Изучение иностранных языков является одним из приоритетных и ресурсоёмких направлений в современном образовании. Каждому педагогу известно, что отсутствие языковой среды является одной из важнейших проблем в обучении иностранным языкам. Отсутствие у обучающихся естественной потребности в использовании иностранного языка для общения и решения каждодневных задач приводит к существенному понижению мотивации и восприятию иностранного языка как «неизбежной повинности». За десять лет педагогической деятельности мною был накоплен практический опыт эффективного моделирования языковой среды посредством современных образовательных технологий на начальном, основном и среднем уровнях образования.
Активное и систематическое использование во внеурочной деятельности и внеклассной работе проектных, проблемных и игровых технологий позволило существенно повысить мотивацию обучающихся и улучшить показатели качества знаний по предмету.
Внеурочная деятельность по иностранному языку ведется мною в Нерастанновской средней общеобразовательной школе с 2009 года. На начальной ступени обучения занятия проводятся в активной игровой форме с привлечением большого количества дидактического материала: пальчиковые куклы, кукольный театр с мини-выступлениями на каждом уроке, лото, бинго, фонетические сказки, фонетические настольные игры. Данные виды деятельности позволяют обучающимся с легкостью преодолевать языковой барьер. На начальном уровне я активно использую в работе мини-проекты, позволяющие обучающемуся за 1-2 занятия самостоятельно создать продукт проектной работы. На практике я убедилась, что деятельностный подход в обучении позволяет задействовать все каналы восприятия ребенка, что, в свою очередь, облегчает усвоение нового языкового материала учащимися.
На среднем уровне обучения использование в работе проектных и проблемных технологий увеличило посещаемость занятий по внеурочной деятельности до 95%. Например, в рамках внеурочной деятельности по страноведению, обучающиеся работали над проектами по теме «Достопримечательности Великобритании» с привлечением 3D моделирования как способа создания продукта. В результате в школе появилась выставка макетов достопримечательностей Лондона. Следует отметить, что в ходе работы над индивидуальными проектами обучающиеся не только изучили историю появления достопримечательностей и особенности архитектуры того времени, но смогли самостоятельно сориентироваться во время сборки моделей в расположении фасадов и других элементов зданий. Ведь теоретические знания, подкрепленные практическими навыками прочно закладываются в долговременную память учащихся.
Особенно интересны обучающимся кейсы. Подобные задания предполагают групповую работу. При решении кейса у ребенка нет возможности пассивно участвовать в решении предложенной задачи. Благодаря кейс-технологии обучающиеся учатся работать в команде, эффективно распределять обязанности в группе и достигать результата совместными усилиями. Например, благодаря кейсам, учащиеся пятых классов с легкостью ориентируются в 3D карте Лондона, вызывая у присутствующих на занятии педагогов и родителей удивление. Обучающие старшего уровня тоже с удовольствием работают с кейсами, так как подобные задания интересны и необычны для любого возраста.
В рамках предметного месяца организую общешкольные квесты и мастер-классы. Квесты, как одна из форм проблемного задания с элементами ролевой игры, не только любимы детьми, но и позволяют применить предметные знания обучающихся в реальных ситуациях, предусмотренных при планировании квеста. Так как квесты являются интересным, но достаточно затратным мероприятием, а проводить их хочется чаще, интересной альтернативой квестов стали для меня веб-квесты. Такие задания позволяют работать индивидуально и в группе, а ответ нельзя списать с Интернета. При решении веб-квеста учащийся работает с языковым материалом в интересной форме.
Ежегодно проводим предметные месяцы и готовимся к этому основательно. Каждый класс получает проектное задание, продуктом которого является представление страны в течение одного дня с проведением викторин и мастер-классов для других учащихся. Национальная музыка, костюмы, блюда, традиционные сладости – все это составляющие проектной работы с последующей реализацией. Учащимся интересно и желающих участвовать всегда много. Благодаря такой проектной деятельности дети не только изучают социокультурные реалии англо-говорящих стран, но и транслируют полученные знания другим учащимся.
Еще хотелось бы отметить важную роль применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. Использование в урочной деятельности таких приложений как Plickers и Kahoot позволило существенно сократить время, затрачиваемое на проверку знаний лексики или грамматики учащихся всего класса. С данными приложениями опрос всего класса с обработкой полученного результата занимает не более пяти минут.
В заключение мне бы хотелось подчеркнуть, что это мой персональной опыт решения проблемы отсутствия языковой среды в школе. На своем опыте я убедилась, что посредством современных образовательных технологий (проектных, игровых, информационных и технологии проблемного обучения), педагог способен самостоятельно решить эту проблему.
Список литературы
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: 1998. - 256 с.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя [Текст]. – М.: АРКТИ, 2004-192 с.
- К.Мацкевич Технология интенсивного обучения иностранным языкам в старших классах средней школы. Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012г., 148с.
- Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2018. -192с.
- Виневская А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов.- Ростов н/Д: Феникс, 2015 г.- 141 с.