Сегодня на фоне подъема экономики и развития промышленного производства возросла потребность в высококвалифицированных специалистах. Поэтому к специалистам предъявляются повышенные требования: владение информационно-коммуникационными технологиями; они являются основой для передачи и восприятия знаний, всестороннего развития личности [1].
Под ИКТ - компетентностью специалиста следует понимать не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное их применение для решения возникающих вопросов в учебной или иной деятельности [1].
Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:
- наличие знаний о функционировании персональных компьютеров и дидактических возможностях информационно-коммуникационных технологий;
- владение средствами и возможностями Microsoft Office;
- использование Интернет и цифровых образовательных ресурсов в профессиональной деятельности;
- умение использовать новые технологии для выполнения операций поиска, обработки и анализа информации [1];
- получение производственных навыков, необходимых специалисту в его профессиональной деятельности.
На формирование ИКТ-компетентности будущего специалиста оказывает потребность самостоятельно приобретать новые знания. Студенты должны научиться использовать компьютерные технологии для отработки производственных навыков, необходимых для выполнения тех или иных видов профессиональной деятельности. Например, для повышения качества профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности Сварочное производство широко применяются тренажёрные компьютеризированные комплексы. Работая на тренажёре, будущий специалист должен освоить и закрепить конкретные приёмы техники: ручной дуговой сварки; ручной аргонодуговой сварки; механизированной сварки в среде защитных газов.
Будущий специалист должен знать и владеть средствами и возможностями Microsoft Office. Например, работая в Microsoft Office Word, студенты готовят профессионально оформленные печатные и электронные текстовые документы: отчеты по выполненным практическим работам, пояснительные записки, бизнес-планы, имеют возможность опубликовать их в Интернете.
При изучении дисциплин "Основы расчёта и проектирования сварных конструкций", "Основы проектирования технологических процессов" студенты пользуются возможностями приложения Microsoft Office Excel. Электронные таблицы Excel позволяют обрабатывать информацию, выполнять математические действия и представлять данные в виде графиков или схем. Возможность быстрого пересчета данных, расчета нескольких вариантов исходных данных облегчает выбор оптимального варианта. Электронные таблицы можно легко вставить в документ, составленный в текстовом процессоре Word или другом приложении Microsoft Office.
Работая самостоятельно, студенты используют приложение Microsoft Office PowerPoint, оно помогает создать красочные, наглядно оформленные мультимедийные презентации - с наглядной демонстрацией текстового материала, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, аудио- и видеоклипов. Презентации широко применяются студентами для представления результатов работы на конференциях студенческого научного общества, для объяснения нового материала, для защиты курсового проекта или работы.
Работая с приложениями, входящими в пакет Microsoft Office, создавая профессионально оформленные документы, используя возможности локальной и глобальной информационной сети для коллективной работы студентов и преподавателя, опубликовывая научно-исследовательские работ, технические проекты, будущие специалисты формируют ИКТ-компетентность.
Умение работать в Интернете – это важное качество студента. Если он хорошо пользуется поисковыми системами, быстро находит актуальную и достоверную информацию, умеет работать с почтовыми клиентами, знает, где и как размещать информацию, хорошо ориентируется на разнообразных форумах и в социальных сетях, то после окончания учебного заведения, он будете представлять огромную ценность в качестве сотрудника.
Лучший способ вовлечения студентов в самостоятельную работу - это включение их в проектную деятельность - подготовка курсового проекта, дипломного проекта или учебного проекта в рамках работы студенческого научного общества. Например, в курсе "Основы проектирования технологических процессов", изучаемом студентами, которые обучаются по специальности Сварочное производство, предусмотрено курсовое проектирование. Курсовой проект состоит из двух частей: пояснительной записки и графической части. Студентам самостоятельно предлагается выбрать для разработки конструкторской документации чертёжно-графический редактор КОМПАС-График или T-FLEX. Данные программы обладают уникальными возможностями, они позволяют быстро получит конструкторскую или технологическую документацию: разработать сборочно-сварочный чертёж, составить спецификацию для данного чертежа, выполнить деталирование нужного количества деталей, создать дополнительные модели изделий в трёхмерном пространстве. Выполняя поэтапное изучение выбранной программы, ведя при этом работу с чертежами, студенты должны выполнить чертёж сборочно-сварочной конструкции на формате А1 и сделать деталирование двух деталей на формате А4, учитывая все требования по оформлению чертежей. Пояснительная записка выполняется в программе Microsoft Office Word. Думаю, что работа студентов в данном проекте в значительной степени влияет на формирование высокого уровня ИКТ-компетентности.
Неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов является участие в работе студенческих научных обществ. В рамках их деятельности идёт активное формирование ИКТ-компетенций. Результатом деятельности студенческих научных обществ является подготовка и участие в научно-практических конференциях. Студентами разрабатывают и защищают технические проекты, применяя информационно-коммуникационные технологии.
Сегодня ИКТ становятся основным инструментом, который специалист будет использовать и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни. Я считаю, что современный специалист должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии, чтобы повысить эффективность своей деятельности.
Список использованных источников информации
1. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно – ориентированного обучения. Педагогика. 2010, с.45.
2. Компьютерные информационные технологии: учебное пособие / Под ред. И.Н.Ревчук, В.К.Пчельник. – Гродно: ГрГУ, 2005.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты// Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.