Задачи:
- формировать представление о пространственных отношениях, обозначаемых предлогом за;
- учить адекватно использовать предлог за в предложениях;
- развивать зрительное восприятие, внимание, зрительную линейную память.
Оборудование: игрушечная белочка, схема предлога за, сюжетная картинка «Зимний лес», зашумленные изображения диких животных (белка, волк, заяц, лиса, лось, медведь), контурные изображения диких животных, шишки, сюжетная картинка «Заячьи прятки».
Ход занятия
Организационный момент
Дети стоят около логопеда. Логопед загадывает детям загадку.
Хвост пушистою дугой —
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)
Игровое упражнение «Друг за другом»
К нам на занятие пришла белочка, чтобы пригласить нас в гости, в свой дом – зимний лес. Чтобы в лесу никто не потерялся, построимся друг за другом. Первая – Катя, Саша встань за Катей, Оля встань за Сашей …Скажите, кто за кем стоит? (Я стою за Катей. И т.д.). Вы произносили предложения. Какое маленькое слово было в каждом предложении? (За). Когда один предмет находится позади другого предмета, говорим маленькое слово за (логопед демонстрирует схему предлога за). Круг позади квадрата, круг за квадратом. Так обозначается маленькое слово за. Идем друг за другом (дети идут друг за другом и садятся на стульчики). Мы оказались в зимнем лесу (перед детьми сюжетная картина «Зимний лес»).
Игровое упражнение «Узнай и назови»
Перед вами картинки (на столе перед каждым ребенком зашумленные изображения диких животных). Художник изобразил диких животных, которых можно увидеть в зимнем лесу. Но разыгралась снежная буря, и животных почти не видно за снежной пеленой. Рассмотрите картинки. Кого вы видите? ( Дети отвечают, логопед выставляет контурные изображения животных на доску). Всех ли животных можно увидеть в зимнем лесу? Почему?
Игровое упражнение «Запомни по порядку»
Животные построились друг за другом. Кто стоит первым? (Первым стоит лось.) Где стоит заяц? (Заяц стоит за лосем). (Логопед задает вопрос о каждом животном). Запомните, кто за кем стоит. (Логопед закрывает ряд картинок). Постройте животных друг за другом так, как вы запомнили. ( Каждый ребенок выкладывает на столе ряд картинок). Проверим (логопед открывает ряд картинок на доске). Катя, кто у тебя находится первым в ряду? Оля, где находится заяц? (Заяц находится за лосем). (Логопед задает вопрос о каждом животном). Какое маленькое слово было в каждом предложении? (За). Положите картинки в корзиночки.
Физкультминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Шевелят так ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Игровое упражнение «Где лежит шишка?»
Белочка запасла на зиму шишки и разложила их за разными предметами. Где лежит шишка? (Шишка лежит за коробкой. Шишка лежит за пирамидкой. Шишка лежит за машинкой и т.д.). Какое маленькое слово было в каждом предложении? (За).
Игровое упражнение «Найди зайца»
Какое дикое животное, как и белка, меняет свою шубку на зиму? Почему? Зайка прячется от лисы и волка. (Логопед демонстрирует сюжетную картинку «Заячьи прятки»). Присмотритесь, отыщите зайку и скажите, где прячется зайка. (Зайка прячется за пеньком. Зайка прячется за кустом и т.д.). Какое маленькое слово было в каждом предложении? (За).
Дидактическое упражнение «Составь схему предложения»
Лиса выслеживает зайца. Вы подскажите зайцу, где притаилась лиса, если составите предложение из слов: лиса, сосна, за, сидеть. (Дети составляют предложение, анализируют его и выкладывают схему предложения).