Конспект урока внеклассного чтения "Строки, опаленные войной..."

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 3

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цели и задачи:

  • Познакомить обучающихся с биографиями и творчеством русских советских писателей и поэтов, художественные произведения которых посвящены Великой Отечественной войне (Л.С.Соболева, Ю.Я.Яковлева, А.В.Митяева).
  • Формировать навыки и умения работы с художественной и научно-публицистической литературой; развивать логическое мышление. Содействовать развитию таких видов учебной деятельности как поиск, отбор информации.
  • Способствовать развитию интереса к литературе, чтению в целом; побуждать обучающихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.
  • Развивать у учащихся интерес к предмету через различные методы проведения урока.

Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг, военные гимнастерки и пилотки для инсценировки.

Структура:

  1. Организационный этап.
  2. Изучение нового материала.
  3. Физкультминутка.
  4. Подведение итога урока.
  5. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие обучающихся. В качестве эпиграфа к уроку звучит аудиозапись стихотворения в музыкальном сопровождении. («Ну, что мы знаем о войне»)

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

2. Изучение нового материала

- Приближается знаменательная дата – 75-летия Великой Победы. И сегодня на уроке внеклассного чтения, тема которого “Строки, опаленные войной”, мы с вами поговорим и вспомним о тех, кто приближал этот день, не жалея своих сил, кто, не опасаясь за свою жизнь, старался наиболее подробным образом запечатлеть и рассказать о героях войны, о мирных жителях, на чьи плечи легли все тяготы войны.

- Обратите внимание на выставку художественной и публицистической литературы для детей. Среди множества книг хочется выделить несколько произведений, о которых мы сегодня поговорим на уроке.

Презентация

2.1 Анализ произведения Соболева Леонида Сергеевича “Батальон четверых”

- О том как воевали на фронте повествуется в рассказе Соболева Леонида Сергеевича “Батальон четверых” из сборника “Морская душа”. 

- В процессе подготовки к уроку над сообщением по данному художественному произведению работала группа ребят (Лиза Прибыткова, Юдин Юлья, Чеснаков Никита, Крашенинников Михаил и Конкин Кирилл), им предоставляется слово.

Прибыткова Лиза делает небольшое сообщение о биографии Л.С.Соболева.

Леонид Сергеевич Соболев родился 9 июля 1898 года в г. Иркутске. Окончил Петроградское морское училище. Участник гражданской войны 1918–1920 г. В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты “Правда”. Произведения Л.С. Соболева печатаются с 1926 года и многие из них переведены на иностранные языки. Леонид Сергеевич награждён 3 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями. Рассказ "Батальон четверых" Леонид Соболев написал летом 1942 года, после беседы с Михаилом Негребой, который и стал одним из четырех главных героев произведения.

Четверо обучающихся пересказывают данное произведение по частям.

Беседа по данному рассказу.

  • Почему рассказ называется “Батальон четверых”?
  • Из каких родов войск герои произведения?
  • Почему моряки скрыли, что они не умеют прыгать с парашютом?
  • Как вы думаете, что произошло в дальнейшем с раненым Леонтьевым?

Учитель зачитывает обращение Л.С. Соболева к ребятам, помещенное перед рассказом.

Физкультминутка «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах)

Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук. 
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу. 
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд. 
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд. 
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу. 
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом. 

- Продолжите мои слова «Чтобы защищать свою Родину надо быть…»

2.2 Анализ произведения Анатолия Васильевича Митяева “Мешок овсянки”

- Чаще, конечно же, солдаты воевали, ходили в атаку. Но были моменты, когда они отдыхали в минуты затишья. В основном наших солдат хорошо кормили. Но были такие моменты, когда солдаты попадали в окружение, и тогда к ним не поступало продовольствие. Им приходилось голодать. Иногда они ели только сухари, размоченные в воде. Перед тем, как пойти в атаку, солдаты часто оставляли свои вещевые мешки с документами и некоторыми личными предметами, едой прикопанными в траншеи, чтобы по возвращении их снова найти. Если солдат погибал, то его еда доставались товарищам.

Сейчас вы услышите рассказ Анатолия Васильевича Митяева о такой истории. “Мешок овсянки”.

Воронова Даша, Матошкин Ваня, Воронова Вика, Кураев Вениамин. 

Кураев Вениамин рассказывает о жизни А.В.Митяева.

А.В.Митяев принадлежит к тому поколению людей, которое прямо со школьной скамьи ушло в 41-м на фронт и приняло на себя всю мощь фашистского удара. Солдат, рядовой дивизиона “Катюш”, А.Митяев сражался на многих фронтах, участвовал во многих сражениях, был ранен, контужен. А после войны, когда пришло время выбирать мирный жизненный путь, он выбрал журналистику. Сначала была районная газета в Пушкино, потом – “Пионерская правда” и журнал “Мурзилка”. Анатолий Митяев не только главный редактор этого популярного журнала для младших школьников, но и талантливый детский писатель. Он написал “Книгу будущих командиров”, рассказывающую обо всех родах войск, о вооружении древних римлян и древних руссов, о знаменитых сражениях и полководцах.

Пересказ рассказа “Мешок овсянки”.

Беседа по прочитанному произведению.

1. Почему солдаты обрадовались, когда нашли мешок с овсянкой?

2. Кто не дал им сварить кашу? Как оценили поступок рыжего солдата боец Лукашук?

3. Изменилось ли отношение рядового Лукашука к рыжему солдату после боя? Почему?

4. Чему научил вас рассказ?

Главная мысль этого рассказа заключается в том, что на войне всем приходится несладко и иногда приходится делать непростой выбор. А для этого нужно уметь правильно и всесторонне оценивать ситуацию, и не торопиться с выводами.

2.3 Анализ произведения Юрия Яковлева «Как Серёжа на войну ходил»

- Ребята, у кого из вас на войне погиб дедушка или прадедушка?

- Обратите внимание на эти фотографии. Память о героях хранится в каждой семье.

- О чем бы вы хотели поговорить с ними, если бы они были живы?

- Но еще не придумана машина времени, которая могла бы нас переносить в разные эпохи.

Ребята третьей группы познакомят нас со сказкой Юрия Яковлевича Яковлева «Как Серёжа на войну ходил». А в сказках, как известно, возможно все.

Гвоздик Саша, Меркулов Юра, Евглевская Полина, Филиппенко Софья, Мишков Женя.


Мишков Женя рассказывает о жизни Ю.Я.Яковлева.

Юрий Яковлевич родился в 1922 году в Петрограде (так тогда назывался Санкт-Петербург). Его настоящая фамилия - Ховкин, а псевдоним Яковлев он взял по своему отчеству. В детстве он занимался в литературном кружке Дворца пионеров и тогда начал писать первые стихи. В 1940 году был призван в армию. Война началась точно в день 18-летия Юрия. Став химинструктором, он участвовал в обороне Москвы, был ранен. Потом служил артиллеристом-зенитч­иком, всего прослужил 6 лет. Во время блокады Ленинграда умерла его мама. На войне он тоже писал стихи и печатался в армейской газете "Тревога". После войны Юрий Яковлев поступил в Литературный институт имени Горького. Много рассказов и повестей о детях и для детей вышли из-под его пера, часть из них экранизированы. Школа, дружба, память о воинах Великой Отечественной, отношение к природе и животным - вот основные темы его книг.

Пересказ сказки Ю.Я.Яковлева “Как Сережа на войну ходил”.

- Почему автор назвал это произведение сказкой?

- Описаны ли реальные события?

- Какие чувства испытал Серёжа, побывав на войне?

2.4 Работа с пословицей

В бою побывать — цену жизни узнать.

- Ребята, как вы думаете, что обозначает эта пословица?

- Иногда только тогда, когда тебе грозит смертельная опасность, начинаешь ценить свою жизнь по-настоящему.

2.5 Инсценировка

- Страшно было на войне… Погибали солдаты… Самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать.

На сцене появляется мать солдата в черной шали. Перебирает треугольные письма погибших сыновей с фронта (сыновья находятся за ней):

Мать:

Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси меня, солдатскую мать
Письма сына прочитать.
На страницах застыли года.
Семнадцать им будет всегда.

1 солдат:

Мама! Я здоров и живой,
А на утро последний бой…
Родная, в душе ты всегда со мной.
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сестренка, мать,
Я с победою вернусь!
Обниму вас наконец,
До свиданья. Ваш боец!

Мать: Погиб под Смоленском.

2 солдат:

Дорогие, мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах.
Вспоминаю я поле, речушку.
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Вас любящий всегда сын Стас.

Мать: Погиб в 43-м.

3 солдат:

Мои братья и сестры родные!
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

Мать: Погиб в мае 1945 года.

3. Итог урока

- Произведения, каких писателей вам захотелось перечитать после сегодняшнего урока?

- Герои, каких произведений, с которыми мы познакомились на уроке, произвели на вас большее впечатление?

- Какие рассказы о войне вы еще знаете?

- Что захотелось вам рассказать дома после нашего урока?

- Прошло 75 лет, но мы помним о тех далеких событиях.

- Велика наша признательность всем людям, завоевавшим победу в Великой Отечественной войне.

Домашнее задание

– Ребята, дома вам предлагается выполнить то задание, которое вы выберите для себя. Проявите творчество и фантазию.

  1. Нарисовать рисунки по произведениям урока.
  2. Написать письмо-обращение к ныне служащим солдатам.
  3. Сочинить стихотворение о победе.

Видеофрагмент урока