Игра как основной вид деятельности в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: игра


Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них
как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

Мишель де Монтень

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Игра – основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса. В программе ФГОС ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы определены целевые ориентиры, которые следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной и образовательной деятельности взрослых.

Поскольку каждая игра занимает в жизни дошкольника особое место, а используем мы их и на занятиях, и в свободное время детей, то на этот процесс было обращено внимание исследователей Л.С.Выготского, Д.В.Эльконина, А.П.Усова, Д.В.Менджерицкой и многих других великих педагогов и психологов. И все они отметили, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т.Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития.

К.Д.Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В.Меджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребенок: сначала его действия с предметом-игрушкой носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах.

Исследователи отмечают важную роль в развитии детского творчества самостоятельных сюжетно-ролевых игр. По их мнению, именно самодеятельная игра детей (то есть «делаю сам») составляет сущность воспитания. Однако, нам, педагогам, необходимо помнить о том, что обогащение содержания игры во многом зависит от того, как организовано наблюдение детей за жизнью и деятельностью взрослых и общение с ними.

- К играм с правилами относятся дидактические игры (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Дидактические игры также широко распространены в системе дошкольного воспитания: они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Обучающая (дидактическая) задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических заданий. Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяются программой. Игровое действие представляет большой интерес для детей. Поначалу малышей привлекает в дидактической игре сам процесс игры, а начиная с 5-6 лет детей интересует ее результат. Игровые правила заставляют детей хорошо запомнить их и задуматься над их выполнением. Умение четко соблюдать правила в игре, вызывает уважение товарищей, развивает навыки произвольного поведения, формирует логическое мышление, приносит удовлетворение в игре.

Воспитателям необходимо своевременно планировать игру, определить ее место в структуре занятия, подготовиться к игре (подобрать дидактический материал, обустроить место, продумать методику проведения игры, определить состав игроков), провести последующий анализ игры. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлеченности, посильность дидактической задачи, темпа игры.

Дидактическая игра рассматривается в научно-методической литературе с разных сторон: она используется как средство (например, нравственного, эстетического воспитания, развития сенсорных и интеллектуальных особенностей); как форма организации деятельности (игровая форма проведения занятий); как метод и прием руководства детской игрой (например, метод введения новых знаний, прием загадывания и отгадывания); как вид деятельности (словесная, настольно-печатная, предметная).

Однако, в науке еще нет единого мнения, чем же в действительности является дидактическая игра: средством, формой, методом или видом деятельности. Главное, как мне кажется, состоит в том, какие возможности открывает дидактическая игра в воспитании и развитии детей, какие богатства для познания таит в себе, какие новые перспективы в развитии игровых технологий указывает.

Опираясь на знания опытных педагогов и осознавая, что игра является самым эффективным средством обучения, мы заранее планируем вводимые игры в рабочий процесс дня. Для нас важно ежедневно решать следующие вопросы:

- ознакомление с окружающим миром;

- обогащение детей игровым опытом;

- изменение и усложнение игровой среды;

- активизация общения взрослого с ребенком;

- сбережение и обогащение здоровья ребенка и др.

Мы считаем, что детям необходимо давать возможность играть в разное время дня: и утром до завтрака, и в перерывах между занятиями, на прогулке, и соответственно во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого и радостного настроения на весь день. Каждый из них может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Зачастую дети приходят в детский сад с намерениями продолжить начатую накануне, игру.

На занятиях мы используем те дидактические игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Игры используем как для постановки образовательной задачи, так и для закрепления, систематизации знаний. Не маловажно использование дидактических игр и для проверки знаний и умений детей, анализируя результаты обучения и усвоения пройденного на занятиях материала.

В связи с тем, что дидактическая игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, мы планируем использования игр и в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием дидактических игр составляется по всем видам и типам игр. Индивидуальные игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.

Организуя игры на открытом воздухе, обязательно учитываем такой важный фактор, как сезонность. В холодную погоду игры должны давать достаточную нагрузку, однако необходимо учитывать темп игры, который зачастую не может подойти для всей группы детей в силу их различных физических способностей. Игры должны быстро разогревать детей, но без ущерба для здоровья. К концу прогулки детям предлагаем более спокойные, ритмичные подвижные игры для того, чтобы восстановить их эмоциональное состояния.

Игры во второй половине дня предлагаем в игровой комнате, где расположение мебели и все игрушки подчиняются только игре. Уровень этих игр значительно возрастает, так как этому способствует накопленный за день опыт и усовершенствованные навыки детей. День ото дня дидактические игры детей становятся более насыщенными, интересными и разнообразными. Мы, воспитатели, всегда находимся в центре игровой жизни детей, вникаем в интересы играющих и направляем их игровую деятельность, придерживаясь определенных целей и задач.

И даже уборке игрушек в конце дня придаем вид игры, при этом приучая детей к последовательности, выполнения установленных правил, поддержания порядка в игровой зоне и в целом, в группе.

Итак, владея знаниями и опытом ведущих педагогов и психологов, мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны помнить, что игра является основным и любимым занятием детей, их работа. В игре сложное для дошкольников становится доступным, формирует базу для умственного развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни ребенка.