Роль компьютерных игр в развитии интеллекта, творческих способностей и навыков общения при подготовке детей к школе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовка к школе, компьютерные игры


В Центре дополнительного образования г.Мирный работает студия «Речецветик» для детей 6-7 лет. Программа студии нацелена на формирование базовых основ личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, на подготовку его к жизни в современном обществе. Фундаментом реализации этих целей является речь – стержень эмоционально-личностного и умственного развития ребенка, и прежде всего речь устная. Поэтому направление «Речевое развитие» выдвинуто в программе на первый план.

Научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о русском языке, литературе, обогатить речь, внимание, интерес к речи; научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – вот первостепенные задачи студии. Для того,чтобы дети с удовольствием посещали студию и в полной мере осваивали образовательно-развивающую программу я использую всевозможные игры в своей работе. Ученые считают, что игра развивает внутреннюю речь и логику. Ведь, ребёнку часто приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, по его мнению, наиболее целесообразную. Содействуя умственному развитию детей, занятие в игровой форме побуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера.

Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благоприятное влияние на формирование детской души, развитие умственных способностей. В игре растущий человек познает жизнь.

Увлёкшись, дети не замечают, что они учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас понятий, представлений, развивают навыки, фантазию.

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьёзная форма воспитания.  Огромное значение придавал играм А.С.Макаренко: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, а надо пропитать всю его жизнь этой игрой». [В.И.Селиверстова, 1981] А известный врач и педагог Е.А.Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для их успешного физического воспитания. В своих трудах он говорил о том, что не может быть здорового развития  у ребёнка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребёнок ведёт в игре, в свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребёнок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой.[В.И.Селиверстова, 1981]

Игра благотворно влияет на здоровье ребёнка. Она единственная форма его деятельности. Никогда игра не предъявляет требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья. Игра как основной вид деятельности ребёнка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Это доказывает и вывод известного психолога и педагога Д.Б.Эльконина: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных, до самых сложных». [Е.А.Осипова, 2004]

«Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности». Это основополагающий отрывок из текста ФГОС ДО, которые разработаны и введены в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни проживал.

Новый документ (23.11.2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования) ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как раньше на первом месте стояло занятие.

В своей работе ежедневно использую игры для развития слухового внимания,фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического дыхания, формирования правильного звукопроизношения звуков, развития голоса. А так же пальчиковые игры для развития мелкой моторики, игры-шутки, подвижные игры. Всегда под рукой настольно-печатные игры, собираем различные тематические пазлы. Например, «Професии»,  «Кто где живет?», «Дорожные знаки?», «Домашние и дикие звери» и т.д. Не забываем и самые любимые сюжетно-ролевые и театрализованные игры.

Так же активно используюновый вид развивающего обучения - различные компьютерные игры и учебные компьютерные программы, для того, чтобы сделать обучение и развитие ребенка более результативным.

  • В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на мир реальный, но и отличающий от него.
  • Ребенок может управлять предметами, возникающими на экране компьютера, может заставить их измениться, появиться или пропасть, т.е. он чувствует их реальность, как и реальность окружающих его вещей. В то же время он не может взять их в руки, не может их потрогать. Кроме того, компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление о всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления, как обобщение и классификация. Компьютерные занятия способствуют развитию логического мышления детей. Не менее важно и то, что в этих играх ребенок начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей.
  • Стремление ребенка к игре или как психологи говорят «игровая мотивация», помогает ребенку усвоить те знания, которые несут в себе компьютерные игры.
  • Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
  • Компьютер делает значимым, ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным.

Существуют специальные программы для обучения детей математике, грамоте, логике. Ценность этих программ в том, что они в более наглядной форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом. Применение компьютерных игр позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с и значительно повысить эффективность любой деятельности. Игра – это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его природой и социальной действительности. Благодаря особенностям игровых средств отображения действительности, ребенок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребенка компьютера, как игрового средства. [Л.Р.Лизунова, 2005]

Новые компьютерные технологии применяются и для развития коммуникативных навыков дошкольников. Ведь часто ребенок, осознавший, что он недостаточно хорошо говорит на русском языке, стесняется говорить, боится, что он будет осмеян или не понят, он не уверен в себе, в своих способностях к общению. Все это еще больше закрепляет психологическое состояние неуверенности и неспособности. Это состояние, в свою очередь, имеет неблагоприятное влияние на его эмоциональное, психическое состояние и развитие. А общение с компьютером является обезличенным, и ребенок не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог необходимое количество раз, что в реальной жизни затруднено. Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является и то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению организованной образовательной деятельности путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

Рекомендую использовать в своей работе такие лицензированные программы: «Игры для Тигры», «Домашний логопед» - в 2 частях, «Логопед. Практический курс», «Учимся правильно говорить» (специальные коррекционные программы по преодолению нарушений речи); развивающие и обучающие занимательные компьютерные игры: «Несерьёзные уроки», «Букварь», «Учимся учиться», «Поди туда, не знаю куда», «Веселый алфавит» и др.

Развивающие занимательные компьютерные игры: закрепляют знание алфавита, тренируют память и логическое мышление, обучают навыкам чтения и счета.расширяют словарный запас. развивают внимание и творческое мышление, развивают навыки письма, знакомят с основами русской грамматики. учат думать, запоминать и анализировать.

Организованная образовательная деятельность готовится таким образом, чтобы решить следующие задачи:

  • создать положительную мотивацию на занятиях;
  • развить смысловую догадку;
  • сформировать навыки смыслового развертывания;
  • активизировать лексический опыт ребёнка и обогатить словарный запас;
  • способствовать оптимальной организации внимания;
  • вооружить рациональными способами запоминания;
  • выработать необходимый темп и ритм восприятия информации;
  • увеличить скорость восприятия;
  • приучить к самооценке процесса и результата собственной деятельности во время занятий в сравнении с другими детьми, формируя навыки адекватной самооценки;
  • активизировать рефлексивные способности ребёнка, в целом осуществлять нравственное, эстетическое и другое воспитание через восприятие и понимание содержания игр, его анализ и оценку.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.

Становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приёмов. Решая заданной компьютерной программой проблемную ситуацию, ребёнок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у ребёнка такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера. Таким образом, целесообразность применения компьютерных технологий в подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста очевидна.

Нужно помнить, что общение с компьютером вызывает у детей - дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем как и учебная деятельность. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который и лежит в основе формирования  познавательной мотивации, развития произвольной памяти и внимания, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.

Использованная литература

  1. Закон РФ «Об образовании» (п.6.2 ст. 9) ФГТ - приказ Министерства Образования и Науки от 23.11.2009г. № 655.
  2. Лизунова Л.Р. «Компьютерные технологии коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста», ПОИПКРО, Пермь, 2005.
  3. Осипова Е.А. «Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет», Издательство «Аркти», Москва, 2004.
  4. Селиверстова В.А. «Игры в логопедической работе с детьми», «Просвещение», Москва, 1981.