Актуальность профессиональной проблемы
В современной образовательной практике пропагандируется и активно реализуется идея ранней профориентации на ступени дошкольного образования. Однако вопрос о включении ребёнка дошкольного возраста в систему профориентирования носит дискуссионный характер и не только среди профессионалов, но и родителей (законных представителей) воспитанников. Кроме этого, педагоги испытывают трудности в определении базовых категорий и принципов профориентационной работы, отборе содержания образования для детей дошкольного возраста, проектировании профориентационной среды, что обусловлено, прежде всего, различным пониманием профессионалами специфики ранней профориентации на ступени дошкольного образования и отсутствием преемственности в работе дошкольной организации и школы в данном направлении.
В нашей школе уже ведется работа по преемственности в рамках профессиональной ориентации обучающихся: воспитанники дошкольных групп наряду с учащимися начальной и основной школы участвуют в профильном образовательном проекте «Зову в свою профессию», в детской научно-практической конференции «Старт в науку!».
Возникает вопрос: А какие технологии необходимо включить в систему ранней профориентационной работы педагогу дошкольной организации, чтобы эффективно реализовать данное направление образовательной деятельности?
Цель проекта: Создание оптимальных условий для ранней профориентации дошкольников посредством использования игровых технологий.
Задачи проекта:
- Изучение различных игровых технологий, определение оптимальных игровых форм и видов для ранней профориентации.
- Разработка методических рекомендаций по внедрению игровых технологий для ранней профориентации.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере распространения практики применения игровых технологий для ранней профориентации.
- Привлечение родителей в партнерское взаимодействие по ранней профориентации дошкольников.
Объект и предмет исследования
Объект: ранняя профориентация детей дошкольного возраста.
Предмет: игровые технологии в ранней профориентации.
Участники проекта: старшие дошкольники, воспитатели, родители.
Гипотеза: Использование игровых технологий является необходимым условием для ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты реализации проекта для детей дошкольного возраста:
- Формирование обобщенного представления о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, интереса к профессиям взрослых.
- Воспитание уважения к труду людей разных профессий.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Разработка картотек игр, игровых упражнений, игровых обучающих ситуаций.
- Активизация творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности.
- Повышение уровня мотивации у родителей к участию в образовательном процессе.
Описание проекта
В основе моего проекта лежит проблема изучения и формирования профессионального самоопределения дошкольника. Для решения данной проблемы необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаться в одно целое и дадут нам возможность правильно и профессионально ориентировать ребенка на выбор профессии.
Для этого я решила использовать игровые технологии.
Александр Григорьевич Асмолов в одной из своих статей пишет: «Детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть капитаном, врачом и т.п.».
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В игре развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая осведомлённость об окружающем мире, в том числе о мире профессий, но самое главное игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В игре дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, учителя и т.д.).
В своей работе я планирую использовать следующие игровые технологии:
Сюжетно-ролевые игры
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры
- имитируются производственные сюжеты, ситуации,
- профессиональная социальная среда,
- модели профессионального поведения,
- модели межличностных профессиональных отношений:
«Мы пожарные», «Военные» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Аптека», «Автобус», «Такси» «Железная дорога», «Почта», «Магазин», «Кафе», «Школа», «Детский сад», «Стройка».
Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса:
- цель и мотив труда,
- предмет труда,
- инструменты и оборудование,
- трудовые действия,
- результат труда.
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Игры с предметами:
C целью ознакомления с профессиями взрослых мы используем игрушки и реальные предметы.
«Собери набор повара», «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами».
Ребёнку важен предмет, который натолкнёт его на игру: бинокль, руль, сумочка, шапочка и т.п.
Настольно-печатные игры:
- подбор картинок по парам «Найди два одинаковых инструмента»;
- подбор картинок по общему признаку: «Что нужно доктору», «Что есть в магазине»;
- лото, домино: «Все профессии важны», «Профессии», «Кому нужны инструменты», «Наша улица», «профессии», «Кем быть?», собери картинки: строитель, пожарный, музыкант, рабочий, космонавт, врач.
Словесные игры образовательно-игровые ситуации:
«Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Цепочка слов» , «Варим компот», «Научим Незнайку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин», «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Кто больше расскажет о профессии», «Писатель», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Что кому», «Петрушка идет трудиться», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет». «Угадай, кем я хочу быть?», «Назови женскую профессию», «Закончи пословицу».
Пальчиковая игры: «Строители», «Профессии», «Молоток».
Театрализованные игры - способствуют раскрытию творческого потенциала у детей, и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссера, костюмера, декоратора, актера.
«Играем в театр», театрализованная игра «Профессии людей». Сценка-инсценировка «Кем быть?». «Все профессии важны, все профессии нужны», игры-пантомимы.
Конструирование - вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер.
Постройки из крупного деревянного строителя: «Магазин», «Больница», «Лестница для пожарных», «Аэропорт», «Гараж», «Бензоколонка», «Автодром», Постройки из «Лего»: «Ракета», «Машина», «Космодром», «Спец. машина», «Автостоянка»
Популярные игры-квесты помогают детям в увлекательной форме закрепить знания о профессиях: «В стране профессий»
Интерактивные игры-презентации расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий.
«Знакомимся с профессиями», «Угадай профессию», игра-раскраска "Мир профессий", "Профессии", «Что нужно для работы?».
В рамках реализации проекта предусмотрены творческие задания на взаимодействие ребёнок и родитель, просветительская работа с родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников.
Сотрудничество с родителями
- Анкетирование родителей, где мы изучаем запросы родителей на образовательную деятельность детского сада.
- Консультации по темам: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», «Сензитивные периоды», «Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста», «Профессиональное самоопределение детей дошкольного возраста посредством игровых технологий».
- Психолого-педагогического просвещения родителей (индивидуальные и групповые консультации, буклеты)
План реализации проекта: Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный сентябрь-октябрь):
- Изучение литературы, интернет ресурсов по данной теме.
- Подбор методического сопровождения.
- Проведение мониторинга по раннему выявлению профессиональных интересов и способностей.
- Анкетирование родителей.
- Разработка и утверждение тематического плана.
- Подготовка наглядного материала.
- Разработка картотек игр, игровых упражнений, игровых обучающих ситуаций.
- Разработка методических рекомендации для родителей и педагогов по теме.
- Пополнение в группе развивающей среды по теме (сюжетные картинки, дидактические игры, атрибуты для сюжетно ролевых игр).
II этап (практический ноябрь-март):
- Реализация тематического плана;
- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации через игру;
- Апробировать виртуальные дидактические продукты (интерактивные игры-презентации)
- Совместное изготовление с детьми и родителями атрибутов для игр.
- Привлечение родителей для участия в выставке детско-родительских рисунков «Кем работает моя мама, мой папа», изготовление мини – книжек « Кем я буду».
III этап (итоговый апрель-май):
- Проведение повторного мониторинга;
- Составить общий отчет работы по проекту;
- Сделать мини альбом «Все профессии важны»;
- Показ презентации, распространение педагогического опыта.
Оценка эффективности реализации проекта
Достоверность и обоснованность результатов работы обеспечивается анализом исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования, обработкой результатов диагностики. Для оценки ранней профессиональной ориентации ребёнка в качестве диагностических материалов я выбрала методику Е.А.Климова.
Уже в дошкольном возрасте, наблюдая за игрой ребенка, можно выявить его способности и интересы. У кого-то лучше, получается, выполнять задание по образцу или схеме, придуманной взрослым, а кто-то, наоборот, сам с удовольствием придумывает новые конструкции домов или узор, играя с мозаикой. Кто-то в игре берет на себя главные роли и придумывает замысел игры, а кто-то лишь выполняет задуманное.
Для детей школьного возраста, которые начинают задумываться о своем дальнейшем профессиональном выборе, есть методика Е.А.Климова. Для детей старшего дошкольного возраста можно применить адаптированную методику (адаптировала – педагог психолог Ряжскова Н.А). Возможно, уже сейчас можно помочь ребенку развить его способности и поддерживать его в выбранном им направлении.
Беседа с целью выявления раннего профессионального самоопределения для детей дошкольного возраста
Фамилия, имя ребенка_______________ Возраст__________ Дата проведения_________
Беседа проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста педагогом-психологом или воспитателем. Ребенку предлагают выбрать одно из двух утверждений.
Ответь на вопрос: «Мне нравится…»
1а. Ухаживать за животными. | или |
1б. Играть с машинками. |
2а. Помогать больным людям. |
или |
2б. конструировать что-то по схеме, образцу. |
3а. Рассматривать иллюстрации в книге, открытки. |
или |
3б. Ухаживать за растениями. |
4а. Делать поделки из природного материала, картона, бумаги. |
или |
4б. Играть в магазин. |
5а. Читать энциклопедию. |
или |
5б. Читать сказки. |
6а. Заботиться о домашних животных. |
или |
6б. Учить друзей (или младших) выполнять какие-либо задания (игровые, учебные, спортивные). |
7а. Лепить из глины, делать оригами. |
или |
7б. Управлять подъемным краном в игре. |
8а. Рассказывать детям из других городов, что интересное можно увидеть в Москве. |
или |
8б. Участвовать в концерте. |
9а. Помогать чинить велосипед. |
или |
9б. Искать и исправлять ошибки в рисунках. |
10а. Лечить животных. |
или |
10б. Решать примеры. |
11а. Сажать в огороде морковь, лук, клубнику. |
или |
11б. Конструировать новые постройки из лего. |
12а. Мирить поссорившихся друзей. |
или |
12б. Собирать пазлы, мозаику по схеме. |
13а. Делать украшения из бусинок (для девочек) делать поделки из дерева (для мальчиков) |
или |
13б. Наблюдать за насекомыми. |
14а. Чинить миксер и фен в игровой мастерской. |
или |
14б. Оказывать друзьям медицинскую помощь (забинтовать руку, помазать зеленкой царапину) |
15а. Расставлять значки в табличке по схеме. |
или |
15б. Участвовать в театральной постановке. |
16а. Наблюдать за изменениями в природе. |
или |
16б. Учить малышей отмечать изменения в календаре природы. |
17а. Расписывать деревянную посуду красками. |
или |
17б. Помогать чинить компьютер, машину. |
18а. Играть с друзьями в семью. |
или |
18б. Играть на музыкальных инструментах. |
19а. Выполнять задание по образцу, строить дома из конструктора. |
или |
19б. Срисовывать с книжки картинки, рисовать схему. |
20а. Защищать растения от вредителей. |
или |
20б. Работать на компьютере, принтере. |
Запишите ответы в таблицу
|
||||
Человек-природа |
Человек-техника |
Человек-человек |
Человек-знаковая система |
Человек-художественный образ |
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
|
6б |
|
7а |
|
7б |
8а |
|
8б |
|
9а |
|
9б |
|
10а |
|
|
10б |
|
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
|
16б |
|
17а |
|
17б |
18а |
|
18б |
|
19а |
|
19б |
|
20а |
|
|
20б |
|
Результаты тестирования
Теперь подсчитайте количество ответов в каждом столбике. Там, где оказалось их наибольшее количество — и есть профессиональная направленность.
Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.
Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п.
Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей: политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право.
Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.
Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.
Список литературы
1.Дошкольная педагогика // под ред. В.И.Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. -321 с.
2.Д. Эльконин. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 2008. – №8 2008. – с. 17-23.
3.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с. С. 56-79.
4.Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. //М. «Просвещение», 2005.
5.Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников // В.П.Кондрашов.- Саратов: Изд-во СГУ, 2001.
6.Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И. //Сюжетно-ролевые игры дошкольников. Киев, 1982.
7.Пасечникова Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации //Методическое пособие. – Самара: Изд-во ЦПО, 2013.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.
9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения //учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.
10. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002.