Цель:
- Иметь представление об элементах общения.
- Уметь использовать эти элементы в жизненных ситуациях.
План:
- Озадачивание темой общения. Вступительное слово учителя.
- Ознакомление детей с элементами общения и обсуждение значимости каждого из них. Беседа – рассуждение.
- Обучение способам общения через практическое задание.
- Отслеживание результатов занятия через беседу по притче.
- Вступление.
Мы сейчас послушаем одну древнюю притчу, а вы попробуете угадать, чему будет посвящён наш классный час.
Всё оставляет свой след. Притча.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
(Источник: https://www.stranamam.ru/post/2402298/)
Правильно ли поступал юноша? Каких правил он не знал? (правил общения). А что такое общение?
Как вы считаете?
(вместе играть, разговаривать, гулять, дружить).
«Общение – это деловая или дружеская связь» (из словаря русского языка Ожегова).
А вот умеем ли мы создавать эту дружескую связь, умеем ли мы общаться?
К сожалению, зачастую это не так.
Беседа – рассуждение.
Вот поэтому, мы сегодня и поговорим с вами как устанавливать эту связь.
Будем учиться общению друг с другом.
И начнем с элементов общения.
Элементов общения конечно больше, но давайте разберем столько, сколько у нас групп.
И посмотрим, как каждое из них влияет на общение. А что за это элементы, узнаем, поработав в группах. У каждой группы на столах лежат карточки с текстом.
Задание для 1 группы: Прочитайте, попробуйте определить, о чем здесь идет речь, как можно это назвать одним словом. Тане подарили новую куклу. Во двор она вышла с ней. Таня положила свою новую куклу рядышком на скамейку и стала рассказывать, как все вместе они будут играть в дочки-матери. Тут девочка соседка Оля не удержалась и захотела потрогать куклу. Таня только посмотрела на Олю, та сразу отдернула руку от куклы. Почему?
Задание для 2группы: Прочитайте пословицы и определите, о чём здесь говорится: «Рана от ножа заживает, а от слова – никогда».
«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».
Задание для 3 группы: На уроке рисования Дима попросил у Ани фломастеры. «Держи!», – грубо сказала Аня и передала мальчику то, что он просил. Мальчик посмотрел на Аню и не взял у неё фломастеры. Почему?
Задание для 4группы: В классе шла контрольная работа. Петя опоздал на урок. Учителю нужно, чтобы он тихо сел на свое место и занялся делом, но в классе разговаривать нельзя – все работают. Как ему это объяснить? (жестом)
А сейчас давайте посмотрим, как мы ими пользуемся в повседневной жизни. Ведь иметь знания об элементах общения это одно, а уметь применять их, использовать в повседневной жизни это намного сложнее.
Следующее задание для групп: прочитайте задания №2.
Взгляд.
Каким он может быть?
- Добрым, злым, подозрительным, наглым, доверчивым, сочувствующим и т.п.
- Хмурый, настороженный взгляд вызывает недоверие к человеку, отталкивает и пугает.
- Пристальный, бесцеремонный – тревожит.
- Открытый, приветливый – располагает, настраивает на доверительное общение даже с незнакомым человеком.
Задание для 1 группы (задание на листочке).
Задание – посмотреть определенным взглядом друг на друга. Каким должен быть этот взгляд записано на листочках.
Посмотри на своего соседа и покажи взглядом, что ты на него обижен.
А ты покажи взглядом, что ты просишь у него прощения.
Покажи, что ты его простил и вы опять – друзья.
Что вы поняли? Что почувствовали? Что хотел тебе сказать своим взглядом……? А ……, что хотел сказать? Какое у тебя было задание? Получилось? Почему?
Посмотрите, один только взгляд, а мы уже как–то настраиваемся на общение.
Нам или хочется установить какую – либо связь с тем человеком, который к нам обращается, или уже не хотим идти ни на какое общение.
Слово.
Давайте посмотрим, как слово влияет на общение?
Словом можно и приласкать, и обидеть, и оскорбить, и высмеять, и одобрить.
Задание для 2 группы (задание на листочке).
Ваша одноклассница пришла в класс в новом платье. Ей кажется, что это хорошее платье.
Скажите слова одобрения:
Обидные слова:
Видите, ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Слово исцеляет и убивает.
Поэтому надо очень внимательно относиться к тому, что мы говорим.
Не зря в народе говорится: «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь».
Интонация.
Могуч и велик русский язык.
В словаре русского языка С.И. Ожегова – 57000 слов.
Мы же очень лениво относимся к нашей речи.
Не подбираем нужных точных слов. Используем в разговоре не более 1000 слов, а то и меньше.
Например, слово нормально.
Оно заполнило нашу речь.
Как здоровье? – нормально.
Как живешь? – нормально.
Как дела? – нормально.
Как сходил в театр? – нормально.
Что тут еще сказать?
Но и это одно слово можно сказать – произнести по-разному, т.е. с разной интонацией.
Задание для 3 группы (задание на листочке).
На вопрос: «Как живешь?», «Как дела?», «Тебе хорошо?» ответь с разной интонацией словом нормально.
Скажите «У нас скоро каникулы» с разной интонацией.
Интонация подчас значительнее слова.
Интонация – посланница радости или огорчения.
Она притягивает и отталкивает.
Ободряет и удручает.
Обижает и оскорбляет.
И она же вселит надежду, осчастливит, поддержит, ободрит.
Видите, какое большое значение имеет интонация.
Жест.
Ребята, а сейчас посмотрите на меня внимательно. Что я хочу вам сказать?
- показываю жест – палец у рта (помолчите);
- грожу пальцем (нельзя этого делать);
- прижимаю руки к груди (я прижимаю вас к сердцу, вы мне нравитесь);
- воздушный поцелуй (я люблю вас).
Что я вам сказала?
Но ведь я молчала, я ничего не говорила.
Что я делала?
(показывала жесты).
Вспомните уроки окружающего мира.
Раньше люди могли общаться только жестами. Насколько жест должен быть выразительным, точным, чтобы его поняли.
Но и после того, как люди научились разговаривать, значение жеста не уменьшилось.
Мы и сейчас очень часто пользуемся жестами. Ведь жестом так же, как и взглядом, словом, интонацией можно выразить расположение, участие, дружелюбие или наоборот оттолкнуть, дать понять, что нет желания с тобой общаться.
Задание для 4 группы.
Мальчики покажите расположение, приглашение к общению девочек.
Девочки… (это же задание).
У кого получилось приятнее? Почему?
Ребята, мы с вами рассмотрели только 4 элемента общения. И увидели, насколько каждый из них значим.
Просьба дать ручку, карандаш, резинку.
- как попросить, чтобы было желание дать.
- как дать, чтобы было желание взять.
IV. Заключение.
- Ребята, сейчас вы как бы посмотрели на себя со стороны.
Что вы увидели?
(высказывания детей: что нужно и как это важно: обращать внимание на свои жесты, интонацию с которой произносились те или иные слова. Задумываться о том, что при этом выражают твои глаза)
Всё правильно, но как мы это сейчас видели, иметь знание об элементах общения это одно, а уметь применить, использовать их в повседневной жизни это сложнее.
Поначалу не всё получается.
Но постепенно, трудное становиться привычным.
Привычное – лёгким и приятным.
Овладев даже этими элементами общения, вы увидите, как результативно (положительно) решаются многие вопросы (конфликты) возникающие в повседневной жизни.
Обобщение занятия.
Давайте обобщим. Про какие элементы общения поговорили? Каждая группа очень кратко подготовьте ответ на такой вопрос: «Каким должен быть каждый элемент общения, о котором мы сегодня поговорили?». Каждая группа – о своем элементе.
Интонация – д.б.доброжелательной, милой, доброй, убедительной.
Слова – добрыми, волшебными, приятными, хорошими.
Взгляд – добрым, приятным.
Жесты – приятными, ненавязчивыми, понятными.
Вернёмся к нашему юноше. Он исправился? А что символизирует шрамы от гвоздей на дереве? (обида на душе у тех, кого он обидел раньше). Так какой вывод мы сделаем? Нельзя обижать друг-друга, потому что если вы кого-то обидели, неприятный осадок останется, даже если вы попросите прощения. Не зря говорит народная мудрость, «Рана от ножа заживает, а от слова – никогда».
Будьте друг к другу терпимее, добрее!