Принято считать, что школа - главное воспитательное звено. Но позвольте не согласиться. Дети проводят только ¼ часть дня в школе, а все остальное время - в кругу семьи. И потому процесс воспитания преимущественно происходит в семье. Благодаря ей малыш превращается в личность. Многие родители скажут, что у них нет специального педагогического образования. Но все мы – мамы и папы, с рождения знающие своих детей, их таланты. Каждый ребёнок неповторим, каждый – индивидуальность с уникальным набором генов. Его нужно очень хорошо знать, уметь замечать все мелочи в поведении. И только тогда, с помощью любящих, мыслящих родителей, в каждом ребёнке можно развить его природные способности. В адаптации в жизни, в личном счастье, решающее значение имеет атмосфера семьи, условия, которые мы, родители, создаём своим детям. Эти условия особенно важны для их будущей взрослой жизни, когда они сами будут создавать семью и воспитывать своих малышей.
В Священном Писании говорится, что грехи отцов сказываются на детях до третьего поколения. Многим из нас это кажется несправедливым. Однако опыт подтверждает справедливость этих слов. Эта закономерность проявляется и в психической патологии и в умственных расстройствах. Нервные заболевания бабушек и дедушек передаются из поколения в поколение, поражая не только их собственных детей, но и внуков, а иногда и правнуков. Есть и другая закономерность. Из поколения в поколение передаётся и душевное здоровье, и добрые отношения в семье. В дружных семьях вырастают дети, способные создать хорошую семью. К сожалению, пока не придумано лекарство от семейных недугов; нет таких инъекций, которые избавили бы супругов от проблем в отношениях друг с другом или в отношениях с детьми. Но всё же родители должны найти способ, чтобы вывести молодое поколение из порочного круга разрушительных воздействий. Проблемы есть у всех: у одних больше, у других меньше, но вырасти без проблем не удаётся никому. Мы живём далеко не в совершенном мире. Жизнь любой семьи состоит из радостей и огорчений. Даже идеальная семья не в силах уберечь своих детей от слез и разочарований. Впрочем, родители должны не оберегать их, а готовить к встрече с трудностями.
Нужно, чтобы дети осознанно относились к жизненным проблемам, умели справляться с ними, не впадали в отчаяние от неудач. Мы, родители, должны научить своих их переносить удары судьбы, сохранять хладнокровие и выдержку, должны вооружить их умением не бояться проблем и самостоятельно находить выход из самых сложных ситуаций. Дети всегда чувствуют отношение родителей, и это постоянное ощущение доброй заботы, безмерной любви ничем не заменить. Семья создает и укрепляет в ребёнке чувство собственной значимости, уверенность в себе.
Важно, чтобы родители сами служили примером нравственного и ответственного поведения, если они хотят вырастить порядочных людей. Дети повторяют то, что они видят. Если глава семьи избивает жену и детей, нетрудно угадать, как поведут себя, женившись, его сыновья. Вы хотите, чтобы у детей были идеалы? Начните с собственного поведения. Дружите с детьми, чтобы им хотелось быть похожими на вас, разделять ваши взгляды. Тогда они легко и незаметно усвоят ваши нравственные ценности. Воспитание нравственных ориентаций и этических норм поведения не даёт сиюминутных результатов, оно длится годами. Итак, родители должны быть нравственными образцам для своих детей. Если взрослые добиваются от своих детей того, чего не делают сами, их требования не находят отклика в сердце дочери или сына. И наоборот, если отец или мать в глазах ребёнка приближаются к нравственным идеалам, то каждое их слово, похвала или порицание имеет для них особый вес, каждое их требование выполняется охотно из любви и уважения. «Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примером» - говорил Сенека. Наша задача стать опорой, пристанищем и прибежищем для наших детей. Опасное положение для формирования личности подростка создаётся в том случае, если он начинает связывать плохое настроение родителей с их трудом. У детей формируется пагубное представление о труде. В наше время тяжело доказать пользу знаний, радость труда. Но не нужно забывать, что наши дети – будущее нашей страны.
Любите ли вы своего ребёнка? Обычно все отвечают положительно. Мужчины считают, что проявляют свою любовь, обеспечивая семью, заботясь о её благосостоянии. Женщины не жалеют сил чтобы одеть детей, накормить, проверить уроки. Психологи же считают, что истинная родительская любовь проявляется, прежде всего, в умении общаться с детьми, находить с ними общий язык.
Перед вами четыре правила:
- Умение слушать ребёнка. Родители, которые проявляют интерес к разговорам ребёнка поистине мудрые родители, потому что с помощью слова он выражает свои чувства. Научились ли вы выслушивать своего ребёнка до конца, или же вы прерываете его, меняете тему разговора?
- Манера говорить с ребёнком. Родители или указывают ребёнку: «сделай то; не забудь; обязательно; немедленно». Или выражают неудовлетворение: «опять ты не сделал», «ну, сколько раз можно повторять», «ну когда, ты, наконец…». Если вы не научитесь говорить мягко, с любовью и уважением, то дети будут избегать общения с вами.
- Знание, как наказывать детей. Наказание - еще одно доказательство любви. Мудрые родители, наказав ребёнка, не уходят, не отвергают ребёнка, а уверяют его в своей родительской любви.
- Помощь в развитии ребёнка.
Дети очень отзывчивы, они склонны подражать. Вы – пример для них. От вас зависит, какими они вырастут. Родителям надо чётко представлять те сложности, которые испытывает подросток. Только тогда они смогут противостоять тому, что принято называть дурным влиянием. А поддаётся влиянию он в тех случаях, когда не ощущает позитивных ценностей общества, семьи, школы. Когда продолжает ощущать себя по – детски зависимым и несвободным. Когда сталкивается с постоянными запретами, с полным отрицанием даже совершенно безобидных элементов молодёжной культуры, таких как мода в одежде, причёска, музыкальный жаргон, которые особенно ценны в его возрасте. В этом же направлении действуют и просто подсказки, неприятие самостоятельного выбора подростком модели поведения в этих важных для его самооценки сферах; тогда подросток ощущает глубокую брешь между самооценкой и оценкой его другими, значимыми для него взрослыми – родителями, учителями. Всё это ведёт к конфликтам с родителями и поведению, далёкому от нормы. А в группе сверстников он чувствует себя уверенно, поскольку находит поддержку и уважение. Надо ли во всём потакать подростку, выполнять все его, часто нелепые, прихоти? Нет, это не тот путь. Надо лишь уважать потребности маленького человека в самовыражении – пусть это даже самая нелепая причёска. Но параллельно переключать его внимание на достижение успеха в учёбе, спорте, хобби. Достижения в этих сферах будут также повышать мнение подростка о себе и его рейтинг среди подростков. Обычно у подростков возникает проблема будущей профессиональной ориентации – достаточно сложная, если не иметь перед глазами какого – либо яркого примера, например, профессиональные традиции. Помощь школы и родителей в этом вопросе играет очень важную роль. В конце подросткового периода парни и девушки становятся серьёзнее, они больше внимания и времени уделяют своему будущему, учёбе, профессиональной ориентации. Даже те подростки, которые ранее отличались конфликтностью, как бы успокаиваются, берутся за ум. В то же время могут усилиться асоциальные тенденции, особенно если группу подростков возглавит личность с криминальными наклонностями.
Даже такой перечень проблем показывает, что подростком быть очень трудно и помочь ему во взрослении – наша прямая обязанность. Помощь эта должна заключаться в создании обстановки, в которой ребенок смог бы воспринимать как свои собственные моральные ценности и принципы семьи и общества, так и не отказываться от того нового, что постоянно создаёт подростковая культура. Конфликты на этом пути практически неизбежны, но они должны разрешаться без потерь для развития подростка – ведь только в этом случае выигрывают все – и сам подросток, и его семья, и школа.
И в заключение мне хотелось бы пожелать родителям подростков вспомнить всё то, что было с ними в этом возрасте: как они сами относились к тем или иным требованиям своих родителей, к нравоучениям взрослых. Это должно помочь лучше понять своих детей и найти приемлемые для всех способы решения семейных проблем.