Анализ результатов ГИА и ЕГЭ учащихся 11-го класса

Разделы: Математика, Информатика, Администрирование школы

Класс: 11

Ключевые слова: ЕГЭ, ГИА, анализ результатов ГИА


Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования. Государственная итоговая аттестация выпускников 2018-2019 учебного года проведена на основании нормативных документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Все нормативно-распорядительные документы рассматривались на совещаниях различного уровня.

Руководствуясь нормативно-правовыми документами были составлены план подготовки и проведения итогового контроля и государственной итоговой аттестации в 11 классе МБОУ СШ № 37 г. Липецка в 2018-2019 учебном году. В данных документах были определены следующие направления деятельности:

- нормативно-правовое, информационное обеспечение ЕГЭ;

- мероприятия по организации ГИА;

- контрольно-аналитическая деятельность.

В течение учебного года по плану контрольно-аналитической деятельности администрацией осуществлялся контроль работы учителей-предметников по подготовке к итоговой аттестации, проведению ЕГЭ. Своевременно были изданы приказы об окончании учебного года, о допуске учащихся к итоговой аттестации обучающихся 11 класса. Итоговая аттестация осуществлялась в соответствии с расписанием Рособрнадзора.

Учащиеся, родители, педагогический коллектив были ознакомлены с нормативно-правовой базой, порядком проведения экзаменов в форме ЕГЭ на инструктивно-методических совещаниях, родительских собраниях, индивидуальных консультациях в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации, Положением о проведении единого государственного экзамена.

При подготовке к ГИА коллектив педагогов ставил перед собой следующие цели:

  • определение качества подготовки выпускников 11-х классов к государственной итоговой аттестации;
  • оценка результатов государственной итоговой аттестации выпускников за курс основного общего и среднего общего образования в 2016/2017 учебном году;
  • совершенствование содержания и форм работы школьных методических объединений на основе результатов государственной итоговой аттестации;
  • формирование образовательной статистики на основе анализа и интерпретации материалов о результатах государственно итоговой аттестации.

В течение 2018-2019 учебного года в школе велась целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка участников педагогического процесса к ЕГЭ. В соответствии с нормативно-правовыми документами по организации и проведению ЕГЭ, была разработан План подготовки учащихся к ЕГЭ, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором школы. В соответствии с данным планом директор, заместитель директора по УВР, методические объединения, также составили планы работы по подготовке учащихся к Единому экзамену.

В течение 2018-2019 учебного года для учителей-предметников проводились совещания, на которых были изучены результаты экзамена 2018 года, Положение о Порядке проведении ЕГЭ, методические рекомендации по преподаванию предметов в средней школе с учетом результатов ЕГЭ 2018 года, порядок заполнения бланков ЕГЭ. Кроме того, вопросы подготовки к ЕГЭ неоднократно в течение года выносились на обсуждение методических объединений и педагогического совета школы, учителя предметники принимали участие в работе городских семинаров и заседаниях городских методических объединений по предметам где рассматривались вопросы подготовки учащихся выпускных классов к ЕГЭ.

В начале 2018-2019 учебного года сформирована база данных по учащимся школы для сдачи ЕГЭ-2019, которая обновлялась в течение года, оформлен информационный стенд, посвященный ЕГЭ, а так же информационные стенды в предметных кабинетах. Учителя-предметники уделяли большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, элективных курсах, дополнительных и индивидуальных занятиях. Согласно Плану подготовки учащихся к ГИА были проведены внутришкольные пробные экзамены по русскому языку, математике в форме и по материалам ЕГЭ. Также в течение 2018-2019 учебного года учителями-предметниками проводились репетиционные тестирования по предметам: Обществознание, Химия, Физика, Биология, Информатика, История и Литература.

В течение года осуществлялось постоянное информирование учащихся 11 класса и их родителей по вопросам подготовки к ЕГЭ: проведен ряд ученических и родительских собраний, где рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения ЕГЭ, показаны презентации и видеоролики, рекомендованные Министерством образования, подробно изучены инструкции для участников ЕГЭ. До сведения учащихся и родителей своевременно доводились результаты всех школьных и муниципальных диагностических работ, учителя-предметники проводили анализ работ с целью выявления причин неудач учащихся и устранения пробелов в знаниях, на протяжении года проводились корректировки работы планов мероприятий по подготовке к ЕГЭ.

Вопрос подготовки к ЕГЭ в течение года был на внутришкольном контроле. Просматривалась работа с бланками, КИМами, посещаемость занятий учащимися, наличие информационных уголков в классных кабинетах, организация подготовки к ЕГЭ на уроках и индивидуальных занятиях. Анализ результатов пробных ЕГЭ позволил провести корректировку в работе по подготовке к ЕГЭ. Для работы с высокомотивированными учащимися в учебном плане 2018-2019 учебного года были предусмотрены элективные курсы «Русская речь», «Алгебра плюс», «Человек. Общество. Мир.», «Решение разноуровневых задач по химии»

В 2018-2019 учебном году в МБОУ СШ № 37г. Липецка - 15 выпускников 11-го класса. По итогам года решением педагогического совета (Протокол № от___) к итоговой аттестации допущены 15 человек.

Государственная (итоговая) аттестация для выпускников 11-го класса проводилась в формате ЕГЭ. Обучающиеся сдавали два обязательных экзамена: русский язык и математику базовый или профильный уровень. Количество остальных предметов выпускники выбирали самостоятельно в соответствии со своими приоритетами.

Результаты ЕГЭ в 11 классе (за три последних года)

В 2018-2019 учебном году все обучающиеся успешно преодолели минимальный порог ЕГЭ по предметам.

Сравнительная таблица максимальных баллов ЕГЭ-2017-2019(по предметам)

Предметы

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Русский язык

98

80

87

Математика (баз.ур.)

18

20

20

Математика (проф.ур.)

100

78

72

Физика

98

80

59

Химия

89

 

76

Биология

84

 

69

История

82

 

52

Обществознание

 

 

70

Информатика и ИКТ

97

 

70

Литература

 

 

38

Анализ результатов ЕГЭ показывает, что максимальные результаты, набранные в этом учебном году соответствуют уровню обученности выпускников 2019 года.

Результаты обязательных экзаменов в формате ЕГЭ

1. Русский язык

Приняли участие в ЕГЭ по русскому языку - 15 (100%) выпускников. Прошли порог успешности-15 выпускников, т.е. 100%. Минимальное количество баллов, установленное для успешной сдачи экзамена по русскому языку – 34 балла минимальный балл по школе - 66 (ХХХХХХХ. / итоговая оценка 3, ХХХХХ / итоговая отметка - 3). Максимальный балл –87 балл (ХХХХХХХ./ итоговая отметка – 4). Обученность выпускников составила 100%. Средний балл по школе – 75,7 Средний балл по русскому языку выше общероссийского на 6,2 балла. Качество по предмету в 11 классе составляет 100 %. 13,3% учащихся подтвердили свои годовые оценки, 73,4% учащихся повысили свои итоговые отметки на 1 балл, 13,3% повысили на 2 балла. По результатам диагностических работ стабильные показатели прослеживались в течение всего учебного года.

Учителем русского языка на основе данных аналитических материалов, диагностических работ от телекоммуникационной системы Статград, школьного тестирования, промежуточного контроля, пробного ЕГЭ был реализован план – график подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ, где предусматривались как дополнительные проработки КИМов на элективном курсе «Русская речь», так и индивидуальные планы подготовки для сильных и слабых учащихся на дополнительных занятиях. Проводились дополнительные занятия по утверждённому графику во второй половине дня.

Такая систематическая и продуманная подготовка учащихся под руководством учителя дала хорошие результаты. Этому предшествовала подготовка в полной мере: в течение года проводились и подробно анализировались все работы, отмечались наиболее серьезные пробелы в знаниях. Параллельно велась серьезная разъяснительная работа с учащимися и их родителями учителем, классным руководителем, администрацией.

Подробный анализ экзаменационных работ учащихся показал, что несмотря на хорошие результаты все-таки есть проблемы:

  • остаются недостаточно усвоенными разделы морфологии, результаты экзамена выявили проблемы связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста, соблюдением речевых норм;
  • недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом;
  • в сочинениях встречаются существенные нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.

В 2019-2020 учебном году необходимо:

  • обсудить аналитические материалы по результатам ЕГЭ на заседании школьного методического объединения гуманитарного цикла;
  • учителям русского языка регулярно проводить тестовый контроль для того, чтобы учащиеся могли овладеть техникой работы с тестами и могли работать в формате ЕГЭ (начиная с 5-го класса);
  • отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста. Создавать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции: больше работать с текстом, обучать анализу текста, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
  • комплексно использовать работу над сочинениями и изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;
  • заместителю директора усилить контроль за преподаванием русского языка в 5-11 классах, в течение года проводить мониторинг усвоения тем учащимися;
  • учителям русского языка разработать технологию обучения наиболее сложным для усвоения темам на базовом уровне.

2. Математика

Приняли участие в экзамене по математике по материалам и в форме ЕГЭ-15 выпускников. При сдаче ЕГЭ по математике базового уровня все преодолели минимальный порог, при сдаче математики профильного и базового уровней все преодолели минимальный порог.

Профильная математика

Профильный уровень – 9 обучающихся

Прошли порог успешности - 9 выпускников, т.е. 100%.

Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором для успешной сдачи экзамена по математике - 27 баллов, минимальный балл по школе – 45 баллов получили учащиеся (ХХХХХХХ/итоговая отметка - 3 и ХХХХХХХ./итоговая отметка -3) Максимальный балл – 72 (ХХХХХХХХ /итоговая отметка – 4)

Обученность выпускников составила 100%. Средний балл по школе – 61,1, что выше среднего общероссийского на 4,6 балла. Качество по предмету в 11 классе составляет 77,8%. 33,3% учащихся подтвердили свои годовые оценки, 66,7% учащихся повысили свои итоговые отметки на 1 балл.

Базовая математика

Базовый уровень – 6 обучающихся.

При сдаче базовой математики качество -100%. 66,7% учащихся подтвердили свои годовые отметки, 33,3%учащихся повысили свои результаты на 1 балл по сравнению с годовой отметкой. На протяжение всего учащиеся 11 класса показывали стабильные результаты по математике - 73,3 % качества. На общегородском тестировании учащиеся показали низкое качество знаний - 46,1%, но профессиональные компетенции педагога по математике, среди которых выделяются умение учителя анализировать результаты своей работы и корректировать проблемы учащихся на основе прогнозируемых результатов, формируя тем самым индивидуальную образовательную траекторию обучения для каждого ученика, позволили добиться хороших результатов на ЕГЭ.

Подготовка выпускников 11 класса характеризуется последовательностью, продуманностью системы основных знаний и умений, соответствующих требованиям образовательных стандартов, а также способностью применять даже имеющиеся отдельные знания в несколько измененной ситуации.

Поэлементный анализ экзаменационных заданий показал:

  • в знаниях выпускников обнаруживаются пробелы по освоение школьниками отдельных тем (материал выполнения заданий с кратким ответом);
  • учащиеся продолжают формально усваивать теоретическое содержание математики. Выпускники затрудняются применять полученные теоретические знания в конкретно заданной ситуации, которая может даже незначительно отличаться от стандартной (задания 7 и 12, 8);
  • допускают элементарные вычислительные ошибки;
  • у выпускников недостаточно развиты навыки самоконтроля, что приводит к допуску ошибок на невнимание.
  • незначительное количество учащихся приступило к решению заданий второй части ЕГЭ по профильной математике и к заданиям с17 по 20 ЕГЭ базового уровня по причине недостаточной работе учителя с высокомотивированными учащимися.

В 2019-2020 учебном году нужно тщательнее продумать систему дифференциации занятий. Дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ не должны носить только консультативный характер, необходимо выстроить четкую траекторию подготовки учащихся с разным уровнем знаний.

В следующем учебном году:

1. Учителям предметникам: на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла необходимо:

  • проанализировать результаты ЕГЭ 2019 г.;
  • сравнить школьные результаты с результатами экзамена по математике; выявить проблемы, затруднения, причины низких показателей в ЕГЭ, сравнить их с российскими и муниципальными результатами и показателями;
  • определить собственный регламент работы по позитивному изменению результатов;
  • внести в практику работы учителей математики прогнозирование результатов ЕГЭ.

2. Заместителю директора, курирующего преподавание предметов естественно-математического цикла необходимо:

  • осуществлять контроль качества преподавания математики, внести в систему ВШК контроль за работой учителей математики по работе в профильных классах с высокомотивированными учащимися.
  • контролировать посещение учителями математики консультаций, мастер классов, которые организуются силами Департамента образования администрации города Липецка и управления образования Липецкой области

Результаты экзаменов по выбору

  • Предметы по выбору на ЕГЭ в 2019 г. распределились следующим образом:

При этом, как и в предыдущие годы, наиболее востребованным предметом остается обществознание, химия – 33,3 % выбора. В этом учебном году рейтинг «выбираемых» предметов следующий:

  • Обществознание, Химия - 6 человека 33,3 % выбора;
  • Биология, Физика - 3 человека 20 % выбора
  • Информатика и ИКТ, История - 2 человека 13,3% выбора

Результаты ЕГЭ по предметам по выбору могут дать информацию о некоторых характерных тенденциях, связанных с преподаванием отдельных предметов, о работе учителей-предметников, а также о типичных ошибках, которые допускают выпускники в процессе сдачи экзамена.

Можно констатировать, что уровень подготовки выпускников средней школы по предметам отличается. Это определяется различными факторами: требованиями к обязательному уровню подготовки выпускников по данному предмету, организацией учебного процесса, особенностями контингента выпускников сдающих экзамены, контроля со стороны родителей и отношением педагогов к своим обязанностям.

Анализируя результаты ГИА можно отметить стабильность в росте результатов ЕГЭ по математике, русскому языку, обществознанию, биологии и химии.

Средний балл по результатам сдачи ЕГЭ выпускниками 2018-2019 уч. год.

Подводя итоги анализа итоговой аттестации в формате ЕГЭ, отметим, что результаты у выпускников школы хорошие, по многим предметам выше общероссийских, но исходя из вышеперечисленных проблем, коллектив школы поставил перед собой следующие задачи:

  • Выработать определённую систему-программу подготовки учащихся к ЕГЭ, которая будет начинаться с начального звена.
  • Проводить регулярную корректировку КТП, планов работы по подготовке к ЕГЭ по результатам диагностических и контрольных работ.
  • Администрации школы усилить контроль за проведением уроков учителей и занятиями во второй половине дня, где проводиться подготовка к итоговой аттестации.
  • Практиковать репетиционные работы в форме ЕГЭ в рамках промежуточной аттестации в различных классах с учетом возрастных особенностей учащихся.
  • Способствовать формированию положительных мотивационных установок у учащихся и родителей к Единому экзамену.
  • Обращаться за консультациями и помощью к психологу.

Общие выводы

Анализ полученных результатов ЕГЭ позволяет сделать вывод о необходимости целенаправленных усилий педагогического коллектива нашей школы по повышению качества обучения.

1. Школа обеспечивает выполнение Федерального закона “Об образовании в РФ” в части исполнения государственно политики в сфере образования, защиты прав участников образовательного процесса при организации и проведении государственной итоговой аттестации.

2. Школа проводит планомерную работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ и с использованием механизмов независимой оценки качества знаний, обеспечивает организованное проведение итоговой аттестации.

Проблемы.

Недостаточный уровень:

  • положительной учебной мотивации;
  • реального текущего контроля, системы выявления и ликвидации пробелов в осваиваемых предметных компетенций с стороны учителей-предметников (предметы по выбору);
  • освоения программного материала старшеклассниками.

Перспективы развития.

Необходимо:

  • учителям-предметникам провести детальный анализ выполнения экзаменационных заданий; учитывать в дальнейшей работе выявленные типичные ошибки выполнения КИМ участниками ГИА-2019 с различным уровнем подготовки и индивидуальные образовательные запросы и возможности различных целевых групп учащихся;
  • руководителям школьных методических объединений обсудить на заседаниях результаты ГИА-2019; выявить проблемы преподавания отдельных элементов содержания предметов; спланировать работу по устранению типичных ошибок учащихся;
  • администрации школы выявить объективные причины проблем образовательного процесса и разработать конкретную систем мер по оказанию методической помощи учителям-предметникам, учащиеся которых показали низкие результаты на ГИА-2019 разработать план подготовки к ГИА-2020 с учетом результата анализа ГИА-2019; усилить контроль за качество подготовки к ГИА по программам основного общего образования по литературе, истории; рекомендовать учителям, имеющим высокие результаты, обобщать и распространять положительный опыт подготовки к ГИА; повышать эффективность индивидуального отбора в профильные 10 классы.

Рекомендации:

  • подготовку к ЕГЭ начинать с разъяснительной беседы, ориентирующей на адекватный выбор конкретного предмета. Информировать учащихся и их родителей о предназначении и требованиях ЕГЭ;
  • шире использовать тестовые задания, учитывать необходимость контроля не только усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе, но и проверки овладения учащимися основными умениями; использование графических способов выражения информации;
  • в начале изучения каждой из тем в 10-11 классах необходимо чётко выявлять степень усвоения тех опорных знаний по данной теме, которые должны были быть усвоены в основной школе. Самым оптимальным для этого является проведение стартового контроля, по результатам которого в каждом конкретном классе корректируется план изучения темы и ликвидируются пробелы;
  • по результатам диагностических работ на протяжении учебного года проводить подробный поэлементный анализ и отработку пробелов в знаниях учащихся 11 класса; после прохождения каждой темы компенсировать дефициты учебника заданиями в формате ЕГЭ, используя демоверсии, открытые фрагменты КИМ сайта ФИПИ и другие пособия, включенный в «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345

Усилить эффективность подготовки учащихся 11 класса к государственной итоговой аттестации:

  • в период подготовки к итоговой аттестации 2019-2020 учебного года рекомендуется каждому учителю отразить в поурочных планах работу по подготовке к ЕГЭ;
  • организовывать учебный процесс с использованием активных форм обучения;
  • систематически использовать в работе с учащимися задания, которые требуют умений решать проблемные задачи, анализировать и интерпретировать оригинальные тексты, выражать и аргументировать собственные оценки и суждения, конкретизировать теоретические положения учебного курса, применять контекстные знания;
  • планомерно осуществлять мониторинг учебных достижений учащихся;
  • для улучшения успеваемости и качества обучения организовать индивидуальную работу со слабоуспевающими и сильными учащимися (предусмотренную учебным планом);
  • всем учителям рекомендовано проводить дополнительные занятия с учащимися «группы риска».
  • проводить с учащимися выпускных классов и их родителями работу по профилактике стрессового состояния.
  • оптимально сочетать изучение нового материала с повторением основных разделов, создавать ситуации «погружения» в предмет, при этом организуя системное повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы;
  • тщательно планировать итоговое повторение в конце полугодия и года с учетом содержания КИМов ЕГЭ предшествующих лет;
  • серьезно анализировать нормативную документацию по проведению ЕГЭ: «Спецификации экзаменационных работ», «Кодификаторы», «Планы экзаменационных работ», «Демонстрационные варианты ЕГЭ»;
  • вести работу с учащимися по правильности заполнения экзаменационных бланков.