Как показывает опыт, полноценное развитие происходит только во взаимодействии двух важных для ребенка социальных институтах – семьи и детского сада, которые стоят у истоков нашего будущего. Но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Не секрет, что общаться с такими родителями зачастую бывает очень сложно, порой нелегко им объяснить, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять!
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Чтобы быть конкурентоспособными и востребованными на рынке образовательных услуг, коллективы ДОУ ищут свои пути сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Доронова Т.Н. предлагает осуществлять взаимодействие родителей с детским садом с помощью «Детского календаря».
Это долгосрочный проект, положительный результат которого будет оцениваться по тому, насколько успешным будет ребенок при переходе из системы дошкольного образования в школу.
Создание условий для добровольного вступления ребенка в совместную со взрослым деятельность и его самостоятельная активность в развивающей предметно-пространственной среде в детском саду, являются высокоэффективными средствами, позволяющими реализовать Стандарт. Тем не менее, этих средств может оказаться недостаточно. Ведь одному педагогу-взрослому очень сложно уделить должное внимание каждому из 25-30 детей группы.
Образовательная работа должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье.
«Детский календарь», разработанного коллективом авторов под руководством Т.Н.Дороновой представляет собой печатный материал, который содержит разнообразные типы занятий для детей от трех лет в условиях семейного воспитания. Каждая страница снабжена перфорацией, что подразумевает возможность беспрепятственного отрывания страницы ребенком. На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребенком задание.
При этом не надо искать сопутствующие материалы – они находятся на данной страничке. Содержание для развития, предлагаемое в календаре имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом. Все обращения заранее продуманы и представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст, адресованный ребенку, и действуют в соответствии с рекомендациями.
«Детский календарь» может служить фундаментом образовательной деятельности в семье. Представленный в нем дидактический материал позволяет наладить совместную деятельность взрослых и детей во всем многообразии ее форм. Кроме развития интеллектуальных и мотивационных сторон личности ребенка посредством его участия в различных формах деятельности, использование «Детского календаря» позволяет решать задачу иного характера. Она заключается в том, чтобы вусловиях семейного образования «запустить» механизмы культурной трансляции.
По замыслу авторов, «Детского календаря» должен показать взрослым ценность кажущейся с первого взгляда незамысловатой детской деятельности и значимость достигнутых в ней результатов. Выстроенный ребенком сюжет игры, завершенный рисунок, понимание смысла происходящих вокруг явлений – именно это, наряду со многим другим, и составляет основные ценности дошкольного образования и ориентиры в образовательной деятельности взрослого.
От личности педагога во многом зависит успех воспитательной работы родителей в семьях. Взаимодействие с родителями начинает именно педагог, и он во многом определяет, каков будет результат этой работы.
«Детский календарь» предлагает конкретные средства, которые ранее не использовались в образовательных программах или применялись эпизодически:
- Образовательный процесс строится на партнерских отношениях взрослого и ребенка.
- Возможность отбора содержания образования с учетом интересов ребенка. При таком условии деятельность в рамках образовательного процесса, с одной стороны, приобретает для ребенка смысл, а с другой – обеспечивает его всестороннее развитие в соответствии с требованиями Стандарта.
- Предметно-пространственная среда рассматривается как важное средство образования, она организуется на основе научно-обоснованных принципов.
- Предусматривает регулярную и целенаправленную образовательную деятельность не только в детском саду, но и в семье.
Все перечисленные особенности взаимосвязаны. Так, партнерские отношения возможны только в том случае, если указанная деятельность имеет для ребенка смысл, и он осуществляет ее добровольно, без принуждения. При этом, наивно было бы полагать, что воспитатель в детском саду в состоянии максимально учесть интересы каждого ребенка и решить образовательные задачи в полном объеме. Ему нужна помощь родителей. Выполняя домашнее задание по детскому календарю, родители смогут внести неоценимый вклад в развитие ребенка.
Что же такое «Детский календарь»?
"Детский календарь" - дидактическое пособие для развития детей (автор пособия Доронова Татьяна Николаевна).
В дошкольном возрасте влияние родителей на ребёнка обладает такой силой, которая способна творить чудеса!
В наше быстро меняющееся время взрослому иногда сложно угнаться за новыми методиками, а подрастающее поколение очень подвижное и интеллектуальное. И порой родителям в домашних условиях трудно подобрать развивающее содержание, и определить, чем и как надо заниматься с ребенком, чтобы он получил своевременное развитие. К сожалению, для маленьких детей не подходят школьные методы обучения, и для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей от 3 лет, и было разработано оригинальное дидактическое пособие - «Детский календарь».
«Детский календарь» представляет собой 30-ти страничную полноцветную брошюру. Каждая страница снабжена перфорацией, что подразумевает возможность беспрепятственного отрывания страницы ребенком.
На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребёнком задание. При этом для этого не надо искать сопутствующие материалы – они находятся на данной страничке.
Содержание для развития ребёнка, предлагаемое в календаре, имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом.
Родителям не надо заботиться о форме преподнесения материала детям. Все обращения к детям заранее продуманы учёными и представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст, адресованный ребёнку, и действуют в соответствии рекомендации.
Вместе с тем, содержание многих страниц календаря является полифункциональным и пригодным для многоразового использования.
Развивающий эффект от использования календаря значительно усилится, если "задания календаря", которые выполнит ребенок станут содержанием, которое будет обсуждаться и оцениваться членами семьи.
Так, например, когда приходит с работы папа, то одним из его вопросов к ребёнку может быть вопрос о том, что интересного ему сегодня удалось сделать? При этом очень важно «вдаваться в подробности», вникать в отдельные детали и внимательно рассматривать результаты деятельности малыша. Этим родители смогут внести неоценимый вклад в развитие ребёнка!