Урок-путешествие "Математическая экспедиция на полюсе холода". Тема: "Закрепление табличного и внетабличного умножения и деления". 3-й класс

Разделы: Математика, Мастер-класс

Класс: 3

Ключевые слова: УМК «Школа России»


Цель:

  • Закрепить табличные и внетабличные случаи деления и умножения, повторить приёмы сложения и вычитания в пределах 100,
    навыки решения уравнений, повторить порядок действий при решении примеров;
  • Обобщить полученные знания по изучению родного края.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки, видеозаписи праздника «Ысэх», музыкальная физминутка.

1. Актуализация знаний

Ребята, сегодня вас ожидает необычный урок, а ключевое слово к нему вы сейчас откроете сами. На обратной стороне карточки для устного счёта написана буква. Она откроется только в том случае, если вы решите пример.

48: 6
+ 22
- 17

 13 + 9
: 2
- 6

 14 – 5
х 8
+8

 54 : 6
+ 11
- 3

 42 – 7
: 5
+ 3

 30 : 5
+ 14
- 4

 Э

 К

 С

 П

 Е

 Д

 

1дм 4см □ 14см

10дм □ 1м 1дм

50мм □ 5см 5мм

2м □ 20дм

 И

 Ц

 И

 Я

Карточки поочерёдно переворачивают, и появляется слово «экспедиция».

- Как вы понимаете смысл этого слова?

Вас сегодня ждёт необычная экспедиция, она носит название «Математическая экспедиция на полюсе холода». Одним из чудес света Якутии является полюс холода – Оймякон. Необыкновенное место, где мы живём. И сегодня мы будем путешествовать по родному краю. Как вы понимаете смысл слова «экспедиция»?

Чем отличается путешествие от экспедиции? А наш урок называется «Математическая экспедиция на полюсе холода».

Как вы думаете. Какие знания вы должны показать в этой экспедиции?

Учитель: Конечно, ребята, вы должны показать все знания, которые у вас есть о родном крае , где мы живём на полюсе холода – Оймяконье и закрепить те умения, которые вы получали на предыдущих уроках математики.

Вот вы и сформулировали тему нашего урока.

А теперь быстрее на вертолёт и в путь! Заведем мотор вертолёта вращательными движениями головы и в этом нам поможет «Гимнастика мозга».

2. «Гимнастика мозга»

а) Упр. «Вращение шеи»

Глубоко вдохните, расслабьте плечи, опустите голову вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений кислород лучше будет поступать в мозг и голос ваш будет звучать сильнее.

б) Упр. «Сова»

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы, повторите то же самое, схватив левое плечо.

3. Решение задач

А сейчас откройте тетради и запишите какого числа началась наша экспедиция.

Перед тем как приступить к исследованиям нужно потренировать свои устные вычисления.

1. Слушайте внимательно и решите устно:

- На лужайке вдоль дорожки
Ходят, бродят козьи ножки.
Вижу я 16 ног.
Задаю я вам вопрос:
«Сколько там пасётся коз?» (4)

- Лисица учила своих малышей
Ловить под кустами проворных мышей
Мыши услышали злую лису
И затаились под ёлкой в лесу.
Взрослых мышей было только лишь пять,
У каждой мамаши по 9 мышат.
Так сколько, скажите, мышей и мышат
Тихо под елью ветвистой сидят?

Учитель: Молодцы. Ребята, а сейчас запишите слово «Задача». Будете записывать только решение и ответ.

В экспедицию на полюс холода Оймякон отправились 2 группы мальчиков по 7 человек и 11 девочек. Сколько всего учащихся отправились в экспедицию?

(Краткая запись задачи на проекторе)

М. – 2г. по 7 ч.
Д. – 11ч.
} ? уч.

(2 х 7) + 11 = 25 (уч.)

Учитель: Молодцы. Справились с задачей. Оймяконье – неотъемлемая часть Якутии. Так как наша экспедиция включает в себя знание животного мира Оймякона, то, конечно, вы должны знать, сколько животных Якутии охраняется законом и занесено в Красную книгу нашей Республики. А почему Красная книга носит такое название?

Так сколько же животных занесено в Красную книгу Якутии?

Возникла проблема, и её нужно решить применяя математические знания.

4. Решение примеров

Для этого нужно решить пример на порядок действий. (примеры записаны на слайдах, дети решают с комментированием)

81 : 9 х 8 – 3 х 8 : 4 = 66 – видов животных занесено в Красную книгу Якутии.

А сколько из этого числа занесено в Красную книгу птиц?

45 : 9 + ( 65 – 56) х 5 = 50 – это птицы, то сколько же остаётся млекопитающих? (16)

- А сколько видов растений в Красной книге Якутии? Узнаем и это. (самостоятельно)

(37 + 29 – 18) : 6 + 35 : 7 х 5 = 33 вида растений.

Так как мы сейчас находимся в полёте и парим, как птицы над землёй, может вы скажете, какие птицы Оймякона находятся под охраной и внесены в Красную книгу Республики Саха?

(дети перечисляют: стерх, серый журавль, серая цапля, малый или тундряной лебедь, гусь – пискулька, чирок клоктун, скопа, орлан – белохвост, орёл, беркут, сокол – сапсан, розовая чайка, белая куропатка)

Наш вертолет приземлился на поляну, где проходит национальный праздник – ысэх – начало якутского лета. Отсчёт нового года начинается с этого праздника.

(включаю видеозапись праздника)

Вы наблюдаете за священным ритуалом, который совершает самый почтенный, уважаемый человек в якутском наслеге – белый шаман или заклинатель.

Через огонь происходит угощение духов верхнего и среднего мира. Белый шаман просит их о благословении людей, чтобы был богатый урожай, хорошая погода, много рыбы, дичи, скота.

Люди радуются, танцуют, поют песни, состязаются в спорте.

И мы тоже отдохнем.

5. Музыкальная физминутка

Учитель: отдохнули, а теперь продолжим свои исследования.

Записываем только решение задачи.

6. Решение задач (краткое условие на проекторе)

- На празднике Ысэх в спортивных прыжках участвовало 30 юношей, а в перетягивании палки в 6 раз меньше. Сколько юношей участвовало в перетягивании палки?

30 : 6 = 5 (юн.)

- Учитель: Отдохнули, пора продолжать наш путь. Впереди лес. Почему так говорят: «Лес – наше богатство?»

Задача. Один гектар хвойного леса поглощает за год 30 тонн пыли, что на 40 тонн меньше, чем лиственный. От скольких тонн пыли избавят нас один гектар хвойного и один гектар лиственного леса?

Разбор задачи:

- Известно ли сколько тонн пыли поглощает хвойный лес? (30)

- Что ещё известно про этот лес? (на 40 т пыли поглощает меньше меньше, чем лиственный)

- Если он поглощает пыли меньше, чем лиственный лес, то как узнать сколько тонн пыли поглощает лиственный лес? (30 + 40 = 70 т – листв. лес)

А теперь сможем узнать? От скольких тонн пыли нас избавят один гектар хвойного и один гектар лиственного леса? (30 + 70 = 100 т)

Леса Якутии очень богаты животными.

Назовите какие звери водятся в наших лесах?

А сейчас мы с вами сделаем маленькие открытия, работая в группах по 4 человека.

6. Решение уравнений (работа в группах)

1 группа решив уравнение скажут нам сколько весит росомаха?

5 х В = 100
Х = 100 : 5
Х = 20 (кг)

2 группа - узнает длину хвоста бурого медведя в см.

С х 4 = 40
Х = 40 : 4
Х = 10 (см)

3 группа – узнает сколько весит снежный баран (чубуку) - группа сильных учащихся.

Х + 100 = 230
Х = 230 – 100
Х= 130(кг)

4 группа – сколько лет живёт кабарга?

а х 9 = 45
а = 45 : 9
а = 5 (лет)

7. Упражнения для глаз

Экспедиция наша продолжается к реке Индигирке.

Что вы о ней знаете? (Длина реки Индигирки 2000 км)

Сколько видов рыб в наших водоёмах? (30 видов)

Назовите их - чир, сиг, пелядь, хариус, нельма, ленок, налим, гольян, каталка и др.

8. Блиц вопросы (устно)

Задача. Рыба ленок встречается не только в реках, но и озёрах. Ленок реки Индигирки весит 3 кг, а озёрный 6 кг. Во сколько раз больше весит озёрный ленок?

Задача. В прошлом году лебеди опустились на нашу реку Индигирку. Кто видел это чудо?

У лебедя на всём теле около 25 тысяч перьев. Из них на голове и шее 20 тысяч перьев. Сколько перьев на остальном туловище лебедя? (5 тысяч)

Задача. Завершаем нашу экспедицию отправляясь к ещё одному из чудес света Якутии нашему таинственному озеру Лабынкыр.

Что вы о нём знаете?

Длина озера Лабынкыр 15 км, а ширина в среднем 3 км. Найдите площадь озера.

15 х 3 = 45 кв.км

9. Итог урока

Наша познавательная математическая экспедиция по полюсу холода подошла к концу. Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке, подняв карточки.

Красная – отлично, зелёная – хорошо, жёлтая – удовлетворительно. (дети высказывают своё мнение почему они поставили себе такую отметку)
Какие открытия для себя вы сегодня сделали?

Какой вывод можно сделать для себя, зная какое богатство нашего края нас окружает?

Учитель: Спасибо за урок! Наша математическая экспедиция на полюсе холода завершена.