Трудности в воспитании не возникают вдруг, неожиданно и, как принято считать, только в подростковом возрасте. Их причины надо искать в более ранних периодах жизни ребёнка.
У растущего человека в силу законов развития постоянно появляется что-то новое: хорошее или плохое, желаемое или нежелательное. Он познаёт мир, не только воспринимая всё полезное, что было создано для него культурой, опытом, традициями старших поколений, но и совершая ошибки, преодолевая их. Отрицательное в ребёнке – это то, чего он сам ещё пока не может преодолеть, то, что мешает его продвижению вперёд. Поэтому так важно дать жизнь всему положительному, укрепить его, сделать фактором дальнейшего развития ребёнка, замедлить начало любого неблагополучия в поведении, предупредить его. Всё это далеко не просто и требует от родителей и педагогов обширных знаний, в первую очередь в области педагогики и психологии, огромных физических усилий.
Любить ребёнка – это естественно, это легко. Гораздо труднее проявлять постоянное внимание к развитию растущего человека, направлять его, анализировать поступки и действия, давать им оценку, предвидеть последствия своих действий и слов. Поэтому не случайно говорится: воспитания без трудностей не бывает. По разным причинам возникают эти трудности: ребёнок заболел – отстал в развитии, избаловали- стал непослушным, не научили учиться – появились двойки. Родители, разумеется, страшатся всего негативного и яростно его ломают. Но ребёнок не враг, с которым надо бороться. Он должен стать союзником в деле совершенствования его характера. Поэтому научиться смотреть оптимистично, спокойно на то негативное, нежелательное, что временами проявляется в поведении детей,- важное условие эффективности воспитания.
Угрозы, окрики, наказания, вызванные искренним желанием искоренить отрицательное, создают только дополнительные препятствия на жизненном пути ребёнка, а ведь ему и так нелегко взбираться к вершинам знаний и благородства.
Родители – основатели семьи. Они ответственны за всё, что в ней происходит. Ведь многие трудности в развитии и воспитании детей возникают и осложняются именно при наличии негативных моментов в самой семье, будь то нервозная обстановка, равнодушие родителей друг к другу, незнание психологии ребёнка. Если нет взаимопонимания между родителями, нет его и с детьми. Это две взаимосвязанные стороны в воспитании: отношение между родителями и нормальное развитие детской психики.
Воспитание – творчество взрослых, в основе которого лежит наука – возрастная и детская психология. Известно: всё на свете имеет свои причины, в том числе и негативные явления в поведении ребёнка. Педагогически грамотные родители никогда не предпринимают по отношению к нему каких-либо действий, не разобравшись в причинах отрицательного поступка.
Истинный авторитет родителей, учителей основывается на их справедливости, гуманности, на понимании ребёнка, его интересов, на умении помочь ему, на чувстве ответственности за его воспитание, на разумных требованиях, на нравственном поведении взрослых. И учителя, и родители, если они не правы, должны уметь признавать свои ошибки. Упорствуя в своей вечной правоте, взрослые совершают грубейшую педагогическую ошибку, результат которой – взаимное отчуждение. Признать ошибку – значит проявить уважение к ребёнку и его достоинству.
В подростковом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова родителей, педагога расходятся с делами и поступками, они теряют авторитет в глазах детей. Подростку очень нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако очень часто взрослые не понимают детей, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.
Характер поведения взрослых отражается на поведении ребёнка. Поэтому, что бы ни случилось с сыном или дочерью, родители прежде всего должны проанализировать собственные ошибки и недостатки. Если родители по каждому поводу одёргивают ребёнка, прибегают к угрозам, наказаниям, их воздействие не только обречено на неудачу, но и вызывает обратный результат. Ведь от грозного негодования и окрика подчас меньше пользы, чем от укоризненного взгляда. От насмешки куда больнее, чем от удара, а искренняя радость за ребёнка, может уберечь его от неправильного шага.
Родительский долг усложняется по мере взросления ребёнка и тем самым обязывает их самосовершенствоваться. Важно понять: воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, нравственное) детей и взрослых. Чтобы успешно воспитывать детей, родители непременно должны корректировать своё поведение, приводя его в соответствие с предъявляемыми требованиями. Если же родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами, то это удаётся только при помощи мер принуждения: ребёнок будет выполнять требования родителей формально, из-за страха наказания. Взрослые часто предъявляют к ребёнку завышенные требования, которые он просто не в состоянии выполнить. В результате следуют несправедливые наказания, которые озлобляют ребёнка, способствуют развитию недоверия, чувства незащищённости, всевозможных неврозов.
Любой недостаток, отрицательные качества у ребёнка можно своевременно предупредить и преодолеть. Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой жестокость родителей по отношению к своему ребёнку. Трудные дети - всегда следствие определённых внешних причин и внутренних предпосылок (особенностей развития психики). Порой взрослые не понимают и не пытаются понять своего ребёнка, а непонимание ведёт к отчуждению. И если оно усугубляется, у ребёнка возникает негативное отношение к воспитательным требованиям всех взрослых. Он отрицает их право воспитывать себя. Развитие ребёнка приобретает отрицательную направленность.
Замечено, что дети, приученные с раннего возраста к самостоятельности, в будущем менее подвластны вредным влияниям, реже копируют дурные поступки, сами определяют линию своего поведения. Тот, кого родители опекают, ждёт опеки в среде сверстников и часто оказывается в полной зависимости от лидеров неформальных групп, слепо выполняя их волю. Отклонения в поведении детей и подростков - следствие пробелов в их нравственном развитии. Механизм образования таких отклонений сложен. Он порождён такими ошибками, как чрезмерная опека ребёнка, ограничение его самостоятельности, недостаточное внимание к физическому и интеллектуальному развитию, сужение сферы общения. Помимо всего этого серьёзные последствия имеет стиль отношений родителей между собой, их отношение к окружающей жизни в целом и жизни ребёнка.
Эгоистичный ребёнок привык к тому, что все его требования, капризы беспрекословно выполняются. Упрямство, дерзость в этом случае выступают средством осуществления своих желаний. Недисциплинированность проявляется как результат нежелания выполнять требования, нормы обязательные для всех.У трудных подростков возникают серьёзные нарушения в сфере чувств. Они всегда озлоблены, недоверчивы к людям. Ложь как следствие боязни наказания, наблюдается, когда к ребёнку проявляют излишнюю требовательность, жестокость, недоверие, подозрительность. Ребёнок умалчивает о том или ином поступке, полученной плохой отметке, конфликте, утерянной вещи и т.п. Иногда он пытается скрыть истину, придумав какую-либо версию, ссылаясь на злые намерения товарищей, придирчивость учителей.
Ребёнок становится лживым, наблюдая неблаговидные поступки взрослых, он получает своего рода инструкцию, как лгать. Три личностных недостатка – эгоистичность, леность и лживость – создают в подростковом возрасте психологическую предпосылку трудновоспитуемости. Зло в детях рождается чаще всего потому, что любовь и доброта были дефицитом в их жизни, они оказались обделёнными радостью общения с любящими людьми. Пусть это звучит категорично и спорно, но воспитывать могут только любящие родители.
Правильно поступают те родители, которые ориентируют детей на то, что жизнь – непрерывный труд, что счастье не приходит само собой, его добывают постоянным преодолением трудностей и препятствий. Родители с детства должны приучать ребёнка обслуживать себя, заботиться о других. Если у детей не воспитывают заботливость, бескорыстие, умение жертвовать своими интересами, то у них формируется искажённое представление о своих обязанностях сначала в семье, по отношению к своим близким, а затем и к другим людям. Чаще всего основной ошибкой родителей, ведущей к формированию эгоистичности у ребёнка, является их неправильное отношение к нему, неверная оценка его личности: «Ты самый умный, самый красивый». Родители невольно раздувают самомнение сына или дочери, которое впоследствии перерастёт в гордыню, склонность завышать свои достоинства, заниженную самокритичность, эгоизм. На основе эгоизма у детей возникает зависть. Это неприязненно – враждебное чувство к чьим – то успехам, популярности, моральному превосходству. Зависть толкает на недобрые поступки и действия.
Важную роль в поведении ребёнка и формировании его личности играет школьная успеваемость. Возникшее вследствие разных причин хроническое отставание в учёбе может породить у школьника отвращение к учебной деятельности и стремление самоутвердиться иными способами. Нередко неуспевающий ученик противопоставляет себя классу и педагогу, демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение. Нарушения педагогического такта, злоупотребление наказаниями и отрицательными оценками лишь усугубляют возникшее противопоставление. Задача педагога - разобраться в причинах неуспеваемости и попытаться их устранить за счёт индивидуального подхода к учащемуся. В ряде случаев даже незначительные успехи в учении порождают позитивные сдвиги в поведении школьника.
Различные нарушения поведения, из-за которых детей относят к трудным, возникают либо вследствие нервно-психических отклонений, подлежащих мед. коррекции, либо вследствие неблагоприятного сочетания факторов и условий личностного развития. В каждом индивидуальном случае от педагога требуется тщательная работа по анализу и оценке причин отклонений и разработке мер их устранения и преодоления. Важную роль в этой работе призвана сыграть формирующаяся в современной школе психологическая служба.
Проблема «трудных» детей в современном обществе очень актуальна. И всем взрослым, кто занимается воспитанием, обучением детей, хочется дать совет: не бойтесь проявлять к детям любовь, только формой её выражения должны стать предельная чуткость и бережность. Родители, учителя должны быть внимательны, наблюдательны, но без назойливости, оскорбительной подозрительности, должны научиться выслушивать часто сбивчивую косноязычную детскую речь, понимать чувства детей. Нельзя отвечать на грубость грубостью, лучше вооружиться юмором и ласковым словом, стараться проявлять мудрость, широту души, милосердие и благородство. Всегда следует помнить, что дети, как сказал один мудрец, всегда правы, ибо им принадлежит будущее.