Методическая разработка классного часа по теме: Час общения «Все оставляет свой след»

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: классный час


Цель:

  • Иметь представление об элементах общения.
  • Уметь использовать эти элементы в жизненных ситуациях.

План:

  1. Озадачивание темой общения. Вступительное слово учителя.
  2. Ознакомление детей с элементами общения и обсуждение значимости каждого из них. Беседа – рассуждение.
  3. Обучение способам общения через практическое задание.
  4. Отслеживание результатов занятия через беседу по притче.
  5. Вступление.

Мы сейчас послушаем одну древнюю притчу, а вы попробуете угадать, чему будет посвящён наш классный час.

Всё оставляет свой след. Притча.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

(Источник: https://www.stranamam.ru/post/2402298/)

Правильно ли поступал юноша? Каких правил он не знал? (правил общения). А что такое общение?

Как вы считаете?

(вместе играть, разговаривать, гулять, дружить).

«Общение – это деловая или дружеская связь» (из словаря русского языка Ожегова).

А вот умеем ли мы создавать эту дружескую связь, умеем ли мы общаться?

К сожалению, зачастую это не так.

Беседа – рассуждение.

Вот поэтому, мы сегодня и поговорим с вами как устанавливать эту связь.

Будем учиться общению друг с другом.

И начнем с элементов общения.

Элементов общения конечно больше, но давайте разберем столько, сколько у нас групп.

И посмотрим, как каждое из них влияет на общение. А что за это элементы, узнаем, поработав в группах. У каждой группы на столах лежат карточки с текстом.

Задание для 1 группы: Прочитайте, попробуйте определить, о чем здесь идет речь, как можно это назвать одним словом. Тане подарили новую куклу. Во двор она вышла с ней. Таня положила свою новую куклу рядышком на скамейку и стала рассказывать, как все вместе они будут играть в дочки-матери. Тут девочка соседка Оля не удержалась и захотела потрогать куклу. Таня только посмотрела на Олю, та сразу отдернула руку от куклы. Почему?

Задание для 2группы: Прочитайте пословицы и определите, о чём здесь говорится: «Рана от ножа заживает, а от слова – никогда».

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».

Задание для 3 группы: На уроке рисования Дима попросил у Ани фломастеры. «Держи!», – грубо сказала Аня и передала мальчику то, что он просил. Мальчик посмотрел на Аню и не взял у неё фломастеры. Почему?

Задание для 4группы: В классе шла контрольная работа. Петя опоздал на урок. Учителю нужно, чтобы он тихо сел на свое место и занялся делом, но в классе разговаривать нельзя – все работают. Как ему это объяснить? (жестом)

А сейчас давайте посмотрим, как мы ими пользуемся в повседневной жизни. Ведь иметь знания об элементах общения это одно, а уметь применять их, использовать в повседневной жизни это намного сложнее.

Следующее задание для групп: прочитайте задания №2.

Взгляд.

Каким он может быть?

  1. Добрым, злым, подозрительным, наглым, доверчивым, сочувствующим и т.п.
  2. Хмурый, настороженный взгляд вызывает недоверие к человеку, отталкивает и пугает.
  3. Пристальный, бесцеремонный – тревожит.
  4. Открытый, приветливый – располагает, настраивает на доверительное общение даже с незнакомым человеком.

Задание для 1 группы (задание на листочке).

Задание – посмотреть определенным взглядом друг на друга. Каким должен быть этот взгляд записано на листочках.

Посмотри на своего соседа и покажи взглядом, что ты на него обижен.

А ты покажи взглядом, что ты просишь у него прощения.

Покажи, что ты его простил и вы опять – друзья.

Что вы поняли? Что почувствовали? Что хотел тебе сказать своим взглядом……? А ……, что хотел сказать? Какое у тебя было задание? Получилось? Почему?

Посмотрите, один только взгляд, а мы уже как–то настраиваемся на общение.

Нам или хочется установить какую – либо связь с тем человеком, который к нам обращается, или уже не хотим идти ни на какое общение.

Слово.

Давайте посмотрим, как слово влияет на общение?

Словом можно и приласкать, и обидеть, и оскорбить, и высмеять, и одобрить.

Задание для 2 группы (задание на листочке).

Ваша одноклассница пришла в класс в новом платье. Ей кажется, что это хорошее платье.

Скажите слова одобрения:

Обидные слова:

Видите, ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Слово исцеляет и убивает.

Поэтому надо очень внимательно относиться к тому, что мы говорим.

Не зря в народе говорится: «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь».

Интонация.

Могуч и велик русский язык.

В словаре русского языка С.И. Ожегова – 57000 слов.

Мы же очень лениво относимся к нашей речи.

Не подбираем нужных точных слов. Используем в разговоре не более 1000 слов, а то и меньше.

Например, слово нормально.

Оно заполнило нашу речь.

Как здоровье? – нормально.

Как живешь? – нормально.

Как дела? – нормально.

Как сходил в театр? – нормально.

Что тут еще сказать?

Но и это одно слово можно сказать – произнести по-разному, т.е. с разной интонацией.

Задание для 3 группы (задание на листочке).

На вопрос: «Как живешь?», «Как дела?», «Тебе хорошо?» ответь с разной интонацией словом нормально.

Скажите «У нас скоро каникулы» с разной интонацией.

Интонация подчас значительнее слова.

Интонация – посланница радости или огорчения.

Она притягивает и отталкивает.

Ободряет и удручает.

Обижает и оскорбляет.

И она же вселит надежду, осчастливит, поддержит, ободрит.

Видите, какое большое значение имеет интонация.

Жест.

Ребята, а сейчас посмотрите на меня внимательно. Что я хочу вам сказать?

  1. показываю жест – палец у рта (помолчите);
  2. грожу пальцем (нельзя этого делать);
  3. прижимаю руки к груди (я прижимаю вас к сердцу, вы мне нравитесь);
  4. воздушный поцелуй (я люблю вас).

Что я вам сказала?

Но ведь я молчала, я ничего не говорила.

Что я делала?

(показывала жесты).

Вспомните уроки окружающего мира.

Раньше люди могли общаться только жестами. Насколько жест должен быть выразительным, точным, чтобы его поняли.

Но и после того, как люди научились разговаривать, значение жеста не уменьшилось.

Мы и сейчас очень часто пользуемся жестами. Ведь жестом так же, как и взглядом, словом, интонацией можно выразить расположение, участие, дружелюбие или наоборот оттолкнуть, дать понять, что нет желания с тобой общаться.

Задание для 4 группы.

Мальчики покажите расположение, приглашение к общению девочек.

Девочки… (это же задание).

У кого получилось приятнее? Почему?

Ребята, мы с вами рассмотрели только 4 элемента общения. И увидели, насколько каждый из них значим.

Просьба дать ручку, карандаш, резинку.

  1. как попросить, чтобы было желание дать.
  2. как дать, чтобы было желание взять.

IV. Заключение.

  1. Ребята, сейчас вы как бы посмотрели на себя со стороны.

Что вы увидели?

(высказывания детей: что нужно и как это важно: обращать внимание на свои жесты, интонацию с которой произносились те или иные слова. Задумываться о том, что при этом выражают твои глаза)

Всё правильно, но как мы это сейчас видели, иметь знание об элементах общения это одно, а уметь применить, использовать их в повседневной жизни это сложнее.

Поначалу не всё получается.

Но постепенно, трудное становиться привычным.

Привычное – лёгким и приятным.

Овладев даже этими элементами общения, вы увидите, как результативно (положительно) решаются многие вопросы (конфликты) возникающие в повседневной жизни.

Обобщение занятия.

Давайте обобщим. Про какие элементы общения поговорили? Каждая группа очень кратко подготовьте ответ на такой вопрос: «Каким должен быть каждый элемент общения, о котором мы сегодня поговорили?». Каждая группа – о своем элементе.

Интонация – д.б.доброжелательной, милой, доброй, убедительной.

Слова – добрыми, волшебными, приятными, хорошими.

Взгляд – добрым, приятным.

Жесты – приятными, ненавязчивыми, понятными.

Вернёмся к нашему юноше. Он исправился? А что символизирует шрамы от гвоздей на дереве? (обида на душе у тех, кого он обидел раньше). Так какой вывод мы сделаем? Нельзя обижать друг-друга, потому что если вы кого-то обидели, неприятный осадок останется, даже если вы попросите прощения. Не зря говорит народная мудрость, «Рана от ножа заживает, а от слова – никогда».

Будьте друг к другу терпимее, добрее!