придумать свои обозначения или воспользоваться нижеприведенной трактовкой автора.
Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Как вы увидите ниже, информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.
Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.
Все появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки карты или заносите в комментарии вокруг объектов карты (топиков), которые при бумажном написании удобно делать на стикерах.
Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.
Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.
4. Работа над созданием интеллект-карты.
5. Практическая работа учащихся в парах (самоконтроль, взаимоконтроль, индивидуальная помощь учащимся со стороны учителя).
6. Рефлексия.
2.2. Преимущества построения интеллект-карт
«Интеллект-карта» имеет ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей.
- Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа.
- Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии.
- Лучше видны связи между ключевыми.
- В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее.
- Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок.
- Экономия 50% времени на конспект.
- Концентрация информации на важных моментах.
- Визуально четкие ассоциации.
- Улучшение запоминания.
Заключение
Введение активных форм обучения и контроля за усвоением знаний учащихся, где ученик - ключевая фигура в овладении знаниями. Введение в учебный процесс основных технологических знаний при помощи опережающих опорно-схематических сигналов. Введение активных форм контроля и взаимоконтроля за знаниями и умениями учащихся на разных этапах процесса обучения.
«Интеллект-карта» имеет ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей. Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа. Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми положениями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок.
Вывод: Опыт позволяет реализовать цель - развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках технологии средствами опорно-схематических конспектов. При этом решаются следующие педагогические задачи: повышение мотивации к обучению формирование прочных знаний, умений и навыков; организация высокой культуры учебной деятельности; формирование мышления, речи, внимания как основных психофизических качеств человека; воспитание социальных, моральных качеств личности.
Я полагаю, что создание мыслительных карт будет эффективным и интересным методом обучения не только на уроках технологии, но и на уроках по другим предметам.
Литература
1. Статья Якушиной Е.В. Готовимся к уроку в соответствии с требованиями ФГОС.
2. https://urok.1sept.ru
3. http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml
4. http://www.nauteh-journal.ru
5. www.menobr.ru