Программное содержание:
- познакомить детей с особенностями природных условий Арктического края;
- закреплять знания детей о животном мире Арктики;
- учить устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью животных;
- дать детям первоначальные представления о глобусе;
- развивать у детей интерес к познанию окружающего мира,
- обогащать и активизировать словарь по теме Арктики;
- развивать мышление, память, способность к умозаключениям;
- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.
Материал: проектор, экран, подготовленные слайды по темам: животный мир Арктики; природные зоны; ролик «Полярное сияние», глобус, музыкальные записи северного ветра, метели, звуки, сопровождающие северное сияние.
Предварительная работа:
- чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»
- знакомство с животными Севера;
- дидактическая игра «Знакомство с глобусом»
Ход занятия.
Беседа на кругу:
- Какой сегодня день недели?
- Какой будет завтра?
- Назовите шестой день недели.
- Какое сейчас время года?
- Назовите месяцы весны.
- Мы можем сказать, что весна идет? А когда кто-то идет, он может оставлять следы. Какие у весны следы?
Игра: «Приметы весны».
В - Весной многоголосой хочется скакать, прыгать, куда-то бежать, лететь, путешествовать. Вы хотите отправиться в путешествие?
Отгадайте загадку:
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю…(Глобус)
В - Что такое глобус?
Д - Глобус – это уменьшенная модель Земли. Он позволяет представить форму нашей планеты.
В – Ребята, какого цвета на глобусе больше?
В - Что отмечено на глобусе синим цветом? (показать океаны).
В - Почему Северный ледовитый океан белого цвета?
В - Что обозначено коричневым, зеленым и желтым цветом?
В - Самый большой материк-Евразия, самый маленький - Австралия на юге находится Антарктида. Почему она отмечена белого цвета?
В - Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на выставке. И все люди увидели, что они получились совсем разные (показ слайдов). На одном мы увидели суровую тундру, на другом пышные джунгли, на третьем – пустыню, томящуюся от зноя,горные вершины, глубины океана, глубокие пещеры и суровые пейзажи вечных льдов.
В - Как вы думаете, почему у Земли разные лица? (потому что в разных уголках Земли сложились разные природные условия, где-то всегда лето, где-то наоборот - зима).
В - Скажите, в какой сказке герой попадает из одной природной зоны в другую? (сказка В. Катаева «Цветик -семицветик»)
В - Женя мгновенно оказалась на Северном полюсе и также быстро попросилась обратно. Почему?
Д - Там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.
В - А вы не хотите попасть на северный полюс, полюбоваться его пейзажами, увидеть его суровую красоту?
Но сначала нам необходимо тепло одеться, чтобы не замерзнуть как Женя.
Игра-имитация: «Надеваем теплую зимнюю одежду». (дети называют, а затем надевают зимнюю одежду)
В - Как чем же мы можем добраться до Северного полюса?
Д. – На самолете, корабле.
В. – Как называется корабль, который может пройти через огромную толщу льда?
Д. - .Ледокол – сложное слово. Состоит из двух простых слов: лед и колет.
В.-. Давайте построим корабль, на котором отправимся на Северный полюс, из конструктора Лего. (дети разбиваются на команды, выбирают капитанов и строят). (Оценить постройки, капитаны оценивают сделанные конструкции и работу команды, выбрать на каком корабле отправимся в путешествие)
В – Молодцы! Ледокол готов! Мы отправляемся на Северный полюс!
Физминутка «волшебные слова» (музыкальное сопровождение)
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по моему вели!
Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе!
Слайд северного пейзажа.
В – Мы оказались на Северном полюсе. Северный полюс – это центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли называются Арктикой - это белоснежное царство снега, холода и льда.
В – Почему белоснежное?
В - Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь». Как вы думаете, почему так назвали этот край?
В – Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя.
В - Что помогает медведю выжить в суровых морозных условиях?
Игра «Что умеет делать медведь?»
В - Какие еще животные обитают в Арктике?
В - Какие растения растут на Северном полюсе? Почему?
В - Чем же питаются животные Арктики?
В - Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы (фонограмма северного ветра). Давайте погреемся.
Массаж впередистоящему.
В - В летнее время в Арктике круглые сутки светло, солнце совсем не скрывается. Оно поднимается не высоко, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит у нас.
В - В зимнее время в Арктике солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится долгая полярная ночь. Только бледный свет звезд да луна, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.
Просмотр видеоролика «северное сияние», музыкальное сопровождение, чтение стихотворения Ю Казакова «Северное сияние».
В - Вам понравилось полярное сияние?
В - Но настало время нам с вами возвращаться в группу.
Физминутка «волшебные слова».
В – Ребята! Вам понравилось наше путешествие? Никто не замерз? Что нового и интересного вы узнали?