Методическая разработка педагогического проекта. Тема: «Пропедевтика профессионального самоопределения у детей посредством игровых технологий»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: игровые технологии


Актуальность профессиональной проблемы

В современной образовательной практике пропагандируется и активно реализуется идея ранней профориентации на ступени дошкольного образования. Однако вопрос о включении ребёнка дошкольного возраста в систему профориентирования носит дискуссионный характер и не только среди профессионалов, но и родителей (законных представителей) воспитанников. Кроме этого, педагоги испытывают трудности в определении базовых категорий и принципов профориентационной работы, отборе содержания образования для детей дошкольного возраста, проектировании профориентационной среды, что обусловлено, прежде всего, различным пониманием профессионалами специфики ранней профориентации на ступени дошкольного образования и отсутствием преемственности в работе дошкольной организации и школы в данном направлении.

В нашей школе уже ведется работа по преемственности в рамках профессиональной ориентации обучающихся: воспитанники дошкольных групп наряду с учащимися начальной и основной школы участвуют в профильном образовательном проекте «Зову в свою профессию», в детской научно-практической конференции «Старт в науку!».

Возникает вопрос: А какие технологии необходимо включить в систему ранней профориентационной работы педагогу дошкольной организации, чтобы эффективно реализовать данное направление образовательной деятельности?

Цель проекта: Создание оптимальных условий для ранней профориентации дошкольников посредством использования игровых технологий.

Задачи проекта:

  • Изучение различных игровых технологий, определение оптимальных игровых форм и видов для ранней профориентации.
  • Разработка методических рекомендаций по внедрению игровых технологий для ранней профориентации.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере распространения практики применения игровых технологий для ранней профориентации.
  • Привлечение родителей в партнерское взаимодействие по ранней профориентации дошкольников.

Объект и предмет исследования

Объект: ранняя профориентация детей дошкольного возраста.

Предмет: игровые технологии в ранней профориентации.

Участники проекта: старшие дошкольники, воспитатели, родители.

Гипотеза: Использование игровых технологий является необходимым условием для ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты реализации проекта для детей дошкольного возраста:

  • Формирование обобщенного представления о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, интереса к профессиям взрослых.
  • Воспитание уважения к труду людей разных профессий.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Разработка картотек игр, игровых упражнений, игровых обучающих ситуаций.
  • Активизация творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности.
  • Повышение уровня мотивации у родителей к участию в образовательном процессе.

Описание проекта

В основе моего проекта лежит проблема изучения и формирования профессионального самоопределения дошкольника. Для решения данной проблемы необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаться в одно целое и дадут нам возможность правильно и профессионально ориентировать ребенка на выбор профессии.

Для этого я решила использовать игровые технологии.

Александр Григорьевич Асмолов в одной из своих статей пишет: «Детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть капитаном, врачом и т.п.».

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В игре развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая осведомлённость об окружающем мире, в том числе о мире профессий, но самое главное игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В игре дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, учителя и т.д.).

В своей работе я планирую использовать следующие игровые технологии:

Сюжетно-ролевые игры

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры

  • имитируются производственные сюжеты, ситуации,
  • профессиональная социальная среда,
  • модели профессионального поведения,
  • модели межличностных профессиональных отношений:
    «Мы пожарные», «Военные» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Аптека», «Автобус», «Такси» «Железная дорога», «Почта», «Магазин», «Кафе», «Школа», «Детский сад», «Стройка».

Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса:

  • цель и мотив труда,
  • предмет труда,
  • инструменты и оборудование,
  • трудовые действия,
  • результат труда.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры.

Игры с предметами:

C целью ознакомления с профессиями взрослых мы используем игрушки и реальные предметы.

«Собери набор повара», «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами».

Ребёнку важен предмет, который натолкнёт его на игру: бинокль, руль, сумочка, шапочка и т.п.

Настольно-печатные игры:

  • подбор картинок по парам «Найди два одинаковых инструмента»;
  • подбор картинок по общему признаку: «Что нужно доктору», «Что есть в магазине»;
  • лото, домино: «Все профессии важны», «Профессии», «Кому нужны инструменты», «Наша улица», «профессии», «Кем быть?», собери картинки: строитель, пожарный, музыкант, рабочий, космонавт, врач.

Словесные игры образовательно-игровые ситуации:

«Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Цепочка слов» , «Варим компот», «Научим Незнайку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин», «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Кто больше расскажет о профессии», «Писатель», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Что кому», «Петрушка идет трудиться», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет». «Угадай, кем я хочу быть?», «Назови женскую профессию», «Закончи пословицу».

Пальчиковая игры: «Строители», «Профессии», «Молоток».

Театрализованные игры - способствуют раскрытию творческого потенциала у детей, и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссера, костюмера, декоратора, актера.

«Играем в театр», театрализованная игра «Профессии людей». Сценка-инсценировка «Кем быть?». «Все профессии важны, все профессии нужны», игры-пантомимы.

Конструирование - вызывает у детей интерес к  окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер.

Постройки из крупного деревянного строителя: «Магазин», «Больница», «Лестница для пожарных», «Аэропорт», «Гараж», «Бензоколонка», «Автодром», Постройки из «Лего»: «Ракета», «Машина», «Космодром», «Спец. машина», «Автостоянка»

Популярные игры-квесты помогают детям в увлекательной форме закрепить знания о профессиях: «В стране профессий»

Интерактивные игры-презентации расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий.
«Знакомимся с профессиями», «Угадай профессию», игра-раскраска "Мир профессий", "Профессии", «Что нужно для работы?».

В рамках реализации проекта предусмотрены творческие задания на взаимодействие ребёнок и родитель, просветительская работа с родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников.

Сотрудничество с родителями 

  • Анкетирование родителей, где мы изучаем запросы родителей на образовательную деятельность детского сада.
  • Консультации по темам: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», «Сензитивные периоды», «Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста», «Профессиональное самоопределение детей дошкольного возраста посредством игровых технологий».
  • Психолого-педагогического просвещения родителей (индивидуальные и групповые консультации, буклеты)

План реализации проекта: Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:

I этап (организационный сентябрь-октябрь):

  • Изучение литературы, интернет ресурсов по данной теме.
  • Подбор методического сопровождения.
  • Проведение мониторинга по раннему выявлению профессиональных интересов и способностей.
  • Анкетирование родителей.
  • Разработка и утверждение тематического плана.
  • Подготовка наглядного материала.
  • Разработка картотек игр, игровых упражнений, игровых обучающих ситуаций.
  • Разработка методических рекомендации для родителей и педагогов по теме.
  • Пополнение в группе развивающей среды по теме (сюжетные картинки, дидактические игры, атрибуты для сюжетно ролевых игр).

II этап (практический ноябрь-март):

  • Реализация тематического плана;
  • Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации через игру;
  • Апробировать виртуальные дидактические продукты (интерактивные игры-презентации)
  • Совместное изготовление с детьми и родителями атрибутов для игр.
  • Привлечение родителей для участия в выставке детско-родительских рисунков «Кем работает моя мама, мой папа», изготовление мини – книжек « Кем я буду».

III этап (итоговый апрель-май):

  • Проведение повторного мониторинга;
  • Составить общий отчет работы по проекту;
  • Сделать мини альбом «Все профессии важны»;
  • Показ презентации, распространение педагогического опыта.

Оценка эффективности реализации проекта

Достоверность и обоснованность результатов работы обеспечивается анализом исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования, обработкой результатов диагностики. Для оценки ранней профессиональной ориентации ребёнка в качестве диагностических материалов я выбрала методику Е.А.Климова.

Уже в дошкольном возрасте, наблюдая за игрой ребенка, можно выявить его способности и интересы. У кого-то лучше, получается, выполнять задание по образцу или схеме, придуманной взрослым, а кто-то, наоборот, сам с удовольствием придумывает новые конструкции домов или узор, играя с мозаикой. Кто-то в игре берет на себя главные роли и придумывает замысел игры, а кто-то лишь выполняет задуманное.

Для детей школьного возраста, которые начинают задумываться о своем дальнейшем профессиональном выборе, есть методика Е.А.Климова. Для детей старшего дошкольного возраста можно применить адаптированную методику (адаптировала – педагог психолог Ряжскова Н.А). Возможно, уже сейчас можно помочь ребенку развить его способности и поддерживать его в выбранном им направлении.

Беседа с целью выявления раннего профессионального самоопределения для детей дошкольного возраста

Фамилия, имя ребенка_______________ Возраст__________ Дата проведения_________

Беседа проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста педагогом-психологом или воспитателем. Ребенку предлагают выбрать одно из двух утверждений.

Ответь на вопрос: «Мне нравится…»

1а. Ухаживать за животными.

или

1б. Играть с машинками.

2а. Помогать больным людям.

или

2б. конструировать что-то по схеме, образцу.

3а. Рассматривать иллюстрации в книге, открытки.

или

3б. Ухаживать за растениями.

4а. Делать поделки из природного материала, картона, бумаги.

или

4б. Играть в магазин.

5а. Читать энциклопедию.

или

5б. Читать сказки.

6а. Заботиться о домашних животных.

или

6б. Учить друзей (или младших) выполнять какие-либо задания (игровые, учебные, спортивные).

7а. Лепить из глины, делать оригами.

или

7б. Управлять подъемным краном в игре.

8а. Рассказывать детям из других городов, что интересное можно увидеть в Москве.

или

8б. Участвовать в концерте.

9а. Помогать чинить велосипед.

или

9б. Искать и исправлять ошибки в рисунках.

10а. Лечить животных.

или

10б. Решать примеры.

11а. Сажать в огороде морковь, лук, клубнику.

или

11б. Конструировать новые постройки из лего.

12а. Мирить поссорившихся друзей.

или

12б. Собирать пазлы, мозаику по схеме.

13а.  Делать украшения из бусинок (для девочек) делать поделки из дерева (для мальчиков)

или

13б. Наблюдать за насекомыми.

14а. Чинить миксер и фен в игровой мастерской.

или

14б. Оказывать друзьям медицинскую помощь (забинтовать руку, помазать зеленкой царапину)

15а. Расставлять значки в табличке по схеме.

или

15б. Участвовать в театральной постановке.

16а. Наблюдать за изменениями в природе.

или

16б. Учить малышей отмечать изменения в календаре природы.

17а. Расписывать деревянную посуду красками.

или

17б. Помогать чинить компьютер, машину.

18а. Играть с друзьями в семью.

или

18б. Играть на музыкальных инструментах.

19а. Выполнять задание по образцу, строить дома из конструктора.

или

19б. Срисовывать с книжки картинки, рисовать схему.

20а. Защищать растения от вредителей.

или

20б. Работать на компьютере, принтере.

Запишите ответы в таблицу

Группы профессий

Человек-природа

Человек-техника

Человек-человек

Человек-знаковая система

Человек-художественный образ

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

Результаты тестирования

Теперь подсчитайте количество ответов в каждом столбике. Там, где оказалось их наибольшее количество  —  и есть профессиональная направленность.

Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек  имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п.

Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей:  политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право.

Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.

Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.

Список литературы

1.Дошкольная педагогика // под ред. В.И.Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. -321 с.

2.Д. Эльконин. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 2008. – №8 2008. – с. 17-23.

3.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с. С. 56-79.

4.Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. //М. «Просвещение», 2005.

5.Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников // В.П.Кондрашов.- Саратов: Изд-во СГУ, 2001.

6.Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И. //Сюжетно-ролевые игры дошкольников. Киев, 1982.

7.Пасечникова Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации //Методическое пособие. – Самара: Изд-во ЦПО, 2013.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.

9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения //учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.

10. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002.