Актуальность настоящей работы определяется задачами, поставленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО), который в рамках реализации компетентностного подхода предполагает формирование профессиональных и общих компетенций. В результате освоения предмета «Иностранный язык» обучающийся должен овладеть коммуникативными умениями и языковыми навыками. Достижение этой цели возможно при реализации коммуникативного подхода. В данной работе инструментом для реализации коммуникативного подхода рассматривается УМК «Upload».
Цель работы - описать технологию развития коммуникативных умений и языковых навыков с точки зрения вовлечения в коммуникативный процесс на примере использования УМК «Upload».
Задачи работы:
- Определить специфику преподавания иностранного языка в СПО;
- Определить преимущества УМК «Upload»;
- Описать технологию вовлечения в процесс коммуникации.
Практическая направленность работы состоит в том, что описанная технология развития коммуникативных умений и языковых навыков при обучении английскому языку может быть использована при работе с любым коммуникативно ориентированным пособием.
Специфика преподавания иностранного языка в СПО
Специфика преподавания иностранного языка в СПО обусловлена несколькими факторами:
- Возрастными особенностями обучающихся. Студенты СПО – молодые люди 16-20 лет. В этот период происходит личностная и социальная самоидентификация. Чтобы вовлечь молодых людей старшего подросткового возраста в коммуникацию, нужно предложить для обсуждения темы, их интересующие.
- Часть обучающихся СПО имеет длительный негативный опыт, связанный с изучением иностранного языка, что затрудняет процесс вовлечения в коммуникацию.
Преимущества УМК «Upload»
УМК «Upload» - это четырёхуровневый курс (А1 В2), включающий в себя:
- книгу для студента, объединённую с рабочей тетрадью;
- книгу для учителя с подробными рекомендациями по использованию пособия;
- комплект аудиодисков;
- приложение для интерактивной доски.
УМК «Upload» имеет ряд особенностей:
- Создано для возрастной категории, обучающейся в СПО;
- Изображения, используемые в пособии, вызывают интерес и вовлекают в процесс: глядя на них, хочется узнать подробнее, о чём идёт речь;
- Все тексты для чтения и диалоги озвучиваются носителями языка. Звуковые эффекты, используемые в аудиозаписях, помогают понять содержание текста.
- На каждом занятии предоставляется возможность развивать как рецептивные умения (чтение, аудировние), так и продуктивные (письмо, говорение).
- Лексические единицы и грамматические структуры, презентованные на занятии, являются инструментом коммуникации;
- УМК «Upload» очень доброжелательн по отношению к студентам: предлагаемые задания выполнимы при условии соблюдения технологии использования УМК, описанной в книге для учителя;
- Пособие снабжено грамматическим справочником.
Технология вовлечения в процесс коммуникации
Рассмотрим структуру раздела УМК «Upload» с точки зрения вовлечения в коммуникативный процесс. В качестве примера возьмём раздел 2.4 «Towns» УМК «Upload3» [Рисунок 1].
Рис. 1
Можно выделить три этапа вовлечения в коммуникативный процесс:
Задача первого этапа - заинтересовать обучающихся темой занятия.Авторы пособия позаботились о том, чтобы визуальная информация захватывала и заставляла обратить внимание на детали и подробности [Рисунок 1].
На следующем этапе даётся мотивация для формирования идей и предоставляются инструменты для выражения мыслей.
а) Презентация и практика использования новых лексических единиц.
Презентация новых лексических единиц происходит с помощью иллюстраций и не требует перевода (ex.1, p. 34) [Рисунок 1]. Часть лексики презентуется в тексте и часто сопровождается аудио эффектами, помогающими понять значение новых слов и фраз.
Когда обучающиеся готовы к работе с текстом, им предлагается сделать предположение об основной идее текста, опираясь на иллюстрации и ключевые слова текста, представленные в презентации (ex.2a, p. 34) [Рисунок 1]. Во время прослушивания и чтения текста эти догадки подтверждаются или опровергаются.
Далее даются задания на проверку понимания содержания текста (True, False, Doesn’t say) (ex.2b, p. 35) [Рисунок 2] и на использование новых слов и устойчивых сочетаний в контексте предложений без перевода на родной язык (ex.2c, p. 35) [Рисунок 2].
Рис. 2
В качестве дополнительной тренировки использования новых лексических единиц мы можем предложить задание из рабочей тетради (ex.5, p. 107) [Рисунок 3].
Рис. 3
После выполнения тренировочных заданий на освоение лексики обучающиеся уже готовы работать с детальным содержанием текста. Им предлагается, используя информацию в тексте, заполнить две графы таблицы: Лос-Анджелес в 18 столетии и Лос-Анджелес сегодня. (ex. 3, p. 35) [Рисунок 2].
Затем даётся задание на развитие навыков речи: сравнить современный Лос-Анджелес и свой город (место, где они живут), пользуясь речевой моделью, приведённой в качестве образца. Чтобы выполнить это задание обучающиеся должны:
- Иметь представление о Лос-Анджелесе;
- Используя аналитические способности, сопоставить Лос-Анджелес со своим местом;
- Знать лексические единицы, необходимые для выражения мысли.
Сталкиваясь с реалиями иноязычной культуры, в данном случае с образом жизни в современном Лос-Анджелесе и в Лос-Анджелесе в19 века, обучающиеся проецируют их на реалии своей жизни. Чтобы сделать какое-то умозаключение, необходимо привлечь свой собственный жизненный опыт. И как только обучающиеся почувствуют личную причастность к тому, о чём идёт речь на занятии, у них возникнет потребность говорить. Поскольку они уже владеют минимальным лексико-грамматическим набором инструментов, необходимых для выражения мысли, они с удовольствием это сделают. Делиться мыслями – это потребность.
б) Презентация и практика использования нового грамматического материала.
Грамматический материал осваивается дедуктивным методом и представляется схематично в виде таблицы. Презентация грамматического материала не отягощена русскоязычными терминами и проиллюстрирована контекстом (ex.4a p.35) [Рисунок 2]. После пояснения случаев использования конструкции usedto и PastSimple обучающимся предоставляется возможность отработать представленный грамматический материал (ex.4b p.35) [Рисунок 2].
На этом этапе обучающиеся
- Вовлечены в процесс и готовы генерировать идеи относительно истории своего города (места, где они живут);
- Имеют опыт систематизации материала (по образцу выполнения задания 3а);
- Понимают, что они способны выразить свою мысль в речи.
В этот момент занятия обучающимся даётся задание написать абзац для иностранных туристов, сравнив свой город (место, где они живут) настоящего дня и времён 50-летней давности (ex. 5 p.35) [Рисунок 2]. Данное задание развивает коммуникативное умение письма. Чтобы его выполнить нужно осуществить поисковую деятельность и собрать необходимый фактический материал. Это задание может стать темой проектной работы, и оно будет представлено в виде презентации.
Таким образом, на этапе развития коммуникативных умений говорения и письма (продуктивные умения) в результате проецирования идеи на свой личный опыт происходит формирование собственных мыслей и осознание потребности их выразить. Это третий, завершающий, этап вовлечения обучающихся в коммуникативный процесс.
Следует отметить, что темы, представленные для обсуждения в УМК «Upload», являются актуальными для молодых людей старшего подросткового возраста и вызывают у них интерес. В некоторых разделах обучающимся приходится идентифицировать особенности поведения представителей разных социальных групп общества. Разделы, посвящённые культуре, помогают найти общее и выделить культурно-специфические особенности в культурах разных стран и цивилизаций, а также признать право на существование разных моделей поведения, обусловленных культурой и историей каждого народа, и относиться к ним с уважением. Кроме того, материалы пособия заставляют идентифицировать свою принадлежность к национальной культуре одного из народов, проживающих на территории РФ и говорить о ней с гордостью и уважением, что способствует формированию личностных компетенций, заявленных во ФГОС.
Таким образом, УМК «Upload», привлекая подростков тематикой и оформлением, позволяет эффективно формировать коммуникативные умения и речевые навыки при условии соблюдения технологии использования УМК, описанной в книге для учителя.
Список литературы
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984. – 174 с.
- Сигел, Даниел. Растущий мозг. Как нейронаука и навыки майндсайт помогают преодолеть проблемы подросткового возраста / Дэниел Сигел; [пер. с англ. К. Савельева]. – Москва: Издательство «Э», 2016. – 272 с.
- Evans V., Dooley J. Upload 3: Student’s Book. Express Publishing, 2017. 136 p.
- Evans V., Dooley J. Upload 3: Teacher’s Book. Express Publishing, 2017. 136 p
- Портал Федерального института развития образования. Примерные программы общеобразовательных дисциплин для профессиональных образовательных организаций [Электронный ресурс] – режим доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/195-prof-standarti-spo