Задачи
Образовательные:
- Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами «на» и «над».
- Упражнять в практическом употреблении предложений с данными предлогами.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать пространственную ориентировку через уточнение понятий сверху – вверху, учить понимать разницу в схемах данных предлогов.
- Развивать операции анализа, синтеза, обобщения через моделирование и перенос практической ситуации на схему.
- Корригировать грамматический строй речи через практическое употребление существительных в предложном и творительном падежах, построение простого распространенного предложения.
- Активизировать словарь по теме «Перелетные птицы».
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать у детей умение вести себя на занятии, слышать взрослого, выполнять его инструкции, слышать ответы своих товарищей, помогать им в случае необходимости.
Словарная работа. Маленькие слова «на», «над», сверху, вверху, схема.
Оборудование. Фигурка ласточки, схемы предлогов; картинный материал для составления предложений.
Раздаточный материал. Карточки-схемы предлогов НА, НАД, раскраски птиц, цветные карандаши.
1. Подготовительный этап
Разминка на ковре под музыку. Вместе рассказываем стихотворение с движениями рук.
На вербе с треском рвутся почки.
На речке лёд трещит в ночи.
И гнёзда вьют без проволочки.
На ветках первые грачи.
Дети рассаживаются на места.
— Наступила весна. К нам из теплых краев возвращаются перелетные птицы. Каких перелетных птиц вы знаете? Дети вспоминают перелётных птиц (скворец, соловей, грач, ласточка, кукушка и др.)
2. Основной этап
Игра «Ласточка прилетела»
— У нас сегодня гостья.
Угадайте, что за птица,
Тёмненькая невеличка.
Беленькая с живота.
Хвост раздвинут в два хвоста.Быстро над землей порхает,
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины.
(Ласточка.)
После того, как дети дали ответ на загадку, логопед демонстрирует фигурку ласточки.
— Давайте с ней поиграем.
Упражнение «Где птица?», предлог НА.
Ласточка будет с нами играть,
Место для отдыха выбирать.
Посмотрите, куда села ласточка.
Ласточка «садится» на доску, на стул, на коробку, на стол. Логопед в ходе игры спрашивает: «Где сидит ласточка?» (Дети: Ласточка сидит на доске (стуле, коробке, столе, дереве).
— Какое маленькое слово надо говорить, когда один предмет находится сверху другого предмета, касается его? (Дети: Маленькое слово «на».)
Работа со схемой предлога:
— Обозначим дерево прямоугольником. Ласточку обозначим кругом. Куда нужно положить круг – сверху или снизу квадрата? Почему? (Логопед демонстрирует схему на доске, дети – выбирают схему предлога НА)
- У ласточки есть друзья - перелётные птицы. Кто к нам ещё возвращается из тёплых стран
Всех перелётных птиц черней,
Он чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь –
А зовётся птица … (грач)
На картинке «Грач сидит на крыше».
Используем маленькое слово НА для обозначения положения предмета наверху. Покажите схему.
«Скворец сидит на скворечнике». Используем маленькое слово НА для обозначения положения предмета наверху. Покажите схему.
Разбираем схему предложения к картинкам на доске.
Ласточка сидит на ветке.
Грач сидит на крыше.
Скворец сидит на скворечнике.
Повторяем предложения, поднимая предлог НА.
3. Физминутка. С движениями рук
Стоит ваза на столе.
Кактус вырос на окне.
Я на стульчике сижу
И на лампочку гляжу.
А на лампе сидит муха,
Лапкой чешет своё ухо.
4. Упражнение «Где птица?», предлог НАД
— Ласточка хочет полетать еще.
Ласточка «летит» над доской, над стулом, над коробкой, над столом, над деревом. Логопед каждый раз задает вопрос: «Над чем летит ласточка?» (Дети: Ласточка летит над деревом (стулом, коробкой, столом).
— Какое маленькое слово надо говорить, когда один предмет находится вверху, выше другого предмета и не касается его? (Дети: Маленькое слово «над».)
Работа со схемой предлога:
— Снова обозначим дерево прямоугольником. Ласточку обозначим кругом. Куда нужно положить круг? Почему? (Логопед показывает схему на доске, дети – на карточках-схемах)
Предложения
Грач летит над пашней.
Скворец летит над лесом.
Ласточка летит над полем.
Обозначаем предлог схемой. Повторяем предложения, выделяя голосом предлог НАД.
5. Расскажи стихотворение, глядя на изображение
Над нами самолёт летит.
Над лесом ветерок шумит.
Смотрю и вижу над рекой
Туман спускается густой.
Над домом тучка проплыла
Над тучкой радуга была
Я над землёй хочу взлететь,
Чтоб мир огромный облететь.
6. Закрепление материала
7. Игра «Разложи картинки». Работа на доске. Дети подбирают картинку к заданной схеме
Логопед предлагает детям подойти к доске, выбрать любую из предложенных сюжетных картинок и поставить ее к нужной схеме. Затем дети самостоятельно составляют предложения с предлогом по картинкам и объясняют, почему использовали маленькое слово «на» или «над».
8. Игра «Подскажи словечко»
Проводится сравнение схем предлогов. — Чем отличаются схемы?
Послушайте слова и соедините их нужным предлогом. Покажите его схему.
Лежит окне.
Висит окном.
Сидит крыше.
Повис крышей.
Растёт земле.
Летит землёй.
Плавает озере.
Кружит озером.
9. Раскрасим птиц. Практическая деятельность детей
У вас на столах есть картинки с изображением птиц. Раскрасьте птиц, которые находятся НА чём-то - зелёным цветом, а птиц, которые НАД чем-то - синим цветом.
10. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей
— Какие маленькие слова мы учились сегодня различать?