Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. (Воспроизведение на новом уровне)
Орг. момент
Актуализация знаний
Мотивация.
Сегодня мы отправляемся в путешествие вслед за великими мореплавателями, совершившими открытия в разные эпохи.
Вспомним имена путешественников. Пройдем их маршрутами. Вспомним, какие уголки земного шара были ими открыты и исследованы. Для этого Вам понадобятся знания, умение работать в команде, слушать и слышать друг друга.
Цель: Сформировать представление учащихся об эпохе Великих географических открытий, открытий Нового Света.
Задачи:
Образовательные:
- Проверить степень усвоения материала по теме «Познание Земли в древности», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации. Способствовать созданию образно-конкретного представления об эпохе Великих географических открытий, совершенствовать умение работать с ИКТ. На примере исследования экспедиций Христофора Колумба, Фернана Магеллана, Васко да Гамы, своего земляка Афанасия Никитина, выяснить, какие открытия были сделаны, в чем состояло их историческое значение.
Развивающие:
- Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
- Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, давать развернутые ответы на вопросы, высказывать суждения, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.
Ход викторины
Прежде, чем отправиться в путешествие, нам надо выбрать капитанов кораблей, на которых мы будем путешествовать. (Тот, кто первым ответит на первый вопрос, тот будет капитаном первого корабля)
I. Отгадываем загадки о том, без чего не обойдется не одно путешествие
1. Компас
Качается стрелка
Туда и сюда,
Укажет нам север
И юг без труда.
2. Карта
Моря и реки есть,
А воды в них нет.
Капитаны набирают по очереди себе команды.
II. Придумать название своего корабля и девиз
III. Мы еще не знаем точно куда мы отправимся в путешествие, какую форму имеет Земля
Давайте вспомним, как древние люди представляли себе форму Земли.
- Как представляли внешний вид Земли в древней Индии?
- Кто первым предположил, что Земля имеет форму шара? ( Пифагор);
- Кто привел первые доказательства шарообразности Земли и какие?
( Аристотель-тень при затмении, приближающийся корабль);
- Кто впервые рассчитал математически окружность Земли по меридиану? ( Эратосфен).
IV. Собираем продовольствие в путешествие
Чтобы отправиться в плавание которое раньше длилось, как правило очень долго, мы должны взять с собой продовольствие. Назовите о, что можно взять с собой в качестве продуктов питания и объясни почему именно это ты взял с собой (фасоль, солонину, зерно)
1)
Две нотки за руки возьмутся,
В зелёный стручок заберутся,
И прятаться будут там летом.
Но мы же не знали об этом!
И суп из стручка мы сварили и съели,
А нотки при этом нам песенку пели!
(Фасоль)
2) Как выходили из положения древние финикийцы, когда во время путешествия вокруг Африки у них закончились продукты? (Высадились на берег, вырастили урожай, отправились дальше)
3) Вы знаете, что человек может пить только пресную воду. Где брали пресную воду путешественники? (Дождевая вода, растапливали снег и лёд).
V. Средства передвижения
Все путешествия совершались с использованием разных средств передвижения. Ваша задача вспомнить кто и как из путешественников попадал в чужие страны.
1. Перед вами список названий разных кораблей. Вы должны определить, что и кому принадлежит.
- Как назывались корабли КИТАЙЦЕВ? (Джонка-2)
- Назови три корабля, на которых отправился в своё первое путешествие Христофор Колумб. («Пинта», «Нинья», «Санта – Мария»:1,6,8;
- Корабль викингов назывался... (Драккар-3);
- Торговцы древней Руси отправлялись в свои путешествия на кораблях, которые назывались … (челны-7);
- Как назывался корабль Джеймса Кука, на котором он совершил второе кругосветное путешествие к берегам Неведомой Южной земли? Дополнительный бал за перевод названия. («Индевер» - «Попытка»-9);
- Название кораблей Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, на которых они совершили путешествие к Антарктиде? («Мирный» и «Восток»-4,10);
- В списки остался Плот «Кон-Тики». Кто и зачем использовал данное средство передвиженя? (Норвежский мореплаватель Тур Хейердал. Пытался доказать возможность заселения островов Тихого океана с Южной Америки)
СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
- «САНТА –МАРИЯ»
- ДЖОНКА
- ДРАККАР
- «МИРНЫЙ»
- ПЛОТ «КОН-ТИКИ»
- «НИНЬЯ»
- ЧЕЛНЫ
- «ПИНТА»
- «ИНДЕВЕР»
- «ВОСТОК»
2.) Перед вами изображения кораблей, на которых мореплаватели совершали путешествия. Назовите эти корабли.
VI. «Знакомый незнакомец»
1. Отгадай путешественника по портрету
VII. Они прославили своё имя совершив…
- Совершил первое кругосветное путешествие (Ф.Магеллан);
- Открыл Америку (Х.Колумб);
- Доказал, что открытая Колумбом Земля не Индия, новый материк. (Америго Веспуччи);
- Впервые обогнули Африку с востока на запад (финикийцы);
- Первым достиг южной оконечности Африки, обогнув ее с запада (Бартоломео Диаш);
- Первым обогнул Африку с запада на восток и достиг Индии (Васко да Гама);
- Доказал, что люди каменного века могли пересекать огромные морские просторы, для этого он пересек Тихий океан на плоту (Тур Хейердал);
- Путешествовал по Египту, поднялся вверх по Нилу. Побывал в Скифии (Геродот);
- Жил в IV веке до н.э. Плавал из Средиземного моря в Северное море к местам, где много солнечного камня. (Пифей);
- Первый русский путешественник, который пересек три моря за время своего путешествия и побывал в Индии (Афанасий Никитин);
- За 100т лет до Колумба побывали в Америке, но называли эту землю Винленд (викинги);
- Первым открыл Австралию, но не объявил об открытии другим странам (Абель Тасман);
- Открыл Австралию (Джеймс Кук);
- Первым из европейцев побывал в Индии, где провел со своей семьей 22 года (Марко Поло);
- Открыл пролив между Россией и Америкой (С.Дежнев);
- Совершил путешествие с полуострова Камчатка до берегов Аляски (Витус Беринг);
- Достигли берегов Антарктиды (Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев);
- Первым из русских путешественников совершил кругосветное путешествие (Иван Крузенштерн).
VIII. Черный ящик
Прибыв в дальние страны вы находите черный ящик. Попробуйте отгадать по описанию, что там находится.
- Этот плод выращивали те, кто впервые обогнул Африку с востока на запад. Они брали его в качестве продукта питания в путешествия, так как он долго мог храниться и имел высокие питательные свойства. На его родине плод использовали в качестве пищи, кормили скот, на него ловили рыбу. Мужчины ласково называли своих жен применяя название этого плода. Он небольшой, коричневого цвета, очень сладкий и вкусный. В названии народа спрятано название плода (финики);
- Это то, зачем отправлялись многие путешественники в Индию (Пряности)
А) Это части растений,
Б). Их добавляют в пищу.
В) В малых дозах с целью улучшения вкуса мясных, так и сладких блюдах.(пряник)
Г). Это: Ваниль, Гвоздика, Имбирь, Корица, Мускатный орех, Перец. - Овощ, который первыми стали возделывать американские индейцы
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Клубни весом удивляли (Картофель) - Родина этого овоща тоже Америка.
Привязан кустик к колышку.
На кустике – шары:
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары (Томаты)
IX. Знатоки карт
Отгадай по карте чьё это путешествие.
IX. Знаменательные даты
Вспомни что было сделано путешественниками в ту или иную дату
- 1819 год – Открытие Антарктиды
- 1768 год –Открытие Австралии
- 1519 год – начало первого кругосветного путешествия Магеллана
- 12 октября 1492 год – Открытие Америки
X. Знатоки иностранных языков
1. Переведи слово «Викинги» на язык древней Руси (варяги)
2. Назови остров, название которого в переводе означает «Зеленая земля» (Гренландия)
3. Как сказать на языке аборигенов «мы вас не понимаем» (кенгуру);
4. Что означало на языке Д.Кука название Австралии (Южный).
XI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
- Жюри подводит итоги викторины. Объявляет количество набранных командами баллов. Объявляет места. Вручение дипломов командам.
- Оценки за работу в команде выставляют сами команды по вкладу в общее дело.
XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Составить кроссворд "Великие географические открытия" по желанию,
XIII. Рефлексия
Каждая команда высказывается, что понравилось, что не понравилось на уроке.
- Кто работал на уроке лучше всех?
- Кому еще надо стараться?
- С каким настроением вы уйдете с урока?