Профилактика речевых нарушений игровыми средствами у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: речевая зарядка, речевые нарушения


Клуб «Содружество» для педагогов ДОУ

Форма проведения: Деловая игра.

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Совершенствовать педагогическое сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
  • Создать условия для своевременного развития речи детей.

Презентация (слайд 1)

Добрый день уважаемые коллеги! Тема нашей встречи «Профилактика речевых нарушений игровыми средствами у детей дошкольного возраста». Мы начинаем путешествие, прошу пассажиров занять свои места.

(слайд 2)

Станция «Теоретическая»

Известно, что любое нарушение легче предупредить, чем исправить.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Но в настоящее время возникает противоречие. С одной стороны, возрастают требования к речевому развитию ребенка. С другой стороны, все чаще и чаще мы наблюдаем детей с задержкой речевого развития или с нарушением речевого развития. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Профилактика является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Важную роль в данном процессе играет совместная работа воспитателей и родителей. Предупреждать речевые нарушения у детей.

(слайд 3)

В каждой возрастной параллели свои профилактические задачи: ранний возраст (от 1 года до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми раннего возраста должна быть приоритетной. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции.

Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить. Качественная реализация задач по профилактике звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия педагогов и специалистов. Повышение профессиональной компетентности педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста имеет огромное значение.

Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста:

1. Формирование моторной сферы:

  • восприятие схемы тела,
  • формирование пространственного чувства,
  • упражнения для развития общей моторики,
  • пальчиковые игры,
  • упражнения на определение положения губ, языка, челюсти.

2. Развитие зрительно-моторной координации;

3. Развитие навыков самообслуживания.

4. Развитие высших психических функций:

  • памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового);
  • мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций),
  • умения действовать целенаправленно,
  • творческих способностей,
  • формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой);
  • обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

5. Развитие импрессивной речи:

  • понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
  • грамматических категорий и предложных конструкций (инструкций, вопросов, несложных текстов).

6. Развитие экспрессивной речи:

  • лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.);
  • фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

(слайд 4)

В возрасте 3–5 лет следует особое внимание уделить звукопроизносительной стороне речи дошкольников.

Основные направления профилактической работы на данном этапе будут следующие:

  1. Формирование фонематического слуха;
  2. Развитие артикуляционной моторики;
  3. Развитие мелкой моторики;
  4. Развитие речевого дыхания.

Организация деятельности воспитателя:

1. Выявление детей с нарушениями речи и наблюдение за речевым развитием.

Воспитатели должны знать:

  • о возрастных закономерностях речевого развития;
  • типичных нарушениях речи детей и причины, лежащие в основе.

2. Создание предметно-развивающей среды (речевые уголки, практический материал для организации речевых игр и занятий).

3. Создание активной речевой среды.

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых – речи родителей, членов семьи, педагогов ДОУ), то важным средством профилактики нарушений звукопроизношения служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности.

Игра способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки. С целью профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста были подобраны и систематизированы игры и упражнения направленные на:

а) развитие мелкой моторики пальцев рук;

б) развитие слухового внимания, восприятия;

в) развитие просодической стороны речи.

г) развитие артикуляционного аппарата;

д) уточнение звука или его вызывание по подражанию

(слайд 5)

а) Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны, проводится систематически.

Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук.

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Кинезиологические упражнения.
  • Игры с различными предметами.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость:

Предлагаем вам проделать пальчиковую гимнастику (слайд 6)

Репку мы сажали

«Рыть» пальчиками в детской ладошке лунку.

Репку поливали

Показать пальчиками, как льется вода из лейки

Вырастала репка

Показать, как растет, выпрямлять постепенно пальчики.

Хороша и крепка

Оставить ладони открытыми, а пальцы согнуть как крючочки

Тянем-потянем

Крючочки левой и правой руки сцепить и тянут – каждый в свою сторону

Вытянуть не можем

Потрясти кистями рук

Тянем-потянем, тянем-потянем!
Ух! Вытянули репку.

Расцепили руки, потрясли кистями

(слайд 7)

б) Игры и упражнения на развитие слухового внимание, восприятия, фонематического слуха.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак.

Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа:

  • Развитие слухового внимания: узнавание неречевых звуков — игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки; игры, направленные на восприятие ритма.
  • Развитие фонематического восприятия: различение по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игра «Три медведя». Различение близких по звуковому составу слов (танки — санки, бочка — дочка, тапки — шапки).

Очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

Виды игр:

  • Игры на угадывание не речевых звуков.
  • Игры на формирования фонематического компонента (различение слов и звукоподражаний, отличающихся одним или несколькими звуками).

(слайд 8)

в) Игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).

Дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие — тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз; нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз; произнесение фраз на вдохе — к судорожной, нечеткой речи; неравномерный выдох — речь то громкая, то тихая. Нарушение речевого дыхания может быть как следствие: аденоидных разрастаний; общей физической ослабленности. Упражнения на выработку длительного плавного речевого выдоха необходимо проводить систематически, следить, чтобы ребенок дул не в щеки (1-2 минуты).

«Фокус»: Рот приоткрываем, губы держим в улыбке. На нос кладем кусочек ватки и пытаемся его сдуть. Язычок в форме «чашечки» поднимаем к верхней губе таким образом, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка был желобок. Дуем через желобок и сдуваем ватку с носа. Если не получается, можно слегка придержать язык.

«Загони мяч в ворота»: Вытягиваем губы вперед трубочкой. Длительно дуем на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко. Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время необходимо уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом. Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь:

«Эхо»: Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам.

«Телефон»: Ведущий загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Если слово названо неправильно, то ведущий, опрашивая, выясняет, кто "испортил телефон".

Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются» по скамейке. Бывший ведущий садится на место первого игрока.

Произнесение стихотворений с изменением силы голоса.

«Идите с нами играть»: Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису. Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки.

(слайд 9)

г) Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения. Важнейший этап в профилактике возникновения нарушений речи – работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут («Логопедические пятиминутки»). Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения.

«Блинчик-Лопаточка»: Открываем рот, широкий расслабленный язык кладем на нижнюю губу. Удерживаем «лопатку» под счет до 5. В норме язычок должен лежать спокойно, без подергиваний и не отклоняться в сторону. Выполнять 5-6 раз. Если ребенок не может расслабить язычок, то сначала выполняют упражнение «Замесим тесто», которое поможет расслабить мышцы язычка.

«Лошадка»: Улыбаемся, открываем рот. Необходимо пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Вкусное варенье»: Рот открываем, широким языком обхватываем верхнюю губу и «слизываем» воображаемое варенье вглубь рта. Производим движения язычком не из стороны в сторону (1 вариант), а вперед-назад (2 вариант). Выполнять 6-8 раз.

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.

«Хоботок — Заборчик»: Сначала губы вытяните вперед трубочкой, затем растяните в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 секунды. Движение повторить 5—10 раз.

(слайд 10-14) «Сказка о Веселом Язычке»

Например: дети младшего дошкольного возраста любят слушать сказки о «Веселом язычке» и я предлагаю одну из них.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»

Язычок гулять собрался

открываем рот и показываем язык

Он умылся

проводим быстро язычком по губам

Причесался

несколько раз проводим язычком между верхними и нижними зубами, высовывая его

На прохожих оглянулся

круговые движения язычком по губам

Вправо, влево повернулся

язычок высовываем вправо и влево

Вниз упал

язычок высовываем вниз

Наверх полез

высовываем наверх

Ам, и в ротике исчез

прячем язычок в ротик

Таким образом, процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция), слуховое восприятие, внимание, память, формируются фонематическое восприятие, то есть создается база для успешного овладения родным языком. Своевременное оказание помощи детям младшего дошкольного возраста по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.

А сейчас предлагаем вам некоторые ситуации, которые нуждаются в решении.

(слайд 15)

Ситуация 1

Трехлетний Петя много болел, долго лежал в больнице. Практически не разговаривал. Маме пришлось потратить много сил для того, чтобы Петя «заговорил».

Назовите основную причину трудного усвоение речи Пети.

(слайд 16)

Ситуация 2

Часто родители задают педагогам такие вопросы: «Почему не все дети одинаково овладевают чтением, письмом? Все ходят в один детский сад, со всеми в равной мере занимается воспитатель, всех их учит один и тот же логопед. Что же делать нам, родителям, чтобы как – то помочь детям?»

Дайте совет родителям.

(слайд 17)

Ситуация 3

Мама с тревогой говорит: Я слышала, что к шести годам у ребенка пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в пять лет читают. Я все жду, жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появилось, хотя ему скоро идти в школу. Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован мамой?

(слайд 18)

Ситуация 4

В одном из ДОУ, наблюдали за фонематическим слухом у детей, записывали характерные ошибки некоторых детей (вместо «рыба» - «лыба»; вместо «шишки» - «сышка»; вместо «садись» - «дись»; вместо «сахар» - «хасир»).

Какие недостатки речи детей выявились в данном исследовании? Чем можно это объяснить? Что должны делать взрослые, чтобы исправить эти недостатки?

(слайд 19)

Станция «Разминочная»

Задание: Назвать пары слов.

С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья объедает (коза – коса)

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье (колос – голос)

С глухим согласным – мы его читаем,
Со звонким – в нём же обитаем (том – дом)

С глухим шипящим я – числительное,
Со звонким – имя существительное (шесть – жесть)

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий (шар – жар)

Когда я с «Д», меня сорвут,
Когда я с «Т», на мне плывут (плод – плот)

(слайд 20)

Станция «Игровая»

В работе любого педагога самым удобным и наиболее часто используемым материалом являются картинки. А предметные картинки представляют собой самое универсальное многоцелевое пособие. Мы предлагаем вам набор предметных картинок. Используя их придумать игры для развития звукопроизношения, грамматического строя речи, способствующие обогащению словаря, формированию навыков словообразования и словоизменения, связной речи.

(слайд 21)

Станция «Чистоговорная» (предложить участникам сочинить чистоговорки)

(слайд 22)

Станция «Творческая»

Проведение аукциона «Педагогические идеи».

Мы очень рады Вас приветствовать сегодня на "Аукционе педагогических идей".

Аукцион - это публичная продажа товара с использованием торгов. Сегодня на аукцион выставлены необычные лоты - это педагогические идеи наших педагогов, которые на сегодняшний день станут аукционистами. Товары, которые они представят, будут продаваться. Думаю, что среди нас найдутся покупатели, желающие приобрести тот или иной лот.

Всем предлагаю участие принять,
В педагогическом аукционе находки показать.
Здесь каждый может похвалиться,
Своей идеей поделиться.
Для чего она сгодится,
Как на детях отразится,
Что воспитает, разовьёт,
Чему научит каждый лот.

У вас на столах лежат бланки, где вы будете фиксировать стоимость лота.

Красный – что-то новенькое, очень интересно!!!

Жёлтый – идея понравилась, по возможности буду применять в своей работе.

Зелёный – интересно, но для меня это не ново.

Цена товара определяется в процессе того, как педагог представляет свою идею. При оценке идеи нужно выделить для себя профессиональные умения педагога, применение современных технологий, эффективность используемых приемов и методов, умение преподнести свой товар.

Какой лот наберёт больше всего красных значков, значит, эта идея оказалась самой ценной на нашем аукционе, и чаще всего будет применяться в образовательной деятельности. А для подсчета нужно выбрать счётную комиссию, справедливую и независимую.

На сегодняшний аукцион представлено 12 лотов.

Итак, начинаем.

С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей. У таких детей возникают проблемы с устной и письменной речью – при обучении чтению и письму.

Представляем вашему вниманию: ЛОТ № 1, ЛОТ № 2 и т.д.

Презентация игр направленная на профилактику речевых нарушений и развитие речи детей дошкольного возраста.

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Лямина Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ/ Ю.В.Микляева, В.Н.Сидоренко. М.: Айрис-пресс, 2005.
  3. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – 2-е изд. М. ТЦ Сфера, 2006.